Душа японской культуры — это Бусидо, учение о Пути Воина, душа Пути Воина — это смерть

Душа японской культуры — это Бусидо, учение о Пути Воина, душа Пути Воина — это смерть Бусидо, Япония, Самурай, Путь воина, Воин, Сила, Военное дело, Образование, Этика, Философия, Длиннопост

Молодой самурай

Многие считают, что «библия» Бусидо — это «Хагакурэ» Ямамото Цунэтомо, но это не так. Хагакурэ написано в 1700-ых годах, а до этого ничего не было что ли?

Официально Бусидо и самураи появились в XII веке, неофициально во времена реформ Тайка 646 года, хотя суть реформ была не в этом. Там такая ситуация получилась, что Япония напала на Корею и получила очень хороший отпор, тогда японцы поняли, что надо «вкладывать» в воинов. Смысл реформ был в том, чтобы Японию сделать, как соседнюю Китайскую Империю.

Еще многие почему-то думают, что Бусидо — это единый целостный догмат, нельзя сделать шаг влево – шаг вправо, но это тоже миф. Бусидо постоянно менялось.

Вообще «Бусидо» — это компиляция всей дальневосточной или азиатской мудрости и философии. Объясню. Когда ты читаешь «Хагакурэ» Ямамото Цунэтомо, то видно влияние ДЗЕНА. Когда Миямото Мусаси — ДАОСИЗМА. Когда Юдзана Дайдодзи — КОНФУЦИАНСТВА.

На первый взгляд, возникает вопрос, как можно такое сочетать? Но это на наш европейский взгляд. Мы слишком категоричны в этом плане. В Японии человек может быть одновременно христианином и буддистом, а по праздникам ходить и поклоняться духам предков, то есть практиковать традиционную этнорелигию «Синтоизм». Японцы могут и не боятся синтезировать разные учения, религии, философии и идеологии.

Приведу пример. В западной культуре ученый и поэт часто изображается поборником мира, а воин — грубым бесчувственным существом, варваром-дикарем. То есть они взаимоисключают друг друга. В Японии же издревле пытались соединить эти два берега. Воин в Японии — это не только мастер меча и боевых искусств, но и художник, и поэт, и ученый, и философ-интеллектуал. Хоть этот идеал и не всегда достигался, но самураи хранили его в своем сердце. Вспоминаю слова Брюса Ли о том, что цель необязательно должна достигаться, иногда это просто указатель в какую сторону надо идти.

Мне всегда было интересно в самураях — не только история, но и этика. Откуда тянутся корни их идеализации и романтизации в поп-культуре? Как появились те самураи, которых мы знаем: благородные, мужественные, храбрые и справедливые?

Во времена воюющих провинций самураи уже начинали воевать в 15-16 лет, они были неграмотными, часто грубыми, жестокими и агрессивными. Об этом пишет и Ямамото Цунэтомо. Потом наступила мирная эпоха, самураи стали чиновниками, привыкали к спокойной жизни. Тогда идеологи Бусидо начали более глубже смотреть на проблему: «Что ж такое воин-самурай? Кто он?». Если самурай больше не может бездумно махать мечом, не может сражаться, то, что делает его воином? Тут и начиналась этическая философия: самурай предан родине, императору, сегуну, господину, семье, родителям и родственникам. Он посвящает весь свой досуг саморазвитию и помощи ближним. Ямамото Цунэтомо пишет, что по тому, как сидит самурай на циновке, можно понять воин он или нет, по его манерам и речи.

Многие теоретики Бусидо пишут о том, что Путь Воина — это смерть? В действительности важна не сама смерть, а желание умереть, то есть не бояться ее. Сейчас я вам объясню. Это мы, современные люди, читает разных самурайских авторов, а что читали и изучали сами самураи? Они читали Конфуция, который говорил, что, выбирая между жизнью и смертью, выбирай смерть, тогда сохранишь жизнь. Я думаю, вы замечали такую тему по жизни, что если что-то сильно хочешь «поймать», то это ускользает от тебя, как мираж и сон, но если относиться к этому спокойно, то оно как будто само прилипает. То же самое и здесь.

У японцев есть хорошая пословица, которая отвечает на этот вопрос: «Если у тебя нет ничего за что можно было бы умереть, то у тебя нет ничего за что можно было бы ЖИТЬ». Да, вот такой вот парадокс: смерть вдыхает жизнь в нашу жизнь.

Вот что пишет об этом Юдзан Дайдодзи:

«Самурай должен прежде всего постоянно помнить — помнить днем и ночью, с того утра, когда он берет в руки палочки, чтобы вкусить новогоднюю трапезу, до последней ночи старого года, когда он платит свои долги — что он должен умереть. Вот его главное дело. Если он всегда помнит об этом, он сможет прожить жизнь в соответствии с верностью и сыновней почтительностью, избегнуть мириада зол и несчастий, уберечь себя от болезней и бед, и насладиться долгой жизнью. Он будет исключительной личностью, наделенной прекрасными качествами. Ибо жизнь мимолетна, подобно капле вечерней росы и утреннему инею, и тем более такова жизнь воина. И если он будет думать, что можно утешать себя мыслью о вечной службе своему господину или о бесконечной преданности родственникам, случится то, что заставит его пренебречь своим долгом перед господином и позабыть о верности семье. Но если он живет лишь сегодняшним днем и не думает о дне завтрашнем, так, что стоя перед господином и ожидая его приказаний, он думает об этом как о своем последнем мгновении, а глядя в лица родственников он чувствует, что никогда не увидит их вновь, тогда его чувства долга и преклонения будут искренними, а его сердце будет исполнено верности и сыновней почтительности».

Теперь поговорим про базу Бусидо с точки зрения Ямамото Цунэтомо, несколько его цитат помогут глубже понять тему:

1) Путь Воина — это смерть.
2) Путь — нечто более возвышенное, чем праведность.
3) Если все в мире не более чем притворство, искренна одна лишь смерть.
4) Правильно поступает тот, кто относится к миру, словно к сновидению.
5) Все в этом мире — всего лишь кукольное представление.
6) Имеет значение не сама смерть, а решимость умереть.
7) Безупречный человек — это тот, кто уходит от суеты.
8) Нет ничего за пределами текущего момента.
9) Жизнь человека коротка, но имя его вечно.
10) Совершенствуй свой разум, будь человечным и проявляй смелость.

Мне кажется, что здесь даже комментарии излишни. Все и так понятно.

Хочу вам показать слова Юдзана Дайдодзи, которые в одно время меня нереально вдохновили и смотивировали, в этом СУТЬ Бусидо:

«Правильное и неправильное. Воин должен глубоко понимать эти два качества. Если он знает, как делать одно и избегать другого, он обрел Бусидо. Правильное и неправильное — это не что иное, как добро и зло, и хотя я не отрицаю, что различие между словами незначительно, поступать правильно и делать добро считается утомительным, а поступать неправильно и делать зло — легким и приятным, поэтому естественно, что многие склоняются к неправильному или злому и не любят правильное и доброе. Но быть непостоянным и не различать правильное и неправильное противоречит разуму, поэтому тот, кто различает их и при этом поступает неправильно, является не самураем, а грубым и неотесанным существом. Причина тому — неумение управлять собой. Само по себе это может и не звучит так плохо, но, если посмотреть глубже, мы увидим, что все идет от трусости. Поэтому я утверждаю, что самураю необходимо воздерживаться от неправильного и стремиться к правильному».

Хоть самураи после восстания Сайго Такамори и исчезли, как класс, но Бусидо никуда не делось. Как я уже и сказал, Бусидо — это душа Японии. Бусидо повлияло на все стороны жизни японцев, а сейчас особенно заметно, как Бусидо интегрировалось в японский бизнес. Вот такой интересный момент: американские бизнесмены читают самурайскую литературу, чтобы понять, почему их японские коллеги так хороши.

Знаете, я изучаю Бусидо уже довольно-таки давно. Понятно, что я не могу все вам рассказать от «А до Я», там можно целую книгу написать и наверно ни одну. У меня такой задачи нет. Я хочу вас заинтересовать для дальнейших поисков.

Я вам посоветую книги и фильмы для глубокого погружения в тему.

Кино:

1) «Восставший» или «Бунт Самураев» 1967 года.
2) «Харакири» 1962 года.
3) «Семь самураев» 1954 года.
4) Трилогия: «Сумеречный самурай» (2002), «Скрытый клинок» (2004) и «Любовь и честь» (2006).

КНИГИ:

1) ЯМАМОТО ЦУНЭТОМО — «ХАГАКУРЭ» ИЛИ «СОКРЫТОЕ В ЛИСТВЕ».
2) ЮДЗАН ДАЙДОДЗИ — «БУДОСЁСИНСЮ» ИЛИ «НАПУТСТВИЕ ВСТУПАЮЩЕМУ НА ПУТЬ ВОИНА».
3) МИЯМОТО МУСАСИ — КНИГА ПЯТИ КОЛЕЦ.
4) СУНЬ ЦЗЫ — ИСКУССТВО ВОЙНЫ.
5) УИНСТОН КИНГ — ДЗЕН И ПУТЬ МЕЧА.
6) ЮКИО МИСИМА — ХАГАКУРЭ НЮМОН.
7) БРЮС ЛИ — ПУТЬ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО КУЛАКА.
8) УИЛЬЯМ УИЛСОН — ИДЕАЛЫ САМУРАЕВ. СОЧИНЕНИЯ ЯПОНСКИХ ВОИНОВ.
9) ИНАДЗО НИТОБЭ: «БУСИДО — ДУША ЯПОНИИ».
10) ТАКУАН СОХО — ПИСЬМА МАСТЕРА ДЗЕН МАСТЕРУ ФЕХТОВАНИЯ, ВЕЧЕРНИЕ БЕСЕДЫ В ХРАМЕ ТОКАЙДЗИ.

«Человек, желающий стать самураем, должен быть твердо уверен: не существует ничего такого, что он не смог бы совершить».

Душа японской культуры — это Бусидо, учение о Пути Воина, душа Пути Воина — это смерть Бусидо, Япония, Самурай, Путь воина, Воин, Сила, Военное дело, Образование, Этика, Философия, Длиннопост

Взрослый самурай