322

Древнерусский похоронный обряд

Итак, ты умер.


Теперь надо что-то с этим делать. На дворе — лихие 920-е. Лето. Ты — до недавних пор — богатый купец "из русов", как вас тут зовут местные мусульмане в низовьях Волги. Слава богам, что не простой батрак, а то бы тебя просто закопали, или даже оставили гнить в канаве.


Что ж, раз твоя жизнь сложилась успешно, похоронный обряд будет долгий, пышный и красивый. Но для начала тебя всё-таки прикопают, дней на десять. А сверху постелют доски, поставят столы и возведут шатры, и начнётся пир горой!

Десять дней и ночей без остановки вся твоя семья (в широком смысле: не только старшая жена и дети, но и наложницы, рабы и слуги и т.д.) и старшие дружинники едят, пьют, поют и кхм, сочетаются. Если ты был богат, поминки могут иметь настолько эпический размах, что кто-то обязательно помрёт сам, от пьянства, обжорства или собственной глупости.


Пока близки изо всех сил тебя поминают, люди попроще вовсю суетятся, готовя достойный похоронный обряд. Нужно многое успеть: сшить кафтан, построить ладью, собрать дары, подготовить невесту...


Ага, на небо ты отправляешься не один. Одна из твоих наложниц может объявить себя твоей "посмертной женой" и по собственной воле отправиться вместе с тобой на костёр. Сейчас, спустя 1100 лет, звучит диковато, но в те далёкие времена в подобном поступке были свои плюсы. Наложница, сыграв с тобой "свадьбу", становилась свободным человеком, а ваши общие дети (или другая её близкая родня) могли рассчитывать, что их признают членами твоей семьи (то есть, они получат право на часть твоего богатого наследства и на твою "фамилию").


Итак, 10 дней идут приготовления и поминки. На десятый день погребальную ладью достают из воды и тащат в горочку, туда, куда весенний паводок наверняка не доберётся. Там ладью затаскивают на специально обустроенный постамент, выравнивают, фиксируют и собирают шалаш в центре, заносят в шалаш наскоро сколоченную кровать и застилают её дорогими тканями.

Пока возятся с ладьёй, две специально обученные свахи водят твою невесту по шатрам ещё вчера поминавших тебя близких. Хозяин каждого шатра обязан твою невесту трахнуть, тем самым проявив к тебе своё уважение. Тебя самого в это самое время достают из-под настила, моют, наряжают в пошитые одежды и затем аккуратно укладывают в шалаш.


Когда основные приготовления закончены, приходит время песен и обрядов. Приглашённая жрица-ворожея читает заговоры, помощники умерщвляют домашних животных и птиц (коней, коров, собак, куриц — всех по паре, "свадьба" же!) и кладут их в ладью. Туда же отправляется твоё личное оружие и доспех (говорю же, лихие 920-е, без кольчуги за порог лучше не соваться). Затем приводят невесту в свадебном наряде и украшениях. Она образно прощается со своей роднёй, затем с роднёй жениха и, наконец, с белым светом.


Жрица и свахи заводят невесту в шалаш, за что каждая получает что-то из украшений невесты. Вместе с ними в шалаш идут шестеро самых близких для покойника мужчин. Мужчины в последний раз, прямо рядом с твоим трупом, "проявляют к тебе своё уважение" (по очереди! приличные люди, в конце концов!). Затем остальные люди, оставшиеся снаружи, запевают песни и начинают громко стучать по своим щитам. Мужчины в шалаше держат невесту, пока жрица закалывает её под ребро и произносит заговоры, затем вас обоих аккуратно укладывают на постели и все живые покидают ладью.

Пришло время для завершения похорон. За всей этой суетой ты и не заметил, как Солнце начало клониться за горизонт. Все присутствующие берут факелы и в порядке родства поджигают твою ладью. Если все обряды были исполнены верно и вовремя, заговоры были услышаны, а поминающие были искренни и чисты сердцем и помыслами, то сейчас же налетит сильный ветер, раздует огонь до небес и через час ладья и всё, что в ней было, превратится в золу и пепел!


Пепел затем прямо сверху прикопают землёй и воткнут в землю бревно-"болвана" с твоим именем. А ты со своей молодой красивой женой будешь смотреть на всю эту суету с неба и благодарно улыбаться.

Автор: Владимир Дробенков.

Оригинал: https://vk.com/wall-162479647_262128

Живой список постов, разбитый по эпохам

UPD. Источник: записки арабского путешественника Ахмада ибн Фадлана.
http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Fadlan/text.phtml?id=612...
#comment_189790091

Лига историков

18.5K поста54.1K подписчика

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
2
Автор поста оценил этот комментарий

Я так вижу в комментах много претензий к автору, мол "а где пруфы". Пруф здесь довольно известный источник:  АХМЕД ИБН ФАДЛАН "КНИГА О ЕГО ПУТЕШЕСТВИИ НА ВОЛГУ В 921-922 ГГ."  Цензурные фрагменты попадаются в школьных учебниках (ну или просто упоминают автора), полный текст, со всеми подробностями изучают в ВУЗах. Верить или нет автору книги уже другой вопрос. 

Пункты про похороны 102-115.   http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Fadlan/text.phtml?id=612...

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку