Долина Смерти. Пойма рек Ока и Зуша

Кривцовский мемориал:

Памятник не победе, а погибшим в Болховской долине смерти

Этот памятник Великой Отечественной войны расположен в Болховском районе.

Он напоминает о сражениях с немецкими войсками на пойме рек Ока и Зуша с осени 1941-го по лето 1943 года.

Комплекс состоит из Монумента погибшим воинам в виде 15-метровой пирамиды, площади траурных церемоний с  братскими могилами и девятиметрового обелиска с «Вечным огнем славы» и памятником «Скорбящая мать». Подробнее о мемориале здесь

Авторы: архитектор С. Федоров, скульптор В. Басарев, художник А. Курнаков. В 2016 году памятник вошёл в десятку выдающихся мемориальных комплексов России, возведённых в память о советских воинах, погибших на полях Великой Отечественной войны.

На этом участке убитыми и пропавшими без вести числятся сотни тысяч солдат.

Точную цифру не установить никогда.

Руководитель межрегионального поискового объединения «Костёр» Болховского района  Николай Красиков

Пруф

Долина Смерти

Река Ока является границей между Орловской и Тульской областью. Есть там «Кривцовский мемориал», жители, кто живет там, зовут то место «Долиной смерти».

Пойма рек Ока и Зуша – место страшных кровопролитных боев.

Потери наших войск именно на этом месте превысили сто тысяч человек.

По документом потери были колоссальные, но понимания "почему?" не было... Не было до тех пор, пока мы с мамой не приехали на  это место. Оказалось, что берег с которого пытались наступать наши войска, помимо того, что он был степной и простреливался на десятки километров, был намного ниже берега, на котором успели закрепиться немцы, да и склон они заливали каждый день водой, поэтому получилась неприступная ледяная горка, которая стала непреодолимым на долгий срок препятствием, а быстрая Ока, покрытая льдом – могилой для десятков тысяч наших воинов, ведь когда бежишь в наступление по льду, а рядом попадают в тот же лёд снаряды немецкие взрывом выталкивает воду из реки на поверхность льда, и там уже невозможно разобрать, где есть воронки и смерть, а где крепкий лёд...

Но и тех, кто преодолел это препятствие ждала залитая ледяная горка при морозе минус 20-25, ночью за -30... Со степным ветром... Сотни тысяч убитых.

Из них десятки тысяч ещё не похороненных ...

До сих пор дождями вымываются, ветрами выветриваются кости павших в той «Долине смерти».

Моя бабушка Нюра (Анна Игнатьевна Боровая) так и прождала своего мужа (моего деда) Илью, который пропал без вести в этих местах под Новый, 1942 год, до конца жизни своей.

Верила, надеялась, что он жив ...

Моя мама Надежда (Боровая Надежда Ильинична), одна из семи детей смогла выжить в ту суровую пору. Мы с ней побывали в тех местах.

Обошли мы вдоль и поперек места лютых боев.

Изъездили сотни километров по деревням и селам вдоль Оки с двух сторон в поисках памятников, братских могил, заброшенных окопов и блиндажей – любого упоминания о тех страшных событиях. Оказалось, что ещё живы те из местных жителей, кто был ребёнком в те годы. Рассказали они нам о кровопролитных боях, больше походивших на мясорубку, о том, что лёд и снег на Оке той зимой были красными от крови, а по весне, когда лёд таял и сходил, то река выносила на отмели немыслимое количество наших бойцов и иногда фашистов.

Отличали они наших от немцев по белым полушубкам из овчины и белым валенкам–катанкам … в деревнях были дети малые и дряхлые старики, баб угнали в рабство, мужики воевали, потому хоронить наших воинов было просто некому …

Чернозем в тех местах по весне превращался в непролазную грязь, и делали дети из останков наших воинов себе дорожки между селами, там, где они ходили по хлеб и по воду …

Не понимали тогда, что они творили.

Да и Бог им судья.

Сожаление сквозит в каждом их слове, когда вспоминают, как они кидали камни в девушек, которых угоняли в рабство в Германию, как кричали разные обидные слова, сравнивая этих несчастных с продажными женщинами...

Показали они мне и маме мемориал – могилу двадцати дивизий русских солдат (Кривцовский мемориал)

Рассказали, что и после войны эхо её долго не отпускало селян.

Как рвались на минах мальчишки, ходившие по грибы и ягоды.. и по сей час зовут кусочки леса или Ванькиной опушкой, или Володькиным лугом … или те из мужчин, кто вернулся живым с победой с той проклятой Войны, во время пахоты натыкались плугом, который тянули быки, на противотанковые мины.

И как они потом пытались понять, где бык, а где два парня–пахаря, чтобы похоронить их …

И таких случаев на их памяти десятки только в их районе …

Говорят, эхо этих внезапных взрывов, через несколько лет после войны, и сейчас стоит у них в ушах, перебивая все другие воспоминания войны ...

Следственное Управления Следственного Комитета России по Орловской области

Меня поразил один памятник, похожий на несколько десятков других, рядом стоящих, на котором было написано, что под ним покоится тринадцать известных с перечнем имён и 771 неизвестных... Это был всё тот же Кривцовский мемориал...

Тринадцать нас, известных, на граните

А остальным – безвестность, как удел

Мы шли на горку ледяную ... мам, простите

Крича – "За Родину!"..., по сути – на расстрел ...

============================================

Ока течет в сторону Белёва, когда мы приехали туда, то увидели ещё один мемориал с сотнями братских могил...

Выяснилось, что и сюда прибивало тела наших воинов с той ледяной горки и тут их хоронили с 1944 го и хоронят по сей день...

Разрытая под очередную братскую могилу земля ...

Сказали, что следующее массовое захоронение будет 9 мая...

Мама очень надеется, что её отец будет похоронен, пусть безвестным, но будет похоронен...

Снится он ей часто.

Во сне видит его встающим из под берёзки со своим взводом, и успакаивающим дочку свою, что мол, не переживай, отыщут меня вскорости и похоронят со всеми солдатами рядом...

П.С. Из воспоминаний одного из тех, кто смог это пережить:

Кузнецов П.И., капитан, командир минометного батальона:

"После недельного упорного боя мы отошли на левый берег Березуйки. Здесь завязли в позиционных боях. Февраль и март донимал нас жуткими морозами, а тут ещё и ветер. Он всегда там гулял по долине Оки. Прибрежная земля закаменела. Саперная лопатка отскакивала от неё со звоном и искрами. Мы у немца – как на ладони. Чуть пошевелишься – и получай в «награду» или пулемётную очередь, или миномётно-артиллерийский залп. А жить хочется, и укрыться, и согреться от леденящего ветра. Что делать? Придумали.

Ночами стали собирать трупы. Складывали из них сарайчики. Укроем сверху плащ-палатками, шинелями, и их засыпало снегом. Помню, у одного покойника была откинута рука, на неё мы ставили светильник. Так жили и воевали мы на поле боя целый месяц, где мёртвые спасали живых..."


Все, что я нашел за десять лет поиска воплотилось в романе "Письма о войне", который стал лауреатом национальной литературной премии НА БЛАГО МИРА.

Если будут желающие прочитать его полностью, то с удовольствием вышлю в ответном письме абсолютно безвозмездно книгу в электронном формате.

Краткое содержание романа здесь

Пишите мне на почту weretelnikow@bk.ru


Предыдущие публикации на Пикабу:

Польша

Кукла Катя

Пупсики

Не все в Освенциме умирали без боя

Если будете в Керчи, вспомните об этом..

И один в том поле воин, если он по-русски скроен

Один из невероятных случаев Великой Отечественной войны

Кому нелюди, а кому новые граждане

Товарищ Главный Старшина

Рожденные в СССР

2.1K постов3.8K подписчиков

Добавить пост