Дневник студента-медика. Педиатрия

Студенчество

Продолжение поста «Студенчество»

Дневник студента-медика. Основы общего ухода и первая "жесть"

Дневник студента-медика. Общага. Первая встреча с наркоманами

Дневник студента-медика. Пирамида мытарств

Дневник студента-медика. Фарма

Дневник студента-медика. Чайник

Первые сентябрьские заморозки принесли сюрприз. В доме, в котором я снимал комнату, посреди ночи сломался отопительный котел. Я проснулся от странного шума, который доносился из прихожей. Проржавевший котел не выдержал испытания временем и дал течь. Недостаточное количество воды, оставшееся в системе отопления, кипело очень громко. Хорошо, что вода вытекла не полностью, иначе ещё и нагревательный тэн бы перегорел. Я щёлкнул рубильником, обесточив котёл. После учебы предстояло заняться ремонтом системы отопления.

...

Дорога от дома до медучилища составляла четыре километра. Чтобы не опаздывать на занятия, я заводил будильник на двадцать минут седьмого. Времени мне как раз хватало умыться, позавтракать и дойти до училища.

Педиатрия сводила с ума. Скарлатина, корь, ветрянка, дифтерия, эпидпаротит, гломерулонефриты, ревматизм, гастриты, бронхиты, фарингиты, ларингиты, ложные и истинные кру́пы, календарь прививок, "прикорм-докорм", искусственное и естественное вскармливание, взвешивания и многое-многое другое.

От такого объема информации голова шла кругом. Создавалось впечатление, что нас хотят просто напичкать информацией до предела. "Авось, что-нибудь да останется в наших юношеских головах"? Возможно, что так оно и должно было быть. Обучаясь, мы работали, и работая обучались. Работали с преподавателями, работали с одногруппниками, работали с пациентами. На практических занятиях в "доклинике", мы учились делать манипуляции на куклах, разводили антибиотики, прививки, клизмили, промывали желудок, пеленали и даже варили кашу и пюре.

Практические занятия в детском отделении районной больницы проходили так.

В подвале больницы была раздевалка, в которой работала гардеробщиком тетя Валя. Добрейшей души женщина, все время предлагавшая опохмелиться вместе с ней. Мы приходили к назначенному времени, переодевались в раздевалке, отказывались от "опохмела" и поднимались в отделение. В отделении был предусмотрен маленький учебный класс для студентов.

- Ваша задача сегодня - собрать анамнез, осмотреть пациента и выставить диагноз, - сказал нам преподаватель. - Вот вам имена маленьких пациентов и номера палат. Вперёд!

Как меня воспримет пациент? Что я ему скажу? Ну и что, что на мне белый халат? По мне же видно, что я не врач, - думал я подходя к палате.

Надо было сделать серьезную "морду лица" и приступить к опросу и осмотру. Зашёл в палату. В ней находились и женщины с грудничками и девочки дошкольного и школьного возраста.

- Здравствуйте! - обратился я к присутствующим. - Мне нужна Юля.

- Это я... - робко прозвучало где-то слева.

Это была девочка примерно одиннадцати-тринадцати лет на вид. Детские глаза испуганно смотрели на меня, лицо бледное, губы поджаты.

"Наверное, она думает, что я пришёл ей делать укол, - подумал я, - надо её успокоить".

- Здравствуй, Юля. Не бойся, я пришел с тобой просто поговорить.

Девчушка улыбнулась. Я подошёл к её кровати.

- Садись. Расскажи, что у тебя болит?

- Живот...

- И сейчас болит?

- Чуть-чуть.

- А почему он у тебя болит? - решил схитрить я, надеясь, что она уже знает свой диагноз, а мне только останется задать ещё несколько уточняющих вопросов.

- Я не знаю... - ответила девочка.

"Ну что ж? - подумал я. - Никто и не говорил, что будет легко".

Тогда я начал с самого начала.

- Когда он у тебя заболел впервые в жизни? - спросил я.

- В том году, "на картошке"...

"На картошке". Это сейчас такую фразу сразу не понять, а тогда я её сразу понял. Девочка, сказав фразу "на картошке", имела ввиду осенние сельскохозяйственные работы, на которые раньше вывозили школьников и студентов. И я ездил на эти самые сельхозработы, когда ещё учился в школе. Сколько здоровья было потеряно на этой "картошке". Постоянные простуды, несвоевременное питание, усталость. А если и привозили нам что-нибудь поесть, то ели грязными руками. Вспоминать не хочется.

- ... нас там в поле не кормили , а домой я приезжала только к четырем часам.

"Вооот, - отмечал я про себя, - уже картина вырисовывается. Я уже могу предположить, что её боли в животе связаны с нарушением режима питания, а не с травмой или, например, становлением женского цикла, присущего её возрасту.

- То есть ты считаешь, что живот у тебя болит из-за того, что ты не вовремя ела?

- Наверное...

- А что ты ела, когда приходила домой?

Я пытался выяснить её пищевые предпочтения, ведь известно, что, например, жареная или острая пища способствует развитию гастрита.

- Я когда домой приходила, то жарила себе картошку.

- Сама?? - удивился я.

- Да.

- А почему тебе мама не готовит?

- Она на работе постоянно. Она телятницей работает на ферме... - девочка опустила глаза.

Какие тут пищевые предпочтения? Похоже, что кроме картошки и нет больше ничего у них, - думал я.

Оставалась ещё одна деталь, которую мне осталось выяснить.

- Сейчас вы тоже "на картошке"? - спросил я, предполагая, что ученики школ снова на осенних сельхозработах.

- Да.

Из впервые самостоятельно собранного мной анамнеза, уже вырисовывалось то, что пациент несвоевременно принимает пищу. Пища грубая, однообразная, приготовлена неумелыми детскими руками. Родителям некогда заниматься ребёнком. В прошлом году осенью, когда у неё впервые заболел живот, она не обследовалась и, соответственно, не лечилась. В этом году, когда снова возникли неблагоприятные условия, её заболевание обострилось.

Сомнений не оставалось. У девочки самый настоящий гастрит - воспаление слизистой желудка. Только вот острый он или уже хронический, мне было неведомо, поскольку для такого диагноза необходимо было проводить более углубленное обследование.

- Давай ещё живот твой посмотрим, и я пойду, - предложил я.

Я, как умел, пропальпировал живот девочки. Естественно, что ничего такого я не нащупал. Живот как живот. Мягкий, безболезненный.

- Спасибо тебе! - сказал я. - Выздоравливай поскорее и скажи маме, что жареную картошку тебе есть нельзя. Лучше варёную и с молоком! Хорошо?

- Ладно, - сказала девчушка и улыбнулась.

Я вышел из палаты.

- Ну что, Березин? - спросил меня преподаватель. - Какой диагноз?

- У девочки гастрит. Пока неясно только, острый или хронический.

- А как ты определил, что именно гастрит, а например, не дуоденит?

Я вкратце рассказал, как собирал анамнез и проводил осмотр.

- А какой у пациента язык? - вдруг спросил меня преподаватель.

"Елки-палки! Язык-то я не посмотрел! Он же должен быть обложен бело-серым налетом!"

- ... Не посмотрел, забыл...

- В следующий раз не забывай. Диагноз верный.Оценка "4".

С тех пор, я взял за правило, смотреть язык пациента всегда. Он действительно может о многом рассказать.

Язык, обложенный бело-серым налетом предполагает заболевание желудочно-кишечного тракта. Жёлтый - проблемы с печенью, синюшный или фиолетовый - проблемы с лёгкими или сердцем. А ещё есть такие термины как "малиновый язык", говорящий нам о скарлатине, "географический язык" - признак инфекции полости рта и многие другие симптомы.

Мне предстояло стать фельдшером. Не врачом, не клиническим диагностом и не лаборантом, а именно фельдшером. Работать мне предстояло либо на скорой, либо на ФАПе. Само собой, возможности диагностической базы вышеуказанных рабочих мест ограничены. Невозможно в условиях ФАПа или скорой провести какой-нибудь общий анализ крови или эзофагофиброгастроскопию, рентген или Доплер. Поэтому мне стало ясно, что для диагностики на своем фельдшерском уровне, мне придется обращать большое внимание именно на симптомы и синдромы. Иными словами я должен буду отличать какие-нибудь несущественные патологии, например простуды с насморком или остеохондрозные невралгии, с которой вполне можно справиться на этапе фельдшерско-акушерского пункта, от более тяжёлой патологии, о которой я должен предупредить, а то и предотвратить надвигающуюся беду. И все это надо будет уметь и применять благодаря знаниям этих симптомов и синдромов.

...

- Дима, котел починили! - обрадовала меня хозяйка тётя Люда, когда я пришел домой.

- Ура! - обрадовался я.

- Только теперь надо воды натаскать... восемь фляг... - как-то сконфуженно сказала она.

- Да, Господи! Проблема чтоль? - ответил я. - Сейчас натаскаю!

- Тебе не на смену сегодня?

- Нет. Завтра в ночь.

Натаскать воды оказалось недостаточно. Бак системы отопления находился на чердаке. Весь вечер мы заполняли систему водой, дома стало очень даже тепло, но из-за сырости отовсюду полезли уховертки или, как их ещё называют, двухвостки. С этими двухвостками я боролся, наверное, целый месяц.

Продолжение следует... источник

История болезни

4.7K постов6K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

1. Нельзя:

- 1.1 Нарушать правила Пикабу

- 1.2 Оставлять посты не по теме сообщества

- 1.3 Поиск или предложения о покупке/ продаже/передаче любых лекарственных препаратов категорически запрещены


2. Можно:

- 2.1 Личные истории, связанные с болезнью и лечением

- 2.2 Допустимы и не авторские посты, но желательно ссылка на источник информации

- 2.3 Давать рекомендации

- 2.4 Публиковать соответствующие тематике сообщества, новостные, тематические, научно-популярные посты о заболеваниях, лечение, открытиях


3. Нужно

- 3.1 Если Вы заметили баян или пост не по теме сообщества, то просто призовите в комментариях @admoders

- 3.2 Добавляйте корректные теги к постам


4. Полезно:

- 4.1 Старайтесь быть вежливыми и избегайте негатива в комментариях

- 4.2 Не забываем, что мы живем в 21 веке и потому советы сходить к гадалке или поставить свечку вместо адекватного лечения будут удаляться.


5. Предупреждение:

- В связи с новой волной пандемии и шумом вокруг вакцинации, агрессивные антивакцинаторы банятся без предупреждения, а их особенно мракобесные комментарии — скрываются