Дизайнер интерьера (пятая часть)

Вот и завершающий серию пост, в котором я постараюсь ответить на вопрос:
5. Почему дизайнеры пидорасы

Дизайн интерьера в нашей стране является довольно молодой специальностью. И это уже говорит о многом. Сама профессия и специалисты ещё в процессе развития - за последние 10-15 лет сделан просто колоссальный рывок, но всё ещё есть над чем работать и к чему стремится. Образовательный процесс не налажен должным образом. Отсутствуют или нуждаются в доработке ГОСТ-ы, СНИП-ы и прочая нормативная документация. Да и большинство людей на просторах СНГ не всегда понимают что такое этот "дизайн" и зачем он им нужен.
В последние 5 лет я вижу всё больше дизайнеров, которые действительно являются специалистами с обширными знаниями, увлеченными своей работой. Но и тех, кого не назовешь иначе, чем пидорасами, тоже, к сожалению, всё еще не мало. Давайте же разберем почему так происходит.

1.Не понимание специфики работы
Лет 20 назад в дизайн шли "высокодуховные" личности, а сам дизайн считался уделом богатых. Тогда творилось мракобесие с расстановкой мебели по фен-шую, дизайнеры создавали не удобные для жизни пространства, а придумывали какую-то "идею", про которую долго и заумно вещали, подбирали цвет дивана по знаку зодиака и стилизовали интерьеры в хрущевке под Эрмитаж. Всё это было...убого и вообще не про дизайн. Сейчас, к счастью, надо очень постараться найти такого "дизайнера", который будет предлагать вам потолки в 5 уровней и наливные полы с леблядями.
Сейчас же в дизайн интерьера идут всё больше те, кто не стал разбираться в специфике работы, а надел розовые очки и думает, что будет ездить по дорогим салонам мебели и света, просматривать каталоги тканей и боев, рассказывая клиентам, что вот этот цвет сейчас в тренде, и занимать это будет 2-3 часа в день, а зарабатывать они будут по 200-300 тыс.р. в месяц. Ага, счаС! Дизайнеры сидят по 10 часов за компом, потому что как бы ты быстро не работал, а основную часть проекта сделать быстрее просто невозможно; время для поездок в салоны и магазины выкраивают с боем, часто тратя на это выходные; и постоянно приходится учится и учится, потому что появляются новые материалы, фурнитура, программы обновляются каждый год и без постоянной учебы ты не остаешься на месте - ты улетаешь далеко назад.
В итоге сейчас идет большое расслоение и либо сталкиваешься с действительно толковым специалистом, либо с девочкой-припевочкой, которая хочет делать только красивые картинки и начинает истерить, когда ей задают вполне логичный вопрос "а как это, блять, сделать?"

2. Плохое образование
Дизайну интерьера на просторах СНГ не учат. Точка.
Собственно на этом можно было бы и закончить. Я училась на архитектурном факультете и да - нам хорошо преподавали конструкции, теоретическую механику, да даже градостроительство, но не интерьер - тут было полное дно с преподавателем, которая не смогла стать востребованным дизайнером и пошла учить. Мои коллеги, которые закончили факультет дизайна интерьера, на вопрос "а что вы там учили целых 5 лет?" отвечали "а фиг его знает". И этот вопрос возникал на фоне того, что они вообще не знают строительных конструкций, материалов, не умеют делать чертежи, не имеют даже малейших познаний в электрике. По сути они 5 лет занимаются живописью, которая сейчас нахрен не нужна, ибо всё делается на компе, лепят головы из папье-маше, и выслушивают бред в стиле "не мыслите стандартно! Придумывайте новые способы применения привычным материалам! облицуйте потолок плиткой!".

Дизайнер интерьера (пятая часть) Дизайн интерьера, Ремонт, Проект, Строительство, Интерьер, Профессия, Стройка, Мат, Длиннопост

То есть студенты 5 лет занимаются непонятной хероборой, которая в реальной работе не пригодится, а потом выпускаются такими же неподготовленными, какими были и до поступления. Они не открыли ни одного ГОСТ-а, они часто не знают про Нойферта, который просто святая-святых при изучении эргономики, их не научили работать в профильных программах. Не знаю, кто разрабатывал программу обучения для дизайнеров, но если я его однажды встречу, то плюну ему в рожу.
Про курсы в пару месяцев, где вас якобы научит всему необходимому, даже говорить не хочу. Это такой же разводняк, как и с курсами IT. Да на изучение одного только 3ds max, в котором и делаются все эти красивые картинки, приходится потратить полгода, чтобы более-менее начать в нем разбираться. На курсы обычно идут скучающие домохозяйки, которые думают, что смогут совмещать работу и декрет. Только по окончании курсов, они сталкиваются с тем, что их никуда не берут, потому что такие "работники" нафиг никому не всрались. И они начинают делать "дизайны" своим друзьям-родственникам, рекламировать себя в сетях, рассказывая про свою гениальность и непонятность. И столкнувшись с такими "дизайнерами" обычно и возникает мысль, что дизайнеры - пидорасы, ни черта не знающие.

3. Не умение делать чертежи
Вот вроде это относится к образованию, но для меня это такая наболевшая тема, что я не могла не выделить этот вопрос отдельным пунктом.
Весь дизайн проект в итоге сводится к чертежам и спецификации. Красивые картинки нужны заказчикам, потому что пространственное мышление развито далеко не у всех. А вот чертежи - это и есть результат работы. И они должны быть грамотными! Не буду даже говорить о строительных нормах и правилах, о том, что нельзя сносить несущие стены, переносить влажные зоны, совмещать газифицированную кухню с жилой комнатой - это и так всё понятно. Ну а если не понятно, то иди и учи. Я о том, что некоторые дизайнеры не могут даже оформить чертеж так, чтобы его можно было прочесть.
На работе мне порой присылают на проверку чертежи тех, кого подумывают нанять. И зачастую у меня просто нет слов. Во всяком случае приличных. Ну как?! Как, вашу ж Машу, можно не суметь сделать чертеж, когда тебе прислали пример? То есть человек говорит, что он дизайнер и хочет работать, но при этом буквально не может сделать чертеж, имея перед собой детальный пример. И я даже не говорю про "правильность" и соответствие нормам - человек банально пропустил половину условных обозначений и забыл добавить примечания. Сомнений в том, что его никогда не учили оформлять строительные и архитектурные чертежи, что соответствующий ГОСТ он даже не подумал открыть, не возникает. Но это ещё пол беды, с этим бы ещё можно было работать. Но нет - там банально не могут образмерить план мебели.
Ну а если говорить про правильность с точки зрения эргономики и строительных норм, то там такой мрак начинается, что у меня забрало падает. Однажды мне прислали на проверку чертеж, где была уборная шириной 600 мм. 600мм, Карл!! Это, блять, ширина кухонной столешницы или платяного шкафа! И это при том, что ширина уборной не может быть менее 800 мм. И там весь альбом чертежей был с подобными... ну я даже ошибками не могу это назвать. И этот дизайнер-пидарас, не знающий основополагающих вещей, с которых и начинается проект, кому-то же делает такие "проекты", за которые ещё и деньги платят.

3. Отсутствие ответственности
Многие дизайнеры не хотят брать на себя материальную ответственность за свои косяки. Ну как бы и кто хочет, учитывая цены на ремонты? Но тем не менее, если ты накосячил - исправляй это за свой счет. Бывали случаи, когда и я, и некоторые мои коллеги, оплачивали переделки из своего кармана, потому что действительно допустили ошибку в чертежах или не продумали какой-то момент. Дизайнер несет ответственность за свою работу. Это неприятно, но с этим приходится смирится. Если дизайнер сливается и начинает искать виноватых, когда очевидно сам не прав, то это пидарас, а не специалист.

4. Срыв сроков
Если у дизайнера нет четкого подробного графика работ, то лучше с ним не связываться. Нормально, когда каждые 1-2 дня заказчику высылаются новые материалы, когда идет постоянное общение, когда выделяется фиксированное количество дней на внесение правок. А если дизайнер выходит на связь раз в неделю, а то и две, то это бред, а не работа. Заказчик может и посмотрит все материалы раз в неделю и сразу выкатит список правок, но он будет видеть, что материалы отправлялись согласно графика, что работы идут в срок, что если три недели думает о цвете дивана, то это его вина, а не дизайнера. Ну и также видит, если дизайнер еблонит. Ну и дизайнеру тоже проще распланировать свою работу и соответственно заработок. График работ - это прям маст-хев и нет его обычно только у пидарасов, которые могут пропасть на две недели, а потом еще чего-то требовать.
Вообще непунктуальность - это бич. Не можешь закончить работу в срок - предупреди заранее. Не умеешь планировать свой график - ну так учись! Еще во время учебы проходила я стажировку в одной фирме, где руководитель могла сказать заказчику, что вот уже подъезжает и будет минут через 10 и при этом продолжать сидеть за компом еще полчаса-час. На месте её клиентов, послала бы её далеко и мелкими шагами. С такими людьми работать нельзя.

5. Не умение общаться
У многих же есть стереотип про истеричную барышню-дизайнера? Как это не печально, но он не на пустом месте возник. Не знаю откуда пошла эта идиотская установка про "творческих людей", но запомните одно - это не индульгенция от здравого смысла. Не умеешь общаться с людьми - меняй сферу деятельности. Вроде бы очевидно, что с заказчиками ВСЕГДА надо общаться вежливо, но тем не менее некоторые дизайнеры позволяют себе спорить и чуть ли не оскорблять заказчика. Человек платит деньги, человеку потом в этом интерьере жить. И если ему не понравилась твоя гениальная задумка, то это твои проблемы, а не его. Да, если просят сделать что-то совсем непотребное, то нужно пытаться вежливо объяснить почему так не делается или почему это будет плохо/некрасиво/неудобно. Не получилось переубедить, то может стоит и вовсе отказаться от дальнейшей работы, но не наступать себе на горло. А вот хамить и истерить просто нельзя, каким бы творческим ты ни был.
И уж совсем нельзя спорить и показывать свой гонор со строителями и мебельщиками. И тем более никогда нельзя ругаться с ними при заказчике. Да и заказчику стоит что-то говорить о других исполнителях исключительно в тех случаях, когда есть четкая уверенность в том, что они некачественно выполняют свою работу. Если уверенности нет, то и не создавай лишнюю головную боль заказчику - ремонт и без того дело нервное.
А вообще строители и мебельщики - лучшие друзья дизайнеров, потому что у них всегда можно заранее спросить что и как можно сделать и сколько это будет стоить. Но почему-то до некоторых дизайнеров это не доходит.

6. Откаты
У любого дизайнера, который работает не первый год, набирается некое количество проверенных фирм-производителей и салонов, которые платят дизайнеру за приведенных клиентов. Это могут быть и небольшие частные производства и большие магазины, с которыми заключаются договора о сотрудничестве. По сути дизайнеру платят за оказание рекламных услуг. По идеи система хорошая: производитель стабильно получает клиентов, заказчик получает дополнительную скидку, дизайнер дополнительный заработок. И вроде все довольно, но есть одно НО.
Откаты как лакмусовая бумажка для проверки порядочности дизайнера. Нормальный честный дизайнер будет советовать проверенные места, где точно сделают хорошо и в срок. А нехороший будет советовать производства, которые согласны нарисовать любую сумму на усмотрение дизайнера. Если нормальный дизайнер получает либо фиксированный процент от сделки, либо большую скидку, которую делит с заказчиком, то дизайне-пидорас наоборот будет стараться увеличить стоимость изделия и разницу забрать себе.
В комментариях к первому посту из этой серии один мебельщик писал, что мол все дизайнеры просят добавить какой-то процент к стоимости. Так дорогой мой, вы, мебельщики, сами же это и предлагаете. Почему нельзя послать такого умника подальше? Ох сколько раз, при созвоне с производствами, меня прямым текстом спрашивали сколько будем накидывать к стоимости. Нафига вы это культивируете? Не можете или не хотите давать скидку за большой заказ, ну так и не предлагайте накинуть стоимость хотя бы! И я не оправдываю тех дизайнеров, которые на такое соглашаются, но мебельщики сами это поощряют.
В общем, дорогие заказчики, прежде, чем говорить, что вы пришли к производителю от такого-то дизайнера, попросите посчитать вам стоимость мебели, а уже потом сравните с тем, что вам насчитал дизайнер. И лучше сделайте просчеты в нескольких салонах, чтобы понимать порядок цен. Да муторно, но мебель на заказ это не сантехника и не отделочные материалы, где цену можно посмотреть на сайте.

За сим серию постов о своей работе заканчиваю. Всем красивых интерьеров и профессиональных исполнителей!