Дискриминация от «Яндекса»

По Интернету ходит множество ярких рассказов и красочных былин о подборе программистов в «Яндекс». Как их там мучают, часами, а то и сутками проводят собеседования, дают им сложные задачки, которые под силу решить только господу Богу, гоняют их по полосе препятствий с горящими обручами, голодными львами и крокодилами, ну, и проводят прочие «издевательства», чтобы отобрать лучших из лучших.

Честно говоря, по отбору программистов я ничего прояснить не смогу (сам не участвовал), но учитывая некоторую  кривость приложений «Яндекса» и вторичность их браузера, квалификация этих программистов вызывает много вопросов. Знаете, какой самый популярный браузер в нашей стране? Нет, не тот, который вылезает из каждого скачанного приложения с просьбой его установить. Не тот, реклама которого мозолит глаза с каждой страницы просмотренного сайта.  Не тот, который делается «лучшими из лучших». Это заграничный «Chrome» - его доля только в нашей стране более 50 %. Следующим с большим отрывом  идёт наш «Яндекс.браузер» - 25 %. Думаете, в этом виновата реклама или квалификация IT-персонала? Хм, считаю, что тут всё дело в том, что «Яндекс.браузер» использует ту же платформу Chromium, что и Chrome. Т.е. это по сути тот же Chrome, только с урезанным функционалом и в другой обёртке. А большая популярность обеспечивается его навязыванием особенно в государственных структурах. Например,  работая в «РЖД», я сам был свидетелем того, как нам ITишники постоянно навяливали этот браузер от «Яндекс», якобы только с ним работают все рждэшные АСУ. Но это была откровенная ложь, ибо с Chrom’ом все веб-приложения работали даже ещё лучше, да и сам «отечественный» браузер практически ничем от западного оригинала не отличается.

Ну, не будем о грустном, лучше я вам расскажу о попытках трудоустройства в «Яндекс» на личном опыте  в чине «специалиста поддержки».

По причине того, что мне приходилось неоднократно сталкиваться с непрофессионализмом и халатностью представителей технической поддержки компании «Яндекс», я решил проверить, как тщательно этот самый «Яндекс» подходит к подбору своего персонала, оказывающего помощь пользователям. Даже по программе отбора этого низшего класса персонала я могу судить и о квалификации связанных с этими тестами других работников компании: кадровиков, программистов и прочих.

В прохождении теста для поддержки «Яндекса» ничего сложного нет. На просторах любого сайта о поиске работы вы рано или поздно столкнётесь с вакансией удаленной работы от «Я».  Она может называться по-разному: и специалист поддержки, и менеджер чатов, и диспетчер такси и тому подобное. Главное, что будет указано об удаленном формате работы. Заработную плату обещают в районе 40 тысяч с официальным трудоустройством. Работа удаленная, т.е. вы можете проживать в любой части нашей страны, а не только в Москве и МО. Сразу после отклика к вам придёт общая ссылка на тест специалиста поддержки https://my.hh.ru/1tu. Её может открыть каждый и попробовать себя в роли этого спеца.

Дискриминация от «Яндекса» Обман, Трудоустройство, Яндекс, Работа, Дискриминация, Несправедливость, Служба поддержки, Трудовые отношения, Длиннопост

В прохождении испытания нет ничего сложного: содержание и порядок заданий не меняется. Первое поле – общая информация о соискателе, пожелания к работе. Далее идёт «творческое» задание о том, как надо ответить на жалобу клиента и дать определение специалисту технической поддержки.

Дискриминация от «Яндекса» Обман, Трудоустройство, Яндекс, Работа, Дискриминация, Несправедливость, Служба поддержки, Трудовые отношения, Длиннопост

Чтобы правильно дать ответ на этот вопрос достаточно просто написать в чат поддержки любой компании, к которому у вас есть доступ. Структура ответа проста: приветствие, сожаление, обещание разобраться в ситуации, благодарность за обращение. Можно также добавить информацию о том, что у вас был такой же негативный опыт, но вам во всем помогли, и вопрос решился удачно. Дабы приободрить злого клиента. Определение спеца поддержки можете найти в Интернете в свободном доступе.

Затем следуют простенькие задачки на орфографию, примитивную ПК-грамотность, детскую логику и внимательность: вроде того, как пишется «себестоимость», правописание «-тся, -ться », что такое «ОЗУ», сколько будет «8+4» и тому подобное.

В принципе, если у соискателя IQ выше ноля, то проблем с прохождением теста у него не будет совсем.

Дискриминация от «Яндекса» Обман, Трудоустройство, Яндекс, Работа, Дискриминация, Несправедливость, Служба поддержки, Трудовые отношения, Длиннопост

Вилка - нож! Сколько будет 8+4?

Дискриминация от «Яндекса» Обман, Трудоустройство, Яндекс, Работа, Дискриминация, Несправедливость, Служба поддержки, Трудовые отношения, Длиннопост

Что такое ОЗУ?

Более того, в задании нет ограничений по времени – вы можете спокойно посмотреть ответы  в Интернете, спросить совета у друга, попросить помощи зала, или даже взять подсказку «50 на 50». Задания не меняются и не перемешиваются : каждый раз, проходя по ссылке, вы будете видеть одну и ту же картину. Вот так вот конструируют задачки технические специалисты в «Яндексе». Какой смысл в этом тесте, если его может пройти вообще любой, кто может включить ПК и открыть браузер?

Кстати, в задании присутствует графа, где вы должны загрузить картинку с техническими характеристиками своего ПК. Поверьте мне как человеку с техническим образованием: если вы знаете, где найти эти характеристики и как их сохранить в картинку, то дальше спрашивать у вас, как пишется «себестоимость», и что такое «ОЗУ», просто не имеет смысла. Но у руководителей отдела кадров «Яндекса» другое мнение.

Я, естественно, прошёл этот тест и стал ждать ответа.

На мой электронный ящик пришёл ответ  «Вы не прошли». Я подумал, что, наверное, я где-то что-то напутал и решил пройти тест повторно. Опять - «Вы не прошли». Странно, не кажется ли?

Дискриминация от «Яндекса» Обман, Трудоустройство, Яндекс, Работа, Дискриминация, Несправедливость, Служба поддержки, Трудовые отношения, Длиннопост

Как-то на просторах интернета столкнулся с информацией о том, что данный вид работы в основном занимают декретницы и мамаши с детьми. Удаленный формат работы располагает к такой работе. Сам же также постоянно общался именно с женщинами на данном направлении.

Я решил сделать следующий финт: прошёл тест повторно (ссылка для всех соискателей едина), но  в графе по информации о личности пользователя ввёл другие данные, в том числе  второй мой телефон и левый электронный ящик на Гугле. Теперь тест проходил не я, а некая дама в районе 30. Мне пришлось немного подредактировать резюме  и опустить планку по образованию, дабы не вызывать подозрений.

И, о чудо! Я прошёл тест. Вернее, «прошла»! Мне тут же на вторую симку, стоящую в модеме, начали пристально названивать. Звонили аж три раза. Кадровый голод? Не думаю.

Дискриминация от «Яндекса» Обман, Трудоустройство, Яндекс, Работа, Дискриминация, Несправедливость, Служба поддержки, Трудовые отношения, Длиннопост

Я с фейкового ящика перенаправил настырных кадровиков на свой нормальный телефон.  Когда раздался звонок, девочка на другом конце провода попросила, чтобы я позвал к телефону виновницу торжества – выдуманную мною даму в районе 30, знающую, что такое «ОЗУ». Я сразу же раскрыл карты и попросил девочку пояснить о случившемся инциденте в части дискриминации по половому признаку. Молодая девушка взапой мне начала рассказывать про то, что никакой дискриминации в «Яндексе» нет: ни по половому признаку, ни по возрасту, ни по чему-либо ещё. Спросила у меня мои настоящие данные и попросила пройти тест заново. Мол, она не имеет право брать интервью у другого человека. Когда я спросил: «Будут ли ещё испытания, кроме этого теста». Дамочка ответила:  «Нет,  просто я Вас опрошу по телефону по анкетным данным». Т.е. задание с вопросами по типу «Сколько будет 8+4?» последний рубеж для специалистов технической поддержки «Яндекса»

Я, понадеявшись на честность сотрудников «Яндекса», ещё раз прошёл тест. Результат остался прежним – «Вы не прошли». Видимо, за  +100500 попыток я так и не выучил, что такое «ОЗУ» и сколько будет «8+4».

Дискриминация от «Яндекса» Обман, Трудоустройство, Яндекс, Работа, Дискриминация, Несправедливость, Служба поддержки, Трудовые отношения, Длиннопост

Понятно, что часть моих читателей начнёт меня осуждать: это же не для тебя работа, не надо отнимать хлеб у беременных мамаш! Тем более, ты не будешь там работать, ты же просто хочешь провести исследование! Не морочь голову людям!

Ну, я смею возразить, что отбор кандидатов должен происходить сугубо по деловым качествам, а не по наличию детей, полу, религиозным или политическим воззрениям. Это запрещает Трудовой Кодекс. Да и о каком качестве персонала и его квалификации можно говорить, если его подбирают только исходя из его пола, возраста и социального статуса?

В данном случае можно смело утверждать, что «Яндекс» может похвастаться не только недостаточным уровнем квалификации персонала поддержки, но  и аналогичным уровнем компетенции вышестоящего персонала. Кто подготовил и утвердил такой унылый тест, который никак не говорит об уровне знаний соискателя? Кто не заботиться о его уникальности? Кто подбирает сотрудников только по полу, а не по знаниям и уровню подготовки? 

В общем, я надеялся на то, что «Яндекс» меня удивит и заставит поменять о нём мнение. Да и лишняя подработка в свободное время никому никогда не повредит (если вдруг мне посчастливится втянуться). А пока имеем, что имеем: «У вас проблема! Мы её обязательно решим!». Дальше девочки «Яндекса» кладут трубку и забывают про клиента.

Но даже без трудоустройства в этой компании я смог узнать достаточно об уровне квалификации её работников.

Ну, а руководству «Яндекса» хочу сказать, что учитывая тот факт, что вы прописаны в Нидерландах и придерживаетесь западных  взглядов - вести себя подобным образом очень даже некрасиво и не  политкорректно. Где ваша толерантность? Где свобода? Где эта знаменитая непредвзятость?

Думаю, при следующей попытке прохождения теста в графе «пол» вместо «женского» и «мужского» укажу «другой», и пусть попробуют отказать…