Диктатура Цезаря. Часть 3. Гибель героев
Автор: Владимир Герасименко (@Woolfen)
После бегства из Греции многие оставшиеся в живых помпеянцы собрались в Киликии на совет. Там решалось будущее всей войны. Помпей не собирался сдаваться на милость Цезарю, считая это величайшим позором из возможных. Поэтому он принял решение продолжать борьбу и использовал для этого свои давние связи с Египтом. 28 сентября 48 года до н.э. корабль с Помпеем на борту прибыл к побережью Александрии.
Читайте также:
Помпей рассчитывал, что сын Птолемея Авлета, посаженного на трон Габинием, окажется верен прежней дружбе и не забудет о том, благодаря кому он теперь правит. Однако советники малолетнего царя опасались, что Помпей попросту оккупирует Египет и будет вести ненужную никому здесь войну. Поэтому было решено его убить.
Спустившись в шлюпку, Помпей увидел угрюмую троицу, в которой сразу узнал своих бывших легионеров и Ахилла, советника царя Египта. Он поприветствовал их, но, вместо ответного знака дружелюбия, в абсолютном молчании ему вручили свиток с посланием. Пока Помпей читал, двое римлян зашли ему за спину и, как только шлюпка достигла пристани и Помпей собрался с нее сходить, достали мечи и напали. Великого полководца зарезали, как свинью, те люди, которым он доверял. Помпей, поняв, что происходит, успел лишь накинуть на голову край тоги, чтобы никто не видел на его лице эмоции. Он не издал ни звука, пока ему наносили один удар за другим. Так умер Гней Помпей Магн.
Есть какая-то злая ирония, что все трое триумвиров умерли при схожих обстоятельствах – пали жертвами предательства и заколоты людьми, от которых такого не ожидали. И если про Красса можно сказать, что его настигло божественное воздаяние за художества времен Суллы, то вот Помпей, тоже обагривший тогда руки в крови, всё же такую участь заслужил едва ли. Голову Помпея прямо тут же на глазах у его жены, наблюдавшей за всем с корабля, отсекли мечом и вместе с кольцом-печаткой отправили Цезарю. Заодно изловили и казнили всех сторонников Помпея, кто прибыл в Египет, в частности, вероятно, именно так погибли оба консула, вручившие в прошлом году Гнею чрезвычайные полномочия – Лентул и Марцелл.
Когда Цезарю принесут “подарки” от египетского царя, он будет оплакивать своего друга. До самого конца Гай Юлий надеялся, что сможет поговорить с ним лично и убедить принять его свою сторону. Цезарь вполне мог удовлетворить мелочную тягу Помпея к первенству в их тандеме, но этому уже не суждено было случиться.
Отослав свидетельства гибели Помпея в Рим, Цезарь немедленно выехал в Египет, где намеревался решить все финансовые проблемы Республики.
Помните всю ту катавасию вокруг Египта, что происходила во времена первого триумвирата? Птолемей XII Авлет купил через Цезаря у Республики признание себя законным правителем Египта. Чтобы выплатить обещанную сумму, он задрал налоги и за это его свергли, но через некоторое время Габиний по совету Помпея вернул на трон незадачливого монарха. Тот, однако, прожил ещё два года и умер прямо перед началом новой гражданской войны в Риме. При этом долг перед Римом все еще висел. По завещанию править страной должны были его дочь Клеопатра и сын Птолемей под номером 13. Однако Клёпу от трона оттерли советники Птолемея, из-за чего разразилась своя египетская вялотекущая гражданская война.
И вот в этот момент в Александрию прибывает Цезарь с неполным легионом, занимает дворцовый комплекс и заявляет, что он тут для того, чтобы проконтролировать возврат ему долга оставшегося от Птолемея Авлета. Новости эти быстро распространились по городу и вызвали взрыв возмущения. А Цезарь ещё и усилил его, выказав желание восстановить на троне Клеопатру.
После этого царский комплекс внезапно оказался в осаде “восставшего” военачальника Ахилла. В результате Цезарь на три месяца оказался осажден и отрезан от коммуникаций с Римом.
Вместе с Цезарем в осаде сидели и Птолемей с его родней, в интересах которой Ахилл тащемта всё и затеял. Неясно, понимал ли это Цезарь, но он дважды позволил ключевым людям перебежать на сторону осаждавших – сначала сестре Птолемея Арсиное, а потом и самому Птолемею. Позвать помощь Цезарь смог только благодаря удаче – он сумел сжечь блокирующий коммуникации египетский флот в гавани, правда, пожар этот перекинулся на город, и в нем сгорела часть Александрийской библиотеки. Но это была небольшая цена за будущее освобождение от осады. В январе подкрепления из Сирии, наконец, прибыли и разбили армию египтян. Однако до этого Цезарь имел вполне реальные шансы погибнуть в стране пирамид. Вот бы в Риме удивились, если бы Цезарь вообще не вернулся из похода на восток.
После разгрома бунтовщиков Цезарь, вместо немедленного возвращения в Италию, вошел в режим радиомолчания. Ещё во время осады он вступил в любовную связь с Клеопатрой и теперь совмещал приятное с полезным: помогал ей утвердиться на престоле, собрать так необходимые ему деньги и просто отдыхал.
Трехмесячный отпуск был самым удивительным временем в жизни Цезаря, наполненной в предыдущее десятилетие постоянными битвами. Историки до сих пор спорят почему он так поступил. Я думаю, потому что считал всех оставшихся в живых оптиматов ничтожными, неспособными поколебать его победу людьми. И он был прав.Частично.
Пока Цезарь пребывал в Египте, помпеянцы зализывали раны в Африке и… в Испании. Там случилась история, наглядно иллюстрирующая проблему партии Цезаря. Наместником обеих Испаний был оставлен бывший народный трибун Квинт Кассий Лонгин, не имевший опыта управления. Менее чем за год он сумел героически развалить управление провинцией и вызвать бунт. Тут же в Испанию примчались помпеянцы и начали теснить людей Цезаря, но на этом все их успехи и закончились.
Гай Юлий же, отдохнув в Египте, вернулся на политическую арену весной 47 года, когда до него дошла информация, что в Малую Азию вторгся царь Боспора Фарнак. Он был другом и союзником римского народа, а ещё сыном того самого Митридата Понтийского. И, видя слабость Республики, он решил вернуть владения своего царственного отца. Цезарь молниеносно прибыл в Малую Азию и настиг армию противника у Зелы. А дальше случился натуральный анекдот.
По всем правилам военной науки Цезарь выбрал удобный холм для лагеря и начал возводить укрепления. В это время Фарнак решил, что римляне отвлечены стройкой и поэтому самое время напасть… атакуя вверх по склону. Если бы он мог достигнуть эффекта неожиданности, то, может, что и вышло бы, но его наступление увидели задолго до того, как первые воины таки добрались до уже сформированной римской боевой линии.
Легионеры легко отбросили уставших на подъеме нападавших и после этого вся армия Фарнака пустилась в бегство, не останавливаясь до самого Боспора. Сам Фарнак погиб от рук собственных офицеров после битвы. В Рим Цезарь отправил лаконичный отчет о своей победе: Veni, vidi, vici – Пришел, увидел, победил. Вся кампания заняла меньше месяца, после чего диктатор, наконец, отправился в Италию.
А там его встречал кризис, отлично показавший всю слабость нового режима. Начались проблемы еще даже до Фарсала: вернувшийся из изгнания Милон тут же попытался захватить в Риме власть на волне недовольства толком не решенным долговым вопросом. Проблему удалось решить только санкционированным сенатом вводом войск в город. Мятежники были перебиты, но проблема никуда не делась.
Управлять Италией в отсутствии Цезаря должен был Антоний при поддержке сената. Однако столь резкий взлет ударил в голову молодому политику и тот предавался кутежу, а государственными делами нередко занимался в состоянии алкогольного опьянения. Также Антоний эпатировал публику поездками по городу в колеснице, запряженной львами. Поэтому он упустил момент, когда противостояние двух трибунов, Публия Корнелия Долабеллы и Луция Трибеллия, из-за всё того же долгового вопроса переросло в уличные столкновения. И снова пришлось решать проблему вводом войск, не устраняя саму первопричину.
Да не пьяный я, отвечаю, можете доверить мне вопросы управления государством *звуки опорожнения желудка через рот* (если верить враждебным Антонию источникам, то такое бывало)
Но главной бедой стал бунт ветеранских легионов. Прошедшие Галльскую кампанию воины и офицеры, особенно офицеры, требовали немедленно выполнить все обещания, данные Цезарем ранее. Ни увещевания Антония, ни сената на них не подействовали и только прибытие самого Цезаря смогло предотвратить худшее.
Было предельно ясно, что легаты Цезаря из молодого поколения не могли пока что взять на себя всю полноту управления Республикой и им нужно было время набраться опыта. А сторонников из более опытных политиков Цезарю критически не хватало. Так как война не была закончена, то сенат готов был продлить диктатуру Цезаря. Но Гай Юлий решил, что куда важнее вернуть хотя бы видимость порядка в управлении государством. Поэтому были проведены экстренные выборы магистратов на остаток 47-го года и на следующий 46-й.
Тем не менее вопросы управления, хоть и важные, были на тот момент второстепенными. Требовалось как можно быстрее расправиться с армией оптиматов в Африке. Хотя войска из Греции эвакуировались под командованием Катона, в Африке он вынужден был передать командование Метеллу Сципиону, как более опытному военачальнику, а что самое главное – человеку имевшему немалые связи в регионе. На вторых ролях вынужден был действовать и Лабиен. Всего у оптиматов было до двенадцати легионов и большое число легкой конницы, предоставленной нумидийцами. Однако выставлять в поле все эти силы они не могли, так как в провинции было слишком много симпатизантов Цезаря и требовалось держать в городах большие гарнизоны. И дело было не только в том, что местные элиты не хотели прихода ужасов войны, но и в большом количестве ветеранов Мария, которые получили тут наделы. И для них Цезарь был наследником дела своего великого родственника, а оптиматы – наследниками его главного врага Суллы.
Цезарь отправился в Африку всего с пятью легионами, при этом не имея четкого плана: место для высадки искали прямо по ходу плавания и поэтому флот разбросало вдоль берега и его потом пришлось собирать. После высадки оптиматы имели шанс раздавить десант с Цезарем во главе, поймав в ловушку, но Гай Юлий сумел вырваться за счет грамотных перестроений. После этого началось любимое цезарианское маневрирование войсками, в ходе которого он захватил несколько городов и дождался прибытия дополнительных сил, увеличивших его армию до десяти легионов.
Хотя соотношение сил было всё ещё в пользу оптиматов, они допустили огромную ошибку – по инициативе Катона зачем-то спровоцировали конфликт между царем Мавритании, до этого нейтральным, и союзным им царем Нумидии. Из-за этого перед решающим сражением всей кампании армия оптиматов осталась без нумидийской конницы. Развязка маневров произошла у города Тапса, который служил важным узлом снабжения. Цезарь начал его осаду, вынудив Сципиона и Лабиена выдвинуться на деблокирование.
Оптиматы рассчитывали двойным ударом, извне и изнутри города, зажать Цезаря в тиски и разбить, но гарнизон Тапсы был слишком слаб, а все пути переброски к нему подкреплений были перекрыты. Поэтому битва свелась к лобовому сражению, где Сципиона подвело его “преимущество” – слоны. Они должны были возглавить атаку на левом и правом флангах, смяв легионеров Цезаря своей мощью. Однако ожидаемый эффект от слонов был переоценен: они хоть и были грозной силой, но римляне уже давно научились с ними бороться.
Сражение началось неожиданно яростным натиском цезарианцев, находившихся в меньшинстве. Цезарь, по одной из доминирующих гипотез, большую часть боя провел в палатке из-за приступа эпилепсии и не мог остановить спонтанно начавшуюся атаку. Однако сделанные им приготовления и компетенции офицерского состава сыграли свою важную роль. Для нейтрализации слонов на флангах были размещены лучники и пращники, изводившие животных градом снарядов. Первыми не выдержали слоны правого фланга, – они развернулись, начав топтать собственную пехоту, а потом схожая история произошла и на левом. После чего исход сражения был предрешен — фланги армии Сципиона смяли и началась резня.
Впервые за всю войну легионеры не щадили никого, даже тех, кто хотел сдаться. Неизвестно, было это вызвано отсутствием на передовой Цезаря и выплеском накопившейся в солдатах озлобленности, или куда более жестоким намеком военачальника всем, кто ещё сражался: лучше сдавайтесь до боя. Остатки оптиматов бежали кто куда. Некоторые, как бывший наместник Испании Петрей, ринулись в Нумидию искать там спасения, но нашли лишь смерть от восставших жителей. Другие бежали в Испанию, однако многие, такие как Фавст Сулла, Луций Афраний и Сципион Назика погибли в процессе резни.
Когда до Утики (совр. Тунис), где комендантом был Катон, достигли вести о разгроме при Тапсе, в городе начались беспорядки, в ходе которых местные помпеянцы хотели утопить в крови сторонников Цезаря. Однако, хотя Марк Порций Катон и ненавидел Цезаря, он не хотел бессмысленной резни, поэтому спас город от уничтожения. После чего, считая всё дело оптиматов проигранным, принял решение покончить с собой. Уйти он решил по-римски – вспоров живот. Однако первая попытка оказалась неуспешной, он не смог закончить начатое и его спасли подоспевшие родные. После операции, проведённой местным врачом, ему наложили швы и оставили поправляться. Однако, как только все ушли, то Катон разорвал швы и голыми руками в полном безмолвии начал вырывать из своего тела кишки. Ужасная и очень грязная смерть, показывающая твердость характера Катона.
Едва ли Цезарь оплакивал его, когда получил весть о смерти. Этот человек был одним из главных архитекторов бессмысленной гражданской войны. А потому – на все 146% заслужил столь печальную участь. Однако с уходом с политической сцены Катона, из тех, кто начинал этот конфликт в далеком 60 году до н.э., в живых остались только Цезарь и оппортунист Цицерон. Оптиматы крайне успешно справились с уничтожением цвета старой сенатской аристократии, оставшейся в живых после Суллы.
Беглецы в Испанию были, конечно, проблемой, но Цезарь рассчитывал решить её с помощью легатов. Он воевал уже четыре года и настало время, наконец, посвятить себя наведению порядка в государстве.
Продолжение следует...
Подпишись на сообщество Катехизис Катарсиса, чтобы не пропустить новые интересные посты авторов Cat.Cat!
Пост с навигацией по Cat.Cat
Также читайте нас на других ресурсах:
Телеграм ↩ – новости, заметки и розыгрыши книг.
ВК ↩ –наша Родина.
Канал автора в Телеграме ↩ – о Риме и не только.








Лига историков
19K поста54.7K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения