Defender - Стоит ли в это играть? [0012/1001]

Здравствуйте, товарищи!

Я продолжаю серию обзоров старых игр, рекомендуемых книгой "1001 Video Games You Must Play Before You Die" и на очереди один из самых знаковых shoot'em up'ов в истории - Defender.

Defender - Стоит ли в это играть? [0012/1001] Ретро-игры, Видеоигра, Аркадные игры, Видео, YouTube, Длиннопост

!!!!ВНИМАНИЕ, ОЧЕНЬ МНОГО ТЕКСТА!!!!

Видеоверсия для тех, кому неохота читать

Defender - это аркадная игра в жанре Shoot'em up, выпущенная компанией Williams Electronics в 1980 году. Игрок управляет космическим кораблём и отражает наступающие волны пришельцев, защищая астронавтов от похищения. Игра стала первой самостоятельной разработкой компании, сместившей приоритеты с пинбольных автоматов в сторону аркадных видеоигр. Популярность игра обрела не сразу, но со временем Defender стала одной из самых прибыльных аркадных видеоигр всех времён.

Defender - Стоит ли в это играть? [0012/1001] Ретро-игры, Видеоигра, Аркадные игры, Видео, YouTube, Длиннопост

Реклама продукции Williams в старом журнале. Тут и пинболлы и, собственно, сам Defender

Defender - ещё одна знаковая игра, как и Donkey Kong изменившая ещё только формирующийся ландшафт видеоигровой индустрии. Первые финансовые отчёты не были оптимистичны, и, казалось, игра останется незамеченной. Передвижение не только влево-вправо, но и вперёд, и назад, стрельба, умный бомбы, прыжок в гиперпространство - целых 5 кнопок для управления и джойстик, враги наступают неуклюжими, но смертельными цепочками, да и вообще, всё это какое-то непривычное. Если вы будете играть в Defender также, как привыкли играть в Space Invaders - вас обязательно тут же поразит выскочивший сзади, из-за границ экрана, враг, которого вы даже не успеете заметить.

Однако, Defender стал настоящим чудом. Юджин Джарвис, всю жизнь мечтавший делать пинболльные автоматы, а не аркадные видеоигры, вовремя сообразил, что игрокам будущего необходимо нечто большее, чем обычные предсказуемые враги, которых достаточно просто заучить. Игроки хотели постоянно меняющегося действия, коварных врагов и взрывоопасного геймплея. Они хотели что-то защищать, пусть крошечных космонавтов, как здесь, а также что-то уничтожать. Им нужен был светящийся счётчик очков, изменяющийся, когда враг превращался в пиксельные осколки. Но больше всего их привлекал невероятный уровень контроля, который им и предложила игра от Williams Electronics

Но всё имеет свою цену. Поначалу Defender казался невероятно сложным - неопытные пилоты то врезались в мутировавшего пришельца, то телепортировались через гиперпространство прямиком на траекторию летящего вражеского снаряда, или так долго вели бой, что теряли всех своих подопечных космонавтов, и в конечном итоге, были засосаны в туманную ужасающую пустоту.

Но результат стоил того - мы получили игру, заглянувшую в будущее намного дальше конкурентов. Мышечной памяти игрока было недостаточно чтобы надолго занимать игровой автомат. На первый план начинал потихоньку выходить скилл игрока. Ведь рано или поздно все начинают хотеть чего-то достаточно хитрого и способного заставить их приятно попотеть.

Defender - Стоит ли в это играть? [0012/1001] Ретро-игры, Видеоигра, Аркадные игры, Видео, YouTube, Длиннопост

Старое фото одного из видеоигровых залов

Williams Electronics во время становления видеоигровой индустрии были уже опытным игроком на рынке. Правда, на рынке пинболл-автоматов и прочих электромеханических игр. После выпуска клона автомата с легендарной Pong компания поручила Юджину Джарвису создать свою, новую, аркадную видеоигру.

Первопроходцем быть тяжело. Особенно в те далёкие времена. Каждый в команде вынужден был исполнять роль и художника, и геймдизайнера, и программиста, и того парня, который отвечает за звук. И то, что ты до этого ни разу таким не занимался не могло стать отговоркой. Как говорится, партия сказала "надо". Да и про заоблачные бюджеты на разработку видеоигр в те времена речи не шло. В одном из интервью Джарвис рассказывал о процессе примерно так - "Вспомните ранний кинематограф. К примеру, Чарли Чаплина. У него не было даже сценария. Он просто выходил на площадку, придумывал какие-то приколы, что-то делал, что-то менял. За день сюжет фильма мог смениться 5 раз. Он просто крутил им как мог. Он был и режиссёром и актёром и продюсером. Он был всем. Но он чувствовал, что хотел зритель и снимал одни из величайших фильмов в истории. В дни становления отрасли первопроходцы просто делают всё, так как ещё нет специальностей. Примерно так, я думаю, это и развивалось в конце 70-х и начале 80-х."

В те времена у компании был небольшой штат сотрудников и относительно мало понимания в технологиях, связанных с аркадными видеоиграми, так что у Джарвиса и его коллег Ларри Демара, Сэма Дикера и Пола Дюссо была практически полная творческая свобода.

Defender - Стоит ли в это играть? [0012/1001] Ретро-игры, Видеоигра, Аркадные игры, Видео, YouTube, Длиннопост

Юджин Джарвис

В те времена одним из самых популярных сеттингов был космос, и Джарвис чувствовал, что абстракция космоса поможет скрыть огрехи графики, далёкой от реализма. Сначала команда пыталась сделать цветную версию Space Invaders от Taito либо же Asteroids от Atari, но от этих вариантов всё же отказались. После, проведя мозговой штурм, команда пришла к выводу, что они хотят видеть в игре в первую очередь масштаб, и решили создать игровой мир большего размера, чем экран, на котором он отображается. Окружение игры стало длиннее экрана, а видимая область стала прокручиваться по горизонтали. Развитием этой идеи стала новая, горизонтальная вариация Space Invaders. После в игровой мир были добавлены и астероиды, но позже они были удалены, так как разработчики посчитали, что они не приносят удовольствия. Сначала планировалось прокручивать экран только слева направо, но Стив Ричи убедил Джарвиса о необходимости скроллинга в обоих направлениях.

Также команда хотела добавить элементы выживания в игру и были необходимы враги, представляющие опасность. Одним из первых был Lander. Джарвису хотелось оправдать жестокость, но жестокость должна быть оправдана.

"Ещё в шестидесятых годах было старое телешоу "Защитники" про адвокатов, и оно мне нравилось. Знаете, если ты что-то защищаешь, когда на тебя нападают - ты можешь делать всё, что захочешь"

Так игра обрела своё имя и в неё были добавлены астронавты, которых нужно было защищать. Поверхность планеты также была добавлена практически в последний момент. Из-за аппаратных ограничений пейзаж пришлось изобразить линией толщиной всего в один пиксель.

Разработка игры постоянно отставала от графика. Руководство давило на Джарвиса, игру нужно было закончить к выставке AMOA. Буквально за пару месяцев до сдачи проекта в игру были добавлены и астронавты, и визуальные и звуковые эффекты. Сэм Дикер, присоединившийся к проекту в июле реализовал алгоритм разлетающихся частиц взрыва уничтоженных врагов. В самый последний момент были добавлены и новые враги - и Мутанты, захваченные люди, и бомбардировщики, да почти все враги в игре были придуманы и добавлены в самый последний момент. Демо-режим и таблицу очков в игру добавили буквально в ночь перед выставкой, но рано утром в день выставки микросхему со свежезаписанным EPROM не той стороной и чуть не угробили демонстрационную машину. Но обошлось, выставка состоялась. Даже после выставки разработчики вносили изменения в игру - добавили режим бесконечной игры. В первой версии было всего 5 уровней, и никто из разработчиков не мог пройти дальше третьего из-за сложности игры, но было принято верное решение перестраховаться и добавить цикличности уровням.

Defender - Стоит ли в это играть? [0012/1001] Ретро-игры, Видеоигра, Аркадные игры, Видео, YouTube, Длиннопост

Сэм Дикер

Для игры было выбрано самое передовое аппаратное обеспечение того времени.

Монофонический звук, пиксельная графика на ЭЛТ-мониторе. Процессор Motorola 6809 отвечает за графику и игровой процесс, и Motorola 6800, отвечающий за звук. Во время разработки велись оживлённые дебаты о том, использовать ли цветной дисплей или чёрно-белый, достаточно четыре цвета, или же невероятные 16? В то время считалось, что 16 цветов - это больше, чем когда-либо понадобится для игры. Даже разрешение монитора было не стандартные 256х256 точек, а невероятные 320х256. Аппаратная графика была заменена программной, написанной на ассемблере, что позволило отображать больше объектов на экране с меньшими затратами.

Схема управления использует двухпозиционный джойстик и 5 кнопок. Джарвис разрабатывал схему управления одновременно похожую и на Asteroids и на Space Invaders - левая рука манипулирует джойстиком, как в захватчиках, а правая нажимает кнопки как в астероидах. Это было сделано намеренно - с рассчётом на то, что игрокам будет проще адаптироваться к игре, используя уже знакомые комбинации управления.

Свою популярность игра обрела не сразу. Многие поначалу боялись сложности автомата. Но со временем Defender набрал свою фан-базу и стал самой продаваемой аркадной игрой от Williams. Ассоциация операторов развлечений и музыки AMOA же включила Defender в число шести самых кассовых видеоигр Америки 1982 года.

После игра была портирована на множество платформ, таких как Apple II, Atari 2600, Atari 5200, BBC Micro, Coleco Vision, Commodore 64, Intellivision, множество разных персональных компьютеров и был одной из четырёх видеоигр, выпущенных для странного аппарата под названием Entex Adventure Vision

Defender - Стоит ли в это играть? [0012/1001] Ретро-игры, Видеоигра, Аркадные игры, Видео, YouTube, Длиннопост

Entex Adventure Vision - игровая консоль, достойная отдельного поста

А теперь давайте перейдём к теории.

Игра представляет из себя почти классический shoot'em up. Игрок управляет космическим кораблём, передвигается в двух измерениях, может стрелять, телепортироваться как в Asteroids и использовать бомбу, уничтожающую всё на экране. Интересно реализовано само поле боя. Этакое кольцо, в котором ты можешь лететь направо и в итоге вернёшься в изначальную точку. Видеть что происходит на поле боя помогает, конечно же, радар в верхней части экрана. Внизу у поверхности бегают маленькие астронавтики, которых нужно защищать. Можно и пристрелить ненароком, но не рекомендую. Если все астронавты уничтожены - автоматическое поражение. Если врезался во врага - смерть. Ну и выстрелы и бомбы противника тоже смерть. Тут всё как мы уже привыкли в играх подобного плана. Во многом игра на первый взгляд похожа на условный R-type, или, например, тепло любимый мной Gradius.

Видов врагов немного, но они довольно-таки интересны. Врагов всего 6 видов, так что могу и перечислить.

Lander - самый базовый враг. Летает, стреляет в тебя и пытается похитить астронавтов. Если Lander схватит человечка и успеет подняться до верхнего экрана - он превратится в иного врага - Mutant. Если подбить этого врага во время похищения гуманоида - человечек начнёт падать. И тут 3 развития событий: Если невысоко - астронавт просто приземлится, если падение с большой высоты - то гуманоид разобьётся. Но можно успеть подхватит его и спасти, заработав за спасение дополнительные очки.

Mutant - Довольно-таки подлый враг. Летает за кораблём игрока по несколько странной траектории. Проблемный враг, подбить сложно, увернуться ещё сложнее, если таких на экране много - или трать бомбу или умирай.

Baiter - классическая летающая тарелка. Появляется если игрок слишком долго не завершает уровень. Очень быстрый и подлый враг. Проблем приносит примерно как Mutant.

Bomber - враг, появляющийся на второй волне и далее. Особых проблем не приносит. Летит по своей траектории, оставляет мины на экране. Легко и быстро подбивается, сложность низкая, из проблем только мины, которые в любом случае пропадут с экрана через несколько секунд.

Pod - летающая капсула с врагами. Сам по себе практически безобиден, но распадается на несколько врагов Swarmer после уничтожения.

Swarmer - быстрые и подлые мелкие враги. Подбить сложно, неприятные.

В общем, с врагами всё не так уж и плохо, есть и разнообразие и сложность и интерес.

Defender - Стоит ли в это играть? [0012/1001] Ретро-игры, Видеоигра, Аркадные игры, Видео, YouTube, Длиннопост

Описание игры, управления и изображения врагов

Звук в игре стандартный для своего времени, не могу ни похвалить ни сильно как-то поругать. Не порадовало только отсутствие цепляющей мелодии во время демо-режима, но понять причину такой недоработки могу - игра создавалась в условиях лютого кранча ещё задолго до того, как это стало нормой видеоигровой индустрии.

Графика на высоте. Графически игра опередила своё время на пару лет точно. На аркаде всё выглядит супер, претензий никаких. Ярко, красочно, анимация выстрела просто шикарна, взрывы врагов - в целом понятно, почему игра получила в итоге своё признание.

В общем, всё отлично с игрой, казалось бы, не к чему придраться. Но показалось. Давайте перейдём к ложке дёгтя в бочке мёда. К управлению.

Defender - Стоит ли в это играть? [0012/1001] Ретро-игры, Видеоигра, Аркадные игры, Видео, YouTube, Длиннопост

Панель управления автомата

Перед вами панель управления аркадного автомата. Джойстик для управления кораблём по вертикали. С ним никаких проблем - переключатель вверх-вниз, приемлемо. Рядом кнопка разворота корабля по горизонтали. По центру кнопка гиперпрыжка(место не самое удобное, но гиперпрыжок чаще вреден, чем полезен, забудем про эту способность корабля). Справа кнопка бомбы, движения и выстрела. Вы ещё не поняли, в чём тут проблема? Если нет - я озвучу. Вместо четырёхпозиционного, удобного и приятного джойстика мы используем джойстик только для движения вверх-вниз, для движения по горизонтали мы используем кнопку движения справа, а при необходимости развернуться жмём кнопку в левой части панели возле джойстика. Звучит просто, но нормально выполнять данные действия адски неудобно. Я попробовал назначить хоть как-то вменяемо управление на своём аркадной джойстике и всё равно не смог освоить эту страшную систему. Это максимально неудобно. И за счёт этого безумно сложного управления в 21 веке играть в эту вроде как и отличную на первый взгляд аркаду просто не хочется. Управление устарело морально и, даже с учётом того, что игра неплоха во всём остальном, эта ложка дёгтя отбивает всё желание играть.

Defender - Стоит ли в это играть? [0012/1001] Ретро-игры, Видеоигра, Аркадные игры, Видео, YouTube, Длиннопост

Скриншот из игры

Но, Кортсе, скажете вы. Неужели нет в сети рома для условного MAME с исправленым управлением? Чтоб была поддержка четырёх- или даже восьми- позиционного джойстика? Ведь в сети выложены даже официальные исходные коды данной игры. Неужели до сих пор никто не исправил ситуацию дабы мы, современные люди, могли насладиться этой игрой так, как нам удобно, а не так, как задумал этого неопытный разработчик в далёком тёмном прошлом?

В сети есть 2 решения - использовать lua-плагин для MAME либо же эмулятор UXME, но я не смог настроить плагин для четырёхпозиционного управления, чтобы не тормошить кнопку разворота и управлять кораблём так, как удобно - только d-pad'ом - то сборка MAME не та, то плагин отказывается появляться в списке, а UXME из исходников собрать не смог, и скомпилированной версии в сети нет, так как сайт разработчика помер. Оно как бы есть на гитхабе в виде исходников, но я не смог.

Если у вас есть знакомый, любящий поковыряться в старом коде, или способный собрать и скинуть мне или настроенный MAME или UXME в котором будет нормальное управление в этой игре - я буду благодарен. Но пока аркадная версия игры меня расстроила.

Но были же порты, так? Может, они лучше? Игра выходила на множесте платформ. Домашние компьютеры, на которых эта игра выходила я затрагивать не буду. Список впечатляющий, но я очень скептически отношусь к играм того времени на персоналках, поэтому пропустим. Разве что Commodore64 не останется без внимания из-за моей прдвзятости и желания найти на нём ещё хотя бы пару отличных игр. С него и начнём.

А знаете, не так уж и плохо. Для Commodore, конечно же. Да, меньше цветов, чем в оригинале, в целом графика попроще, но зато можно управлять кораблём привычным нам способом. Оговорюсь сразу, во всех портах управление починили и сделали удобным, не буду больше возвращаться к этому вопросу. Играть можно. Сложность высокая, к тому же, игра не самая честная. Из основных претензий у меня только крайне тугое управление и тот факт, что здесь враги очень сильно любят появляться в корабле игрока. И враги. Сложность в лучших традициях аркадных игр запредельная. Но играется довольно-таки приятно. С оговорками, но это уже не такие оговорки, как в аркадной версии. В общем, для платформы игра вышла хорошей.

Defender - Стоит ли в это играть? [0012/1001] Ретро-игры, Видеоигра, Аркадные игры, Видео, YouTube, Длиннопост

Порт на C64

Также я не мог не посмотреть на эту игру на консолях Atari.

Порт на Atari 2600 я с уверенностью могу назвать отличной игрой для данной платформы. Играется хорошо, выглядит красочно. Игра может доставить много удовольствия. В целом Играется на ура. Игра держит в напряжении, но сложность не запредельная. Я, правда, не совсем понял, как использовать бомбы, но не считаю это какой-то большой проблемой. Данный порт и без них проходится. Хоть играется и туговато, но играется вполне себе неплохо. Из претензий могу назвать только то, что игра может вызвать эпилептический припадок тем, что из-за спрайт-лимита на экране постоянно мигают спрайты персонажа и врагов. Но можно сделать скидку и простить это. Я считаю именно этот порт лучшим из тех, что мне довелось посмотреть для этого выпуска и даже могу рекомендовать.

Defender - Стоит ли в это играть? [0012/1001] Ретро-игры, Видеоигра, Аркадные игры, Видео, YouTube, Длиннопост

Порт на Atari 2600

Но был ещё порт на Atari 5200. И так, как библиотека игр этой консоли мне не особо знакома, я не удержался, и решил посмотреть как игра выглядит там. И знаете, красиво и приятно. Графика чуть лучше, чем на Commodore64, управление также повеселее. Играется неплохо. Даже звёзды на заднем плане красиво подмигивают и добавляют атмосферы. Но не может же игра на 5200 быть просто хорошей. Особенно если это порт аркадной игры. Конечно не может. Здесь есть одна маааленькая проблема. Помните врагов в виде летающих тарелок? Здесь они просто неубиваемы. Мало того, что они появляются практически в тебе и сразу начинают стрелять. С этим можно как-то смириться и приноровиться уворачиваться. Но у них есть ещё одна суперспособность. Они быстрые. Очень быстрые. Быстрее корабля игрока. И, соответственно. если на экране появилась тарелка - всё, смерть. Иногда я пытаюсь понять логику в играх. Почему что-то было сделано так или иначе, тут она не прослеживается. Есть ощущение, что игра просто не тестировалась - прописали логику врагов и выпустили в продакшн. Обидно. Потенциал большой, но слишком злая игра. Рекомендовать не буду.

Defender - Стоит ли в это играть? [0012/1001] Ретро-игры, Видеоигра, Аркадные игры, Видео, YouTube, Длиннопост

Порт на 5200

Также был порт на Entex Adventure Vision, но о самой консоли я расскажу как-нибудь после отдельно, а про игру рассказать особо нечего - примерно то же самое, но в ужасном разрешении 150х40. Рекомендуется только любителям странной дичи и любителям редкого наркоманского игрового опыта

Defender - Стоит ли в это играть? [0012/1001] Ретро-игры, Видеоигра, Аркадные игры, Видео, YouTube, Длиннопост

Именно так игра выглядела на Adventure Vision - незабываемо

Если в прошлых выпусках на вопрос "Стоит ли в это играть?" я чаще всего отвечал, что да. Пусть иногда с оговорками, давал играм шанс, ссылаясь на то, что время было другое, мол, это стоит посмотреть и дать шанс игре, может, и затянет, то в данном конкретном случае желания рекомендовать игру нет. Даже если и есть - то не на аркаде. Игра более интересна историей создания и тем наследием, которое она принесла. Да, это - одна из первых игр со скроллингом экрана, и это замечательно. Но стоит ли ради этого страдать и пытаться справиться с безнадёжно устаревшим управлением? Я считаю, что нет.

Я потратил несколько часов своей жизни в попытках освоить управление и попытаться получить удовольствие от игры и не смог. Возможно, вы хотите челленджа и условная Touhou для вас уже слишком проста - тогда да, можете повзрывать себе мозг и поломать пальцы в этой игре на аркаде, но если вы хотите просто поиграть и получить хоть какое-то удовольствие, то я не могу рекомендовать вам эту игру. По крайней мере на аркаде. Сыграйте лучше на Atari 2600 - там эта игра хотя бы весёлая.

Я благодарен этой игре за то, что она привнесла в развитие игр. Ещё больше благодарен тем, что если бы не было её - я бы не узнал про прекрасную в своём инженерном безумии Adventure Vision. Но удовольствия она мне особо не принесла.

Defender - Стоит ли в это играть? [0012/1001] Ретро-игры, Видеоигра, Аркадные игры, Видео, YouTube, Длиннопост

Для меня Defender оказалась полной противоположностью Battlezone. Если вы пропустили прошлый ролик - рекомендую ознакомиться. Игра казалась такой приятной на вид по картинкам. Казалось, это будет грандиозно весёлое развлечение. Шикарный шмап из восьмидесятых. А на деле всё впечатление испортилось. Да, я не объективен. В те времена игра была нормальной. Люди привыкали к управлению и могли веселиться и даже как-то продвигаться и набивать безумные цифры в таблицу рекордов. Но сейчас, спустя сорок с лишним лет, я не вижу смысла есть кактус и давать игре шанс. Но это моё личное необъективное мнение.

А если у вас другое мнение - то для обсуждения я порекомендую зайти в наш телеграм-канал, в котором мы делимся апдейтами о новых роликах и статьях, да и просто общаемся на разные околоигровые и не только темы.

Спасибо за внимание!

Уголок ретрогеймера

2.4K постов11.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

(Ранняя альфа-версия правил) -Да не будет создано здесь отдельных постов об играх, вышедших изначально менее 15 лет назад (возможно временная формулировка).

-Не оскорбляй других пользователей.

-Не спамь.

-Все вопросы по поиску каких-то определённых игр задавайте здесь: http://pikabu.ru/story/pomoshch_po_poisku_kakoyto_opredelyon...

-Спросить совета про то, во что поиграть можно здесь: http://pikabu.ru/story/posovetuyte_vot_kakuyu_igru_5005075