Давайте поменяемся с вами местами!

История эта, как и связанные с ней моменты, произошла в годы безудержного экономического роста 2004-2007 годов. Но речь в ней не про рост благосостояния граждан, а про то неизменное, еще с советских времен, – привычку наших граждан решать свои проблемы с местами в поездах и самолетах за счет попутчиков. В чем связь между двумя этими разными явлениями? В том, что ездить по командировкам мне приходилось тогда очень много, – порой даже больше половины рабочего времени в них проводить. Следовательно, и пользоваться междугородним пассажирским транспортом приходилось столько, сколько среднему обывателю за всю жизнь не наездить да не налетать. Оприходованные лично пассажирокилометры, как считают пассажирский трафик в РЖД, да воздушные милли авиакомпаний росли как на дрожжах. А с ними уж очень стали приедаться своей регулярностью просьбы поменяться с кем-то из других пассажиров-попутчиков местами.

Нельзя сказать, что подобные просьбы меня сильно тяготили, - нередко я соглашался поменяться местами. Если обмен мест был равнозначный, конечно. Чего часто, однако, не предлагалось. Одно дело пересесть в соседний ряд на такое же место возле окна в самолете, а другое, когда тебе предлагают пересесть с такого места в середину последнего ряда с не опускающимися сидениями да между двумя гражданами очень крупного телосложения по бокам. Отказ «нет, это не равнозначный обмен» на большинство просителей действовал убедительно, но находились и упорные граждане. Тогда я вызывал бортпроводника и предлагал ей заняться проблемами этих граждан. И, что интересно, при одном появлении бортпроводника проблема с местами зачастую исчезала. Все же восприятие человека в форме как безапелляционной власти у нас сильно не менее, чем у немцев.

Но эта история произошла в фирменном поезде Киев-Москва, которые еще десяток лет назад вовсю курсировали между столицами. Выбор вида транспорта, – самолет или поезд, – в первую очередь для меня зависел от близости ж/д вокзала к центру города, гостинице и проектному офису. В Киев и обратно на поезде я ездил, скорее, по старой привычке. К тому же это был отличный предлог пораньше свалить в пятницу с проекта от достаточно вредного заказчика.

В вагон я зашел одним из первых. Мое купе оказалось последним в вагоне. И, так получилось, что пока заполнялись все остальные купе, я наслаждался одиночеством. Промелькнула даже мысль, что в этот раз мне повезет и я буду ехать один без назойливых попутчиков. Эту мысль я отогнал, дабы ментально не расслабляться раньше времени. И достал ноутбук, чтобы написать отчет, пока в памяти все свежо. Отогнал я эту мысль не зря, - минут за 10 до отхода поезда ОНИ появились у входа в купе. Две девицы провинциального вида и столько же провожающих мужчин видом под стать им. Не заходят. Все переминаются и смотрят на меня. Я делаю вид, что очень занят чем-то за ноутбуком, но уже понимаю, что сейчас начнется ЭТО. В тоже время в соседнем купе раздался детский плач, - я мысленно посочувствовал попутчикам из этого купе. Тут старший из делегации провожающих откашлялся и сразу перешел к делу: «Вы не поменяетесь с нами местами, – вот тут, тоже нижняя полка в купе рядом». Понимаю, что речь идет про то самое купе, где только что плакал ребенок, и, как следствие, там с большой вероятностью, мне в добавок еще предложат поменяться на верхнюю полку. Причем это уже будет предложение, от которого нельзя отказаться. Тут уж не поработать за ноутбуком, однозначно.

Сначала мягко отказываю. Неделя действительно выдалась полной стресса, и хочется спокойствия. Не отстают, предлагают чуть ли не на руках перенести в соседнее купе мой багаж и меня. Отвечаю им уже жестко «нет». Провожающие, через некоторое время пожав плечами, разворачиваются и уходят. Одна из девиц бросает на меня презрительный взгляд и семенит в соседнее купе за второй. Поезд трогается, и, – о чудо! – я в купе еду один.

Где-то через час в пути в купе заглядывает все та же девица, озадаченно смотрит на практически пустое купе и, опять одарив меня презрительным взглядом, скрывается в соседнем купе. Ближе ко сну в соседнем купе нарастает шум. «Да не пойду я к нему!» – резко отвечает женский голос и на этом шум прекращается. Видно, уплотнение жилплощади у других пассажиров соседнего купе восторга не вызвало, да скандалить они не стали.

Могли бы вдвоем пересесть, если она уж так боится. И вообще она не в моей целевой группе. Да я и не имею привычки к случайным связям. Это больше для мужского бахвальства, как в анекдоте - «ну и вы рассказывайте». Помню, работал я с итальянцами, так те честно так говорили, что у них куда ты не поедешь, по приезду обязательно надо рассказывать про сотню, не меньше, побед на любовном фронте. Иначе пацаны-рагацци не поймут. И не важно, что даже десятая часть этих историй не правда. По правде сказать, сермяжная правда в том, что в таких ситуациях у нас куда более вероятно нарваться на клофелинщицу или получить холостяцкую болезнь. Поэтому случайные связи в стоп-листе профессионального командировочного. С каким багажом сел на поезд, - с таким с него и сошел.

Поезд прибывает вовремя, рано утром. На пироне опять пересекаюсь с девицами, так и не разделившими со мной купе. Обе помятые, с недовольным видом обсуждают дальнейший маршрут. Гидом по столице им становиться у меня желания нет, и я продолжаю свой путь к автостоянке. Подумаешь, что в очередной раз не получилось для кого-то стать «хорошим».