Да чего его бояться?

«Да чего вы так этого коронавируса боитесь? Надо вакцины бояться!» (подавляющее МНЕНИЕ большинства населения). Но верно ли оно от того, что это мнение большинства? Расскажу очень просто с точки зрения биолога. Вот, прям, на пальцах. Для этого будут использованы сравнения, которые не совсем точно отражают суть биологических процессов, но этим пожертвую для простоты понимания информации.

Да чего его бояться? Коронавирус, Вакцинация, Последствия, Здоровье, Биология, Физиология, Длиннопост, Текст

Многие уже знают, каким образом вирион Covid-19 проникает в живую клетку. Он использует свои белки (шипы короны) как отмычки, чтобы попасть внутрь. А какой именно замок взламывает вирус?


У клетки на оболочке есть множество «дверей» и «ловушек» для молекул, которые ей необходимы в процессе жизнедеятельности. В том числе и для гормонов (это тоже молекулы). Но в живую клетку просто так без разрешения не пролезешь и даже к ней не прицепишься. Она же не дура, пускать в себя кого попало. Каждая дверь или рецептор клетки всегда имеют хитрый «замок». Но это не значит, что молекулы, как мы, носят с собой ключи. Молекула, для которой предназначена дверь, сама и является ключом к этой двери. То есть, - какая-то часть молекулы совпадает с «разъёмом» на клетке. Таким образом, молекула другого вещества к этому замку просто не подойдет, как ключ от чужой квартиры - так как имеет иную конфигурацию или химическое строение. Просто и гениально. Можно представить, что если бы так было у нас, тогда были бы отдельные двери для девушек, в которые мужчина, как ни старайся, не пройдёт. Потому что у него нет сами знаете чего. И наоборот.


Но есть вещества-обманщики. Самый известный пример - аденозин и кофеин. Молекула кофеина по строению похожа на молекулу «усталости» аденозин, потому может вставиться в замок, предназначенный аденозину. Только вставиться, не больше – открыть его (включить процесс) она не может. Но и аденозин к замку не пускает, потому у нас и наступает бодрячок.

Так вот. Многие клетки нашего организма встраивают в свои оболочки молекулу белка, которая называется ангиотензинпревращающий фермент2 (АПФ2). АПФ2 участвует в работе сложнейшей системы, которая регулирует в организме кровяное давление и водно-солевой баланс. Даже название этой системы читается с трудом: ренин-ангиотензин-альдостероновая система (РААС). В ней активно задействованы многие органы.


Так для чего нужен АПФ2? Сам АПФ2 – это не то, чтобы дверь. Этот фермент нужен для того, чтобы к нему присоединилась молекула ангиотензина II, который является мощным сосудодосуживающим гормоном. АПФ2 превращает эту молекулу в антагониста – ангиотензин1-7, который, наоборот, расслабляет сосуды.


Белки S на поверхности коронавируса (они на изображении научно достоверной 3Д модели к посту) способны прицепиться к АПФ2, вместо гормона ангиотензина II.


Далее происходит пара химических реакций, и оболочка вируса сливается с оболочкой клетки. Таким образом молекула РНК вируса (генетический материал) благополучно попадает внутрь. Далее, ничего не подозревающая клетка начинает клепать копии вируса, которые впоследствии выходят из неё, убивая при этом свою «приёмную маму». Кстати, выходят они почкованием, то есть для создания своей оболочки вирус использует липиды оболочки убитой клетки – частично наряжается в её шкурку.


Если вы подумали о том, что АПФ2, судя по специфике его деятельности есть в клетках кровеносных сосудов – это верно. Но это далеко не всё. Давайте я перечислю, в каких клетках есть такие «двери» для Короны.


Клетки кровеносных сосудов, альвеол лёгких, сердечной мышцы, тонкого кишечника, почек, яичек, эпителия ротовой полости и носа. А также клетки обонятельной луковицы, через которые у коронавируса есть чудесный доступ в мозг. Где в глиальных клетках, а само важное – в нейронах – тоже есть АПФ2. Для справки: популяция сердечных миоцитов и нейронов мозга восстанавливается крайне плохо или не восстанавливается вообще.


Из-за такой специфики проникновения особо тяжело протекает Ковид у тех, у кого есть сбои в системе РААС (гипертония, сахарный диабет, сердечная недостаточность), а также у людей с хронической почечной недостаточностью. Последствиями Ковида 19 (ковидным хвостом) могут быть, помимо всего: потеря обоняния и вкуса, эректильная дисфункция и проблемы с фертильностью даже спустя месяцы после перенесенного заболевания (мужчины, имейте в виду), инсульт, проблемы с тонким кишечником. Истощение популяции миоцитов сердца. А самое страшное (на мой взгляд) – разнообразные проблемы с мозгом. Вплоть до образования опухолей в отложенном будущем (это предположение пока гипотетическое и исследуется).


Что сподвигло меня написать этот пост? Мракобесие, которое вокруг происходит. Мы живем в интереснейшее время. Вы заметили, что в современных реалиях уничтожено понятие экспертности, или это мне так кажется? Оно убито доступностью информации и горе-специалистами, получившими бумажки на двухмесячном обучающем курсе. Потому сейчас в нашем обществе отсутствуют авторитеты, и любой человек может вообразить себя профессором, начитавшись чего-то там в интернете. Теперь у каждого диванного сидня есть свое МНЕНИЕ, а выводы профессоров нам тут больше не указ, знаете ли. И ладно бы имели просто свое мнение. Они же его активно несут в массы(благодаря тому же Интернету), как почётное знамя. Короче, в современных реалиях нужно иметь хотя-бы базовые понятия темы, чтобы просто найти в куче мнений и мусора достойного специалиста и прислушаться к нему.


Если хотите достоверной инфы – возьмите учебник и вспомните строение клетки, строение вируса. Освежите немного молекулярную физику из школьного курса и совсем чуток органической химии. Это не сделает вас специалистом, но поможет сориентироваться и найти такового. А если не хотите напрягаться и у вас просто есть своё МНЕНИЕ, то хотя бы не распространяйте его, если вы далеки от биологии и медицины.


Если мой пост зайдет – так же на пальцах объясню про российские вакцины.


Источники:

"Молекулярные и клеточные механизмы повреждения центральной нервной системы при COVID-19" (Н. Т. Алексеева1, Д. А. Соколов1, Д. Б. Никитюк2, 3, С. В. Клочкова4, 5, А. Г. Кварацхели).

"Ангиотензинпревращающий фермент 2. Подходы к патогенетической терапии COVID-19"

(Полина Олеговна Шатунова, Анатолий Сергеевич Быков, Оксана Анатольевна Свитич, Виталий Васильевич Зверев).

"Взаимодействие коронавирусов с АПФ2, ангиотензином II и ингибиторами РАС — обобщение имеющихся данных и представлении о COVID-19".

От Hypertension Research