Что внутри экраноплана "Орлёнок" в музее ВМФ и почему туда не пускают туристов?

Что внутри экраноплана "Орлёнок" в музее ВМФ и почему туда не пускают туристов? Экраноплан, Авиация, Длиннопост, Видео

В столице много интересных мест, но некоторые из них почему-то незаслуженно обделены вниманием. Например, про экраноплан, что стоит на берегу Химкинского водохранилища, знают немногие, а были внутри и вовсе единицы.

Сегодня я постараюсь это исправить и рассказать про одну из самых необычных и малоизвестных достопримечательностей Москвы, экраноплан проекта А-90 «Орлёнок».

Что внутри экраноплана "Орлёнок" в музее ВМФ и почему туда не пускают туристов? Экраноплан, Авиация, Длиннопост, Видео
Интересный факт:

Думаю, что многие читатели слышали о теплоходах на подводных крыльях «Ракета» и «Метеор».

Главным их конструктором также является Ростислав Евгеньевич Алексеев.
Именно с водоплавающих судов началась карьера этого выдающегося конструктора. Даже дипломная работа Ростислава Алексеева называлась «Глиссер на подводных крыльях».
Что внутри экраноплана "Орлёнок" в музее ВМФ и почему туда не пускают туристов? Экраноплан, Авиация, Длиннопост, Видео
Что внутри экраноплана "Орлёнок" в музее ВМФ и почему туда не пускают туристов? Экраноплан, Авиация, Длиннопост, Видео

В начале 1960-х годов конструктор со своим бюро начинает исследования по возможности постройки летательного аппарата, которое за счёт «экранного эффекта» сможет лететь над поверхностью воды.


А-90 «Орлёнок» — второй полноразмерный экраноплан, разработанный в конструкторском бюро Алексеева. Всего было построено 4 экземпляра А-90, а до наших дней сохранилось только два — в Каспийске и в Москве.

Что внутри экраноплана "Орлёнок" в музее ВМФ и почему туда не пускают туристов? Экраноплан, Авиация, Длиннопост, Видео

Нам удалось посетить «Орлёнок», вышедший под заводским номером 26, последний вылет экраноплан совершил 1993 году, списан в 1997-м, а в 2007 году по Волге был отбуксирован в Столицу где был установлен в качестве памятника на берегу канала имени Москвы.

Интересный факт:
изначально планировалось строительство 120 таких экранопланов, но сменивший Д.Ф. Устинов новый министр обороны С. Л. Соколов свернул программу в пользу строительства атомных подводных лодок.
Что внутри экраноплана "Орлёнок" в музее ВМФ и почему туда не пускают туристов? Экраноплан, Авиация, Длиннопост, Видео
Что внутри экраноплана "Орлёнок" в музее ВМФ и почему туда не пускают туристов? Экраноплан, Авиация, Длиннопост, Видео

Одним из технических преимуществ экраноплана является высокая грузоподъёмность, например, «Орлёнок» мог принять на борт до двух сотен десантников, два БТР или 27 тонн груза.


Основная задача, которая стояла перед экранопланами этой модели – оперативная доставка десанта и грузов к месту высадки, поэтому собственному вооружению «Орлят» отводилась второстепенная роль.

Что внутри экраноплана "Орлёнок" в музее ВМФ и почему туда не пускают туристов? Экраноплан, Авиация, Длиннопост, Видео

Единственный вооружением экраноплана являлась спаренная пулеметная установка на турели «УТЕС-М», калибром 12,7 миллиметров. Не могу судить об эффективности данного вида вооружения, но могу отметить, что «гнездо пулеметчика» очень тесное и развернуться тут непросто!

Что внутри экраноплана "Орлёнок" в музее ВМФ и почему туда не пускают туристов? Экраноплан, Авиация, Длиннопост, Видео

К сожалению, став музейным экспонатом «Орлёнок» лишился орудийных стволов. Но сохранился прицельный комплекс и поворотный механизм.

Интересный факт:

Полная демилитаризация техники проводится связи с тем, что оружие сложно и долго ставить на учет как музейную единицу.

До недавнего времени экраноплан находился в «неудобном» правовом статусе. С одной стороны, он располагался на территории музея ВМФ в Тушино, но при этом числился за другим ведомством.

Что внутри экраноплана "Орлёнок" в музее ВМФ и почему туда не пускают туристов? Экраноплан, Авиация, Длиннопост, Видео

Лишь совсем недавно «Орлёнок» официально перешёл в собственность музея и на нём был проведен базовый комплекс работ, который назревал в течение последних десяти лет.

Что внутри экраноплана "Орлёнок" в музее ВМФ и почему туда не пускают туристов? Экраноплан, Авиация, Длиннопост, Видео
Интересный факт:

из-за того, что Химкинское водохранилище является особо охраняемой природной территорией экраноплан нельзя мыть ничем кроме воды. По той же самой причине на экраноплане нельзя обновить краску.
Что внутри экраноплана "Орлёнок" в музее ВМФ и почему туда не пускают туристов? Экраноплан, Авиация, Длиннопост, Видео

Настало время заглянуть в самую интересную часть корабля самолёта – кабину пилотов. Панель приборов и общая рассадка экипажа, авиационная, так что «Орлёнок» все же больше самолёт чем корабль.

Интересный факт:

Места пилотов в экраноплане «Орлёнок» идентичны самолету АН-32
Что внутри экраноплана "Орлёнок" в музее ВМФ и почему туда не пускают туристов? Экраноплан, Авиация, Длиннопост, Видео
Что внутри экраноплана "Орлёнок" в музее ВМФ и почему туда не пускают туристов? Экраноплан, Авиация, Длиннопост, Видео
Что внутри экраноплана "Орлёнок" в музее ВМФ и почему туда не пускают туристов? Экраноплан, Авиация, Длиннопост, Видео

Как вы можете видеть кабина пилотов, как и весь экраноплан находится в отличном состоянии и вам может показаться странным, почему музей Тушино пока не пускает сюда группы туристов?


Дело в том, что есть две большие проблемы которые нужно решить прежде чем открывать «Орлёнок» для «широкой публики».

Что внутри экраноплана "Орлёнок" в музее ВМФ и почему туда не пускают туристов? Экраноплан, Авиация, Длиннопост, Видео

Первая проблема — наличие аварийного выхода. На данный момент существует лишь один способ попасть в «Экраноплан» по мостику к входу на крыле. С другой стороны, такой же вход выходит непосредственно на крыло и остаётся только прыгать в воду. По нормам безопасности в таких объектах должен быть предусмотрен аварийный выход.

Что внутри экраноплана "Орлёнок" в музее ВМФ и почему туда не пускают туристов? Экраноплан, Авиация, Длиннопост, Видео

Вторая проблема — ошибочная установка самолёта. Когда «Орленок» привезли на водохранилище никто не думал о том, что внутри него будут находится люди и не мудрствуя лукаво просто взяли и поставили его на бетонный постамент сделав упор на крыло экраноплана.

Что внутри экраноплана "Орлёнок" в музее ВМФ и почему туда не пускают туристов? Экраноплан, Авиация, Длиннопост, Видео

Самолёты, требуется ставить с упором на шасси — именно в таком положении они рассчитаны на «полную загрузку».


Те точки опоры, на которых сейчас стоит экраноплан не являются штатными и сложно предугадать, как поведет себя «Орлёнок» если в него зайдет туристическая группа в несколько десятков человек.


На этом всё, ну и небольшая видео-экскурсия в заключение.

На этом всё, надеюсь было интересно!

В дальнейшем планируются и другие публикации по советской авиационной технике, поэтому, буду рад советом как сделать публикации такого рода лучше и интереснее.

Источник: наш индустриальный блог (перепост, но на Пикабу не влезли все фотографии)

p.s. если кому-то нужны приборные панели или другие фото (под обои) — пишите в инстаграм.

Россия | Фотогалерея

7.3K постов7.4K подписчиков

Добавить пост
Вы смотрите срез комментариев. Показать все
6
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

"за счёт «экранного эффекта» сможет лететь над поверхностью воды."

Разве только над водой? он же во время полета не касается поверхности, так что над любой плюс-минус ровной поверхностью

раскрыть ветку (11)
9
Автор поста оценил этот комментарий

У них слишком малый диапазон высот подъема от поверхности, не более 7 метров, поэтому полет над сушей  будет сильно рискованным.

раскрыть ветку (10)
3
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Высота полета на экране, м: 2-10

Практический потолок, м: 3000

http://авиару.рф/aviamuseum/aviatsiya/sssr/ekranoplany/ekran...


надо льдом, снегами или степью, думаю, далеко можно лететь на экране

раскрыть ветку (8)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Экраноплагы могут летать "по-самолетному", но с мощными ограничениями в плане грузоподъемности и движок ну прям на все деньги должен работать, а это топливо и ресурс.

Т.е. 3000м практического потолка достигаются на пустом судне.
раскрыть ветку (7)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Однако может.

раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий
Хто ж спорит! Может конечно. Но только если самому пересунуться. Или пару писем перевезти)
раскрыть ветку (5)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

не могу найти пруфы, но, думаю, ограничение грузоподъемности при переходе в самолетный режим было бы указано в ттх. @NordSkif, у вас есть какая-ниб информация об этом?

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Самолетный режим для экраноплана не является основным, поэтому не факт. С мобилоинтернета не готов провести поиск по самолётам - аналогам, но сдаётся мне, что можно сравнить грузоподъёмность экраноплана и самолёта с аналогичной площадью крыла или же найти самолёт с такой же грузоподъёмностью и сравнить его площадь крыла.

Еще раз извиняюсь за беспруфность - но мне кажется, что оба сравнения не позволят экраноплану летать в самолётном режиме с таким грузом.

Может, в дополнительных разделах и будут указаны его характеристики, как самолёта, но но базовые хар-ки даются именно на штатный режим эксплуатации.
1
Автор поста оценил этот комментарий

Даже так это сильно упрощает перебазирование

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
Вопрос рисков. Нужно все таки почитать документы о задачах, которые перед ним ставились.
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ну например резкая переброска с северного моря на балтику своим ходом или вообще до черного моря...

Автор поста оценил этот комментарий

да и над водой тоже, волну на скорости поймает и привет морским обитателям)

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку