Что почитать 5. М.Ю.Лермонтов. Поэмы.

***


После знакомства с поэзией Есенина, я захотел почитать стихи какого-нибудь другого известного отечественного поэта, желательно из другого столетия. Выбор мой пал на Лермонтова просто потому, что томики с его изданием стояли рядом на книжном шкафу с томами Есенина.


Итак, дано: собрание сочинений М.Ю. Лермонтова Издательства Академии Наук СССР 1961 - 1964 г. издания, состоящее из 4-ех томов; 1 – стихотворения, 2 – поэмы и повести в стихах, 3 – драмы, 4 – художественная проза, письма, планы и заметки. Знакомство (прочтение пары-тройки стихотворений и “Героя нашего времени” в школе – не считается) с писателем я решил начать по порядку этих томов. На данный момент том со стихами осилен на половину, а том с поэмами прочитан полностью. Пост ниже посвящен содержанию второго тома.


***


Развернуто о впечатлениях от стихов Лермонтова я напишу как-нибудь в другой раз, но если сказать вкратце – поэзия М.Ю.Лермонтова пришлась мне по нраву меньше, чем С. Есенина, и чтение стихотворений со временем застопорилось. Поэтому я решил параллельно перейти к чтению поэм, и не прогадал.


Насколько я настороженно отнесся к стихотворениям Лермонтова, настолько я был поражен, в хорошем смысле, его поэмами.


Если слог его стихов казался мне иногда колючим и звонким, то слог его поэм подобен расплавленному свинцу, проникающему в душу. Порой, после прочтения какой-либо поэмы я буквально день не мог отойти, поглощенный размышлениями и остаточными эмоциями. Появление сюжета и большая длина поэм, чем “обычных” стихов, лучше позволили раскрыться мастерству поэта. Если стихотворения Лермонтова я бы назвал специфичными, то его поэмы - однозначно советую для прочтения, не важно, читали ли вы ранее его стихи или прозу.


Условно все поэмы Лермонтова я бы разделил на следующие категории:


1.Кавказские: “Черкесы”, “Кавказский пленник”, “Каллы” (ударение на последний слог), “Измаил-бей”, “Хаджи Абрек”, “Аул Бастунджи”, “Беглец”;


2. Мистические: “Азраил”, “Ангел Смерти”, “Демон”;


3. Древнерусские: “Литвинка”, “Олег”, “Два брата”, “Последний сын свободы”, “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”, “Боярин Орша”;


4. Современные (разумеется современные для Лермонтовского времени автора): “Сашка”, “Монго”, “Сказка для детей”, “Тамбовская казначейша”;


5. Героические: “Корсар”, “Преступник”, “Джюлио”, “Исповедь”, “Мцыри”, “Две невольницы”, “Исповедь”, “Моряк”;


Кавказские – как нетрудно догадаться, посвящены Кавказу и его обитателям. В них Лермонтов с упоением воспевает природу Кавказа и неоднозначно описывает борьбу коренных народов с русскими, которые для аборигенов являются завоевателями, а также быт и взаимоотношения в среде самих кавказских народов. Причем описывает неоднозначно – будучи сам российским офицером, Лермонтов, тем не менее, с явной симпатией относится к кавказцам, но и не представляет их чисто в положительном свете, а русских – чисто в отрицательном. Как по мне, все кавказские поэмы Лермонтова достойны прочтения.


Мистические - с элементами мистицизма, где главным героем помимо людей является сверхъестественное существо. Самая известная - “Демон”, которую многие проходили в школе, и она же самая лучшая – остальные, можно сказать, лишь подготовка к её написанию.


Древнерусские – действующие лица перенесены во время Древней Руси и Ивана Грозного. В целом все не плохи, но лучше всего написаны две – “Боярин Орша” и “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”.


Современные – в отличие от остальных поэм не трагичны, и являются скорее сатирическими, высмеивающими и иронизирующими “высший” дворянский свет. Лучшая из них – “Тамбовская казначейша”.


Героические – те, которые нельзя отнести ни к одной выше обозначенной категории. В них не так важен антураж и внешняя среда, для сюжета, как в остальных. Потому они и “героические” – герои поэм слабо связаны с конкретным промежутком времени и местом.


Ряд из перечисленных поэм к сожалению не закончен, либо логически не завершен. Это “Олег”, “Два брата”, “Сашка”, “Сказка для детей”, “Корсар”.


Большинство поэм Лермонтова трагичны. Ни в одной практически нету хэппи энда, но читать их надо не ради ожидания счастливого конца для героев, а ради раскрытия их переживаний и эмоций – Лермонтов делает этопоистине виртуозно.


Героев его поэм сложно назвать однозначно положительными/отрицательными (в массе своей они весьма и весьма противоречивы), но их образы раскрыты весьма глубоко, что равнодушным читатель не останется. Так, ты понимаешь, что главный герой преступник и мразь, но ты начинаешь сопереживать этому преступнику и мрази. Ты понимаешь, что главный герой всего лишь избалованный мажор, но ты начинаешь жалеть этого “золотого мальчика”. Ты понимаешь, что главный герой враг твоего народа и твоей страны, но ты начинаешь сопереживать этому врагу, уважать его.


Читая одну и ту же поэму, ты можешь кардинально поменять свое отношение к герою – от сопереживания до презрения, от симпатии до крайней степени негатива, причем не один раз за прочтение. Например - национальный кавказский герой, борющийся с завоевателями (русскими), смельчак и могучий воин, известный и уважаемый в своем народе, страдающий от неразделенной любви с соплеменницей - с одной стороны, а с другой - этот же герой является предателем и врагом России, в которой он когда-то получил образование, служил в армии (и даже получил Георгиевский крест), охотник за женщинами, расстроивший еще во время имперской службы свадьбу бывшего своего русского соратника-офицера, а потом убивший его в битве, и не чурающийся гомосексуализма (“Измаил-Бей”). Или же родовитый боярин, мудрый советник русского царя, смелый в битве, яростно сражавшийся с врагами своей родины, но при этом сгноивший свою дочь взаперти (причем буквально – она умерла, запертая в своей комнате, и её останки пролежали в постели не один год), за отношения с холопом (“Боярин Орша”). И еще куча подобных примеров.


Для Лермонтова важны, прежде всего, эмоции, страсти, переживания героев. Эти черты человеческой натуры он ставит вне понятий о добре и зле. Мораль, закон, религия, добро, зло – все это не важно; личный эгоизм, удовольствие, любовь, свободолюбие, стремление достигать того, чего хочешь, желание переживать страсти, отдаваться им – вот что важно, и вот что является основными мотивами и целями для поступков его героев.


Лермонтов в поэмах открыто и талантливо описывает темы, которые и сейчас-то звучат остро и нелицеприятно - неверность, полигамия, борьба русских с “малыми” народами, кавказский вопрос, антирелигиозность, мужской гомосексуализм, кровная месть.


Ниже представлена моя оценка всех прочитанных поэм от 1 до 10. Сразу скажу, эта оценка субъективна, и основана не только на том, насколько мне понравился сюжет и герои, но и на том, как сильно понравился слог, и насколько сильное впечатление поэма оставила после прочтения.


10 – “Измаил-бей”, “Демон”;


9.5 – “Мцыри”, “Джюлио”;


9 – “Кавказский пленник”, “Каллы”;


8.5 – “Последний сын свободы”, “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”, “Боярин Орша”;


8 – “Литвинка”, “Черкесы”, “Хаджи Абрек”, “Беглец”, “Сашка”, “Тамбовская казначейша”;


7.5 – “Преступник”, “Ангел Смерти”, “Аул Бастунджи”;


7 – “Азраил”, “Исповедь”;


6.5 – “Монго”, “Моряк”;


6 – “Олег”, “Два брата”, “Две невольницы”,“Сказка для детей”;


***


P.S. Если кому-то из читателей поста будет интересно, то я могу написать подробнее про одну конкретную поэму, или же про группу поэм, объединенных общей темой – отпишитесь в комментариях.