Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Что год прошедший нам оставил? Последние социальные законопроекты 2023 года

Что год прошедший нам оставил? Последние социальные законопроекты 2023 года Зарплата, Социальное, Трудовой кодекс, Пенсия, Политика, Бедность, Карьера, Профессия, Длиннопост

Рисунок: Дмитрий Петров / "Солидарность"

Уходя на зимние каникулы, законодатели из Думы и правительства - вдогонку инициативам осенней сессии - внесли на рассмотрение парламента законопроекты социальной направленности. Так, одно только правительство предлагает изменить две статьи Трудового кодекса. “Солидарность”, перед тем как приступить к наблюдению за весенней сессией, разбирает старые, но свежие “хвосты”, благо сдавать их депутатам все равно придется.

ПООЩРЕНИЕ И ВЗЫСКАНИЕ

В последних числах декабря правительство внесло в Госдуму два законопроекта, предполагающих изменения Трудового кодекса. Один касается ст. 135 ТК - “Установление заработной платы”. Дело в том, что в июне прошлого года Конституционный суд признал часть вторую этой статьи не соответствующей Основному закону страны. А именно - “в той мере, в какой она порождает возможность произвольного установления на локальном уровне правил исчисления отдельных выплат, входящих в состав заработной платы, и тем самым позволяет без учета количества и качества затраченного труда, а также иных объективных критериев уменьшать размер заработной платы работника, имеющего неснятое (непогашенное) дисциплинарное взыскание”.

Говоря короче, если у вас есть взыскание, то работодателю доступна лазейка в ТК, позволяющая ему зажимать часть ваших кровных. Но Конституционный суд сказал “все не так, ребята”, и правительство закономерно взяло под козырек. 1 сентября этого года лазейку планируют перекрыть (время заложено на собственно законодательный процесс и приведение колдоговоров, соглашений и локальных нормативных актов в соответствие с новой редакцией статьи). Ожидается, что уж тогда-то работник будет “защищен от произвольного снижения ему выплат”.

Еще один законопроект тоже является следствием июньского (но другого) постановления КС. В нем речь идет о ст. 152 ТК (“Оплата сверхурочной работы”). Претензии предъявлялись сразу по нескольким ее частям, поскольку они допускают “оплату сверхурочной работы исходя из одной лишь тарифной ставки или оклада без начисления компенсационных и стимулирующих выплат”. Соответственно, законопроект нацелен на то, чтобы исчислять сверхурочные исходя не из голого оклада, а из всей зарплаты, включая компенсационные и стимулирующие выплаты.

При этом в пояснительной записке подчеркивается: для исполнения закона ничего в колдоговорах, соглашениях и локальных актах менять не потребуется. Тем не менее ввести его в действие предполагается тоже с 1 сентября. Логику понять сложно, но в этом случае даже хорошо, что правительство особо не торопится. Ведь на декабрьском заседании Российской трехсторонней комиссии глава ФНПР Михаил Шмаков как раз указывал на то, что данную редакцию документа внесли в Госдуму в обход РТК. Соответственно, хорошо бы вернуть его на согласование социальных партнеров и изучить каждую запятую.

ВЫСОКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Стоит отметить, что в наступившем году должен быть запущен процесс приведения ряда федеральных законов в соответствие с существенно измененным 12 декабря законом “О занятости”. Речь идет о законах “О ветеранах”, “О социальной защите инвалидов”, “О профсоюзах”, о соцподдержке детей-сирот, “О статусе военнослужащих” и других. Перечислен даже закон о статусе сенаторов и депутатов. Работа необходимая. Удивляет только то, что этот законопроект не внесли и не утвердили одновременно с новой редакцией закона о занятости: обычно такие инициативы идут в одном пакете. Видимо, задача авторов-единороссов состояла в том, чтобы до конца года был принят хотя бы “основной” (не путать с Конституцией) закон.

Зато в одном “пакете” с единороссами ближе к концу года стали выступать жириновцы. (Так, они поддержали “ЕР” в вопросах бюджета страны и социальных фондов, хотя прежде почти всегда выступали с жесткой критикой. Зато перед Новым годом президент подписал поддержанный единороссами закон ЛДПР о маткапитале на детей мигрантов. Аккуратно скажем - если бы речь шла о политическом торге, это было бы вполне нормально.)

Фракция ЛДПР предлагает изменить закон “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством”. Депутаты считают, что в действующей редакции есть пробелы по части социального страхования индивидуальных предпринимателей. То есть им нужно обеспечить право на получение компенсации в случае временной нетрудоспособности. Впрочем, речь не только об ИП, но и о членах фермерских хозяйств и физических лицах, “не признаваемых индивидуальными предпринимателями”.

Впрочем, не сказать, что сейчас они лишены прав на страховые выплаты: они могут платить взносы в добровольном порядке и в случае необходимости пользоваться выплатами. Но чтобы покрыть страховой случай в текущем году, нужно исправно платить взносы за предыдущий. И вот предлагается все-таки давать страховые выплаты таким людям исходя из взносов в том году, когда, собственно, и наступил страховой случай.

Однако правительство уже дало на законопроект отрицательный отзыв. Чиновники указывают: по действующему закону, если до 31 декабря взносы не были уплачены, “правоотношения по данному виду страхования считаются прекратившимися”. А депутаты вроде как этого не учли. Дело попахивает бузиной в огороде, если не сказать больше: охладело ли правительство, работающее в тесной связке с “ЕР”, к жириновцам до следующего бюджета?

ТЕ ЖЕ И ЭСЕРЫ

На момент написания данного материала правительство еще не дало отзыв на законопроект “Справедливой России - За правду” о страховых пенсиях. Атаки на сложившуюся пенсионную систему фракция предпринимает регулярно (как и ЛДПР с КПРФ; или как “ЕР” в 2018-м…). На этот раз “СРЗП” обратилась к теме досрочного выхода на пенсию.

Напомним, “обычный” пенсионный возраст сейчас - 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин. Но те, кто имеет стаж 42 и 37 лет соответственно, могут уходить на покой на год раньше. Правда, все равно не раньше 60 и 55 лет для мужчин и женщин. Посчитаем: если мужчина непрерывно работает с 18 лет, то как раз к шестидесяти у него такой стаж и наберется. Но уходить-то можно не по факту набора необходимого стажа, а на год раньше положенного. То есть ждать еще четыре года. Другое дело, если стаж начал капать не после школы, а после вуза - тут уж тютелька в тютельку. (У женщин все то же самое.)

Эсеры тоже подсчитали: “подавляющая часть выпускников средних школ продолжает обучение в высших или средних специальных учебных заведениях и оканчивает их в 23 - 24 года, после чего приступает к трудовой деятельности”, и поэтому “норма досрочного выхода на пенсию оказывается чисто декларативной без возможности практического применения”. Хочется спросить, конечно, где они видели “подавляющую часть” таких выпускников? Бакалавриат после школы заканчивают в 21 - 22 (суз можно окончить и вовсе в 20, а если поступить сразу после 9 класса - и того раньше). Чистая же математика… Возможно, авторы законопроекта оканчивали магистратуру, притом где-нибудь на “гуманитарке” (во избежание кривотолков: автор сам гуманитарий, тут просто за “коллег” обидно).

Как это нередко бывает в законопроектах “СРЗП”, в данный документ авторы постарались вложить (если избегать слова “напихать”) как можно больше инициатив, не вполне очевидно связанных между собой. Судите сами: вслед за досрочным выходом на пенсию в пояснительной записке к законопроекту говорится: “Кроме этого, размер предполагаемого размера пенсии не стимулирует молодых людей работать в сфере “белой” заработной платы и делать соответствующие отчисления во внебюджетные фонды”. Проблема есть, кто же спорит, но о чем именно предлагается говорить в данном случае?

Может, вовсе об этом: “Кроме этого, действующая методика расчета пенсии нарушает права женщин”? Речь о том, что, работая до пенсии меньше на пять лет, женщины “по умолчанию набирают меньшее количество индивидуальных пенсионных коэффициентов”, от которых зависит размер пенсии. И тут, кстати, авторы были бы поосторожнее - правительство может прислушаться и “уравнять в правах” женщин, накинув им “пятерочку”. Но эсеры предлагают другой выход: “удвоение количества ИПК для женщин за любые пять лет подряд” - “по логике закона и морали”. Здесь должны бы взвыть и физики, и лирики обоих полов.

Если же вернуться к досрочной (на один год) пенсии, то эсеры предлагают скостить необходимый для этого стаж на пять лет - до 37 лет для мужчин и 32 для женщин. Но при этом отпускать их на “досрочку” по-прежнему только не раньше 60 и 55 лет соответственно. Авторы полагают, что как раз такая норма “будет являться весомым стимулирующим инструментом” для работы в “белой” зоне экономики и уплаты отчислений во внебюджетные фонды. А мы представим человека, который стал работать в 18 лет и которому по милости справороссов ждать досрочной пенсии еще четыре года - что его заставит работать дальше “в белую”? И что его заставляло до этого, какова мотивация, чем она отличается от нынешней?

Но в Госдуме сидят не драматурги, а демиурги. Сказано инструменту быть весомым - значит, будет.

Павел Осипов, корреспондент "Солидарности"