Что делать при возникновении проблем с тупроператором?

В свете участившихся случаев банкротства либо приостановления деятельности целого ряда крупных туроператоров особенную актуальность приобрели вопросы касательно защиты прав обманутых туристов и получения ими предусмотренных законом компенсаций и необходимых для этого действий.
Рассматривать эти вопросы мы будем отдельно для тех, кто еще не успел выехать из страны и для тех, кого банкротство компании застигло уже за границей.
Что делать, если турист уже покинул пределы РФ, а туроператор не исполнил свои обязательства по договору?
Если вы уже покинули пределы РФ, а по прибытии к месту проведения отдыха выяснилось, что туроператор со своей стороны не исполнил возложенные на него договором обязательства по обеспечению проживания, транспорта и т.п., вам необходимо:
1. Обратиться в ближайшее дипломатическое представительство РФ, где вы сможете получить необходимую юридическую помощь и связаться с представителями объединения туроператоров «Турпомощь». Здесь же нужно отметить, что при выборе туроператора, во избежание возможных проблем при приостановлении деятельности туроператора, следует обращаться исключительно к тем туроператорам, которые внесены в единый реестр и состоят в ассоциации туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь», со списком которых можно непосредственно ознакомиться на сайте ассоциации: http://www.tourpom.ru/
2. Связаться с представителями ассоциации туроператоров по телефону либо, в случае с объединением «Турпомощь», направить онлайн заявку на оказание экстренной помощи с помощью специальной формы на сайте организации. На основании заявки пострадавшим туристам в кратчайшие сроки оказывается экстренная помощь в размещении в гостинице и организации доставки туриста на родину. Следует отметить, что турист, воспользовавшись услугами ассоциации, не лишается права по возвращении требовать с туроператора возмещения реального ущерба и других компенсаций, предусмотренных законом.
Что делать, если о приостановлении деятельности/банкротстве туроператора стало известно до того, как турист покинул страну либо после возвращения с неудавшегося отдыха?
В тех случаях, когда туристу стало известно о приостановлении деятельности туроператора или о его банкротстве, а равно, если турист уже вылетел, но вынужден был прервать отдых в связи с неисполнением туроператором своих обязательств по договору, турист имеет право требовать следующих компенсаций:
- реального ущерба
- морального вреда
- упущенной выгоды.
Следует иметь в виду, что компенсация реального ущерба, т.е. вынужденных расходов, понесенных гражданином в связи с неисполнением туроператором своих обязательств и стоимости путевки, производится за счет страховщика, у которого застрахована ответственность туроператора, либо банка-гаранта, в котором размещена банковская гарантия. Для получения данной компенсации пострадавшему туристу необходимо предъявить банку-гаранту/страховщику письменное требование о возмещении реального ущерба, в котором необходимо указать следующие данные:
1. фамилия, имя и отчество туриста, а также сведения об ином заказчике (если договор о реализации туристского продукта заключался заказчиком);
2. дата выдачи, срок действия и иные реквизиты документа, представленного в качестве финансового обеспечения ответственности туроператора;
3. номер договора о реализации туристского продукта и дата его заключения;
4. наименование туроператора, которому предоставлено финансовое обеспечение;
5. наименование туроператора (если договор о реализации туристского продукта заключался между туристом и (или) иным заказчиком и туроператором, действующим по поручению туроператора, но от своего имени);
6. информация об обстоятельствах (фактах), свидетельствующих о неисполнении или ненадлежащем исполнении туроператором (туроператором) обязательств по договору о реализации туристского продукта;
7. ссылка на обстоятельства, предусмотренные статьей 17.4 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», послужившие причиной обращения туриста и (или) иного заказчика к страховщику или гаранту;
8. размер денежных средств, подлежащих уплате туристу и (или) иному заказчику в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, в том числе размер реального ущерба, понесенного туристом и (или) иным заказчиком в связи с его расходами по эвакуации;

Следует учесть так же то, что в тех случаях, когда ущерб возмещается банком-гарантом, необходимо сперва обратиться за компенсацией к туроператору, после чего, получив письменный отказ, можно обращаться за компенсацией в банк, приложив отказ туроператора к заявлению вместе со следующими документами:
1. копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации (с предъявлением оригинала указанных документов);
2. копия договора о реализации туристского продукта (с предъявлением его оригинала);
3. документы, подтверждающие реальный ущерб, понесенный туристом и (или) иным заказчиком в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором (турагентом) обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Все указанные выше документы, за исключением подтверждения об отказе туроператора от возмещения реального ущерба, прилагаются к заявлению о выплате компенсации к страховщику.

После принятия заявления страховщик или банк-гарант обязан выплатить туристу указанную им в заявлении сумму в счет компенсации реального ущерба в течение 30 календарных дней. Если же к страховщику/гаранту одновременно обратились несколько пострадавших туристов, а страховой суммы/банковской гарантии недостаточно для выплаты компенсаций в полном объеме, то компенсация выплачивается заявителям частично пропорционально суммам, указанным в заявлении, а остаток суммы реального ущерба может быть истребован уже непосредственно у туроператора в порядке гражданского судопроизводства наравне с суммами в счет компенсации морального вреда и упущенной выгоды.