Что будет с программами НАСА при новой администрации?

Со сменой власти в США многих интересуют различные вопросы: какова теперь судьба таких громких проектов, как Artemis - миссии по возвращению людей на Луну, что произойдёт с дальнейшим финансированием, да и в целом, что теперь будет с космосом?

В статье представлена последняя информация о состоянии космического сектора в США связи с политическими волнениями

Что будет с программами НАСА при новой администрации? NASA, Конгресс США, Луна, Длиннопост, Артемида (космическая программа)

В воскресенье состоялось заседание 117-го Конгресса, которое началось с присяги его участников для голосования за спикера палаты (как и ожидалось, победила Нэнси Пелоси) и других вводных вопросов. Новый Конгресс представляет собой чистый лист, без законопроектов, которые так и не воплотились в предыдущем Конгрессе.

Однако чистый лист не означает, что нет незаконченных дел. В то время как 116-й Конгресс в последние недели своей работы принял некоторые законы, касающиеся космической политики, срок действия других законопроектов истёк, несмотря на поддержку обеих партий. Хотя эти неудачные попытки могут послужить отправной точкой для нового законодательства, гораздо более серьёзные проблемы могут создать напряжённость, которая сделает традиционное двухпартийное сотрудничество по космической политике намного более трудным, если не невозможным.

Ассигнования, но не лицензирование


Самым важным законодательным актом, касающимся космоса, который Конгресс принял в последние недели своей работы, был комплексный законопроект о расходах на 2021 финансовый год. Возможно, нет более сильного выражения политики и приоритетов программ, чем выделение средств на эти программы и прилагаемый к ним законодательный язык.

Этот сводный законопроект предоставил NASA $23.271 млрд в 2021 году. Это на $642 млн больше, чем то, что агентство получило в 2020 году, но почти на $2 млрд меньше того, что агентство запросило ещё в феврале.


Этот дефицит в значительной степени возник в ущерб цели, поставленной Белым домом в 2019 году — вернуть людей на Луну к 2024 году. В своём бюджетном запросе на 2021 год NASA запросило $3,3 млрд на программу Human Landing System (HLS), финансирование которой, по его мнению, было необходимо для достижения этой цели. В сводном законопроекте на программу было выделено всего $850 млн в виде разницы между примерно $600 млн, указанными в законопроекте Палаты представителей, и $1 млрд в законопроекте Сената.


Администратор NASA Джим Брайденстайн в течение нескольких месяцев предупреждал, что, хотя он и ценит то, что Конгресс выделил какую-то часть финансирования на HLS, необходимо финансирование в полном объёме, чтобы удержать проект высадки людей на Луну в 2024 году на плаву. «Бюджетный запрос дал нам то, что нам нужно для высадки на Луну в 2024 году, и на данный момент агентство выполняет все свои основные задачи», — сказал Брайденстайн на заседании Национального космического совета 9 декабря. — Но в конечном итоге, если мы не получим $3.3 млрд, станет труднее».


Конечно, новая администрация Байдена не проявила такого же энтузиазма по поводу возвращения людей в 2024 году, как администрация Трампа: платформа Демократической партии одобрила полёты людей на Луну, но не нацелена на 2024 год (см. «Moon 2020-something», The Space Review, 9 ноября 2020 г). Законопроект о расходах позволяет новой администрации притормозить миссию Artemis, поскольку администрация определяет, что она хочет делать с полётом человека в космос и по какому графику.


Сокращая финансирование HLS, законопроект сохраняет неизменным финансирование других частей Artemis, включая Orion и Space Launch System. Он также восстанавливает финансирование нескольких научных миссий, которые должны были быть отменены в бюджетном предложении, таких как научные миссии PACE и CLARREO Pathfinder, воздушная обсерватория SOFIA и космический телескоп Nancy Grace Roman (ранее WFIRST), который получил необходимые $505 млн, чтобы не отставать от графика для запуска в середине 2020-х годов. Финансирование образовательных программ NASA, известных как STEM Engagement, также было восстановлено в новом законопроекте.


Помимо самого финансирования, законопроект о расходах включает в себя различные политические формулировки, такие как запросы на доклады по различным темам. Одно из самых больших таких положений позволяет NASA осуществить долгожданную затею — запустить миссию Europa Clipper на коммерческой ракете-носителе, а не на SLS. NASA утверждало, что коммерческий аппарат сэкономит деньги и освободит транспортные средства SLS, необходимые для миссий Artemis.

Законопроект предписывает NASA использовать SLS для Europa Clipper, но только в том случае, если «SLS доступен и анализ вращательных нагрузок подтвердил пригодность Clipper для SLS». Последний вопрос связан с озабоченностью, высказанной NASA в начале года по поводу того, что оно назвало «потенциальными проблемами аппаратной совместимости» между космическим аппаратом и ракетой.


За пределами NASA законопроект о расходах поможет Министерству торговли продвинуться вперёд в работе по управлению космическим движением. Законопроект предоставил $10 млн Управлению космической торговли, при этом большая часть этого финансирования пойдёт на поддержку его работы над Space Policy Directive 3, согласно которой ответственность за управление гражданским космическим движением возлагается на Министерство торговли. Департамент запросил $15 млн для Управления в своём запросе 2021 года, но $10 млн всё ещё являются большой победой, учитывая, что аналогичное увеличение бюджета в запросе 2020 года было полностью отклонено (см. Pick an agency, any agency, The Space Review, Август 31, 2020).


Ранее в прошлом месяце Конгресс принял два других незначительных законопроекта о космосе. Закон «The One Small Step to Protect Human Heritage», направленный на сохранение мест посадки на Луну эпохи Аполлона. Он предписывает NASA требовать, чтобы любая компания или организация, с которой оно работает, например, компании, участвующие в программе Commercial Lunar Payload Services, согласились соблюдать руководящие принципы NASA, опубликованные почти десять лет назад о передовых методах сохранения этих исторических мест.

Первоначальная версия законопроекта была более строгой, предписывая любому федеральному агентству, лицензирующему лунную деятельность, требовать от лицензиата согласия соблюдать правила NASA. «Вместо этого в законопроекте предлагается пряник, а не кнут», — пояснил член палаты представителей Брайан Бабин (штат Техас), высокопоставленный член космического подкомитета Палаты представителей, во время кратких дебатов по законопроекту на этаже Палаты представителей 16 декабря, незадолго до этого. Законопроект принят посредством аккламации. «Если частный сектор хочет использовать огромный опыт и ресурсы, которые предлагает NASA, он просто должен соблюдать собственную внутреннюю политику NASA».


Сразу после принятия этого законопроекта Палата представителей с помощью аккламации или голосовым голосованием утвердила отдельный законопроект, который переименовывает станцию NASA в Плам-Брук в Огайо, используемую в основном для экологических испытаний компонентов ракет-носителей и космических кораблей, в испытательный центр Нила А. Армстронга. «Поистине уместно, чтобы авиационно-космический испытательный центр мирового класса в штате Огайо был назван в честь сына нации и одного из самых опытных и преданных пилотов в мире», — сказала представительница Кендра Хорн (демократы).

Сенат добился немного большего прогресса: в ноябре 2019 года Комитет Сената по торговле принял закон о лицензировании NASA при поддержке обеих партий. Однако только в прошлом месяце Сенат единогласно принял законопроект — механизм, ускоряющий принятие неоспоримых законопроектов, при условии, что его члены не возражают.


«Вместе мы достигли создания законодательства, которое пользуется глубокой и широкой поддержкой обеих партий и ставит перед NASA и Соединёнными Штатами смелые цели в космосе. Он обеспечивает направление и инфраструктуру, необходимую для их удовлетворения», — сказал сенатор Тед Круз, председатель космического подкомитета коммерческого комитета во время выступления на собрании Сената по поводу закона.

Китай


Одна проблема, которая, как сообщается, задержала законопроект, заключалась в формулировках относительно Китая. Законопроект, принятый сенатом в полном составе, требовал от NASA в рамках процесса заключения контрактов «учитывать последствия любой выгоды, получаемой такой коммерческой или некоммерческой организацией (или любой другой коммерческой или некоммерческой организацией, связанной через право собственности, контроль или иную принадлежность к такому лицу)» от сделок с китайским правительством государственных компаний. Некоторые опасались, что это может повлиять на SpaceX, поскольку, хотя у компании нет бизнеса в Китае, она через своего основателя Илона Маска связана с Tesla, которая ведёт бизнес в Китае.


Версия, принятая Сенатом в прошлом месяце, изменила этот раздел. Вместо этого любая организация, ведущая бизнес с NASA, должна подтвердить, что она не принадлежит и не контролируется контрольным пакетом или не принадлежит более 25% китайскому правительству или государственным компаниям.

Тем не менее, законопроект Сената по-прежнему резко отличается от законопроекта Палаты представителей в отношении развития лунных посадочных модулей. Законопроект Палаты призвал к такому подходу, при котором правительство владеет и управляет лунным модулем, в то время как законопроект Сената поддерживает идею NASA для программы HLS, включая использование «подхода с фиксированной ценой, основанного на этапах» и государственно-частное партнёрство.

Ещё до того, как Сенат принял обновленный законопроект, Хорн сомневалась, что Палата представителей рассмотрит его, учитывая расхождения с этим законопроектом. «Учитывая время между настоящим моментом и концом года, было бы нелегко вынести любой законопроект из обоих домов и подписать его», — сказала она в ноябре.

Партийные разногласия


Круз в своей речи в Сенате о законе о полномочиях признал, что нет никаких шансов на то, что этот законопроект может быть принят. «В то время как этот законопроект не собирается принимать Палата представителей в течение оставшейся части Конгресса, я с нетерпением жду начала следующего, где мы сможем использовать этот единогласно одобренный закон в качестве отправной точки для быстрого продвижения к принятию всеобъемлющего акта о лицензировании NASA и проставлении подписей в законе», — сказал он.

При более нормальных обстоятельствах такой подход вполне может сработать. Четыре года назад Конгресс пытался принять закон о лицензировании NASA, но у него не хватило времени. В начале 2017 года новый законопроект о лицензировании быстро прошёл через Конгресс и был подписан.


Такой подход, однако, требует двухпартийной поддержки, которую, возможно, будет всё труднее найти в новом Конгрессе. Проблема космоса уже давно вышла за рамки партийных разногласий, но сейчас эти разногласия, возможно, слишком велики для того, чтобы охватить законопроект о лицензировании. Это связано со всё более странным зрелищем, которое происходило в связи с президентскими выборами 2020 года, поскольку всё большее число членов республиканского Конгресса заявляют, что они будут оспаривать результаты голосования Коллегии выборщиков 6 января за избранного президента Джо Байдена, ссылаясь на беспочвенные обвинения в фальсификации результатов голосования.

Что должно быть особенно неудобно для космического сообщества, так это то, что некоторые из наиболее видных республиканских членов Конгресса, занимающихся космическими вопросами, находятся в авангарде этих бесполезных усилий по опровержению результатов выборов. Круз, например, объявил, что в субботу он руководит группой из 11 сенаторов-республиканцев, добивающихся десятидневной задержки с сертификацией для проведения «экстренной проверки» результатов.


Представитель Мо Брукс, который входит в подкомитет Палаты представителей по космосу, возглавляет группу членов Палаты представителей, стремящихся оспорить результаты на тех же основаниях. Письмо Брукса от 17 декабря, адресованное руководству Палаты представителей и Сената и содержащее просьбу о проведении слушаний по «аномалиям» с выборами 2020 года, было подписано ещё почти 20 членами, в том числе Бабином, а также другими членами Научного комитета Палаты представителей. Рэнди Вебер и Майк Гарсия пригрозили оспорить результаты работы Коллегии выборщиков, если эти слушания не состоятся, чего они не сделали.

Несмотря на утверждения в правой прессе о широко распространённых фальсификациях в отношении избирателей, результаты выборов были подтверждены различными штатами— например, государственным секретарём Джорджии, республиканцем, — не найдя никаких доказательств таких фальсификаций. Иски о фальсификации были отклонены в рамках всей судебной системы, в том числе в Верховном суде США. Оспаривание в Конгрессе результатов работы Коллегии выборщиков может вызвать некоторую драму и горячую риторику (и, к сожалению, потенциальную возможность насильственных протестов за пределами Капитолия), но это не изменит исход выборов.


Когда всё закончится, насколько демократы-члены Палаты представителей и Сената будут стремиться к сотрудничеству по вопросам космической политики с республиканцами, которые возглавили обвинение в оспаривании результатов голосования в Коллегии выборщиков? Позволят ли они уйти в прошлое или будут рассматривать космос как возможность восстановить сгоревшие мосты — возможно, потому, что космос — это относительно малозаметная проблема в более грандиозной схеме политики? Или же дурная кровь будет препятствовать сотрудничеству в новом Конгрессе по темам, которые ранее пользовались двухпартийной поддержкой? Это определит, какое лицензирование для NASA или другие законы, связанные с космосом, могут быть приняты на 117-м Конгрессе.


Автор перевода: Алиса Зарипова

Источник: The Space Review

Исследователи космоса

16.4K поста46.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Какие тут могут быть правила, кроме правил установленных самим пикабу :)