Честный бандит

Флоренция была республикой. Сложные и хитрые законы делали её жителей участниками управления (3000 выборных должностей), город был богат, огромен и населен мужественными и сильными людьми. Если спросить любого флорентийца, на что он готов ради своего города, то каждый бы ответил “Пролить реки крови и отдать свою жизнь!”. Поэтому, когда Хоквуд, и в самом деле проявив изобретательность и полководческое искусство смог прорваться в предместья Флоренции, показался на горизонте, флорентийцы смело закрыли ворота и выставили за стены своих наемников. Просто потому, что надо же тем все же отрабатывать жалованье.

Предместья Флоренции мало отличались от миланского контадо — почти сплошная застройка. Поэтому немцы, англичане и швейцарцы схватились на улицах итальянских городков лицом к лицу.

Хотя потом наемников будут критиковать за недостаточную самоотверженность в бою, в тот раз парни, похоже, дрались всерьез. Достаточно сказать, что командир кондотьеров Флоренции Анри де Монфор был дважды ранен. Любопытно его второе ранение — источники утверждают, что метко пущенным камнем ему смяло забрало (!) и сильно повредило голову. Получив технический нокдаун Монфор покинул ринг, но его парни не сдались.

Сразу.

В конце концов, после упорного боя, пизанские наемники смогли сломить сопротивление флорентийских.

Наблюдавшие за ходом боя Флорентийцы поняли, время пришло. Пора показать этому наемному сброду, как умеют сражаться итальянцы! И выпустили наемную роту генуэзских арбалетчиков.

Битва продолжалась до самой ночи. Похоже, “пизанцы” вели по очкам. Это понятно по косвенным данным.

Поле боя осталось за Хоквудом. Источники утверждают, что его люди устроили праздник среди горящих флорентийских предместий. И одновременно с этим, Хоквуд якобы послал под стены Флоренции трубачей и музыкантов, которые всю ночь играли сигналы к атаке, мотая нервы горожанам.

Так или иначе, но следующую неделю Хоквуд и его ребятушки грабили. Грабили всласть. И жгли флорентийское контадо. Наконец, флорентийцы не выдержали. Чаша терпения переполнилась. Пришла пора познакомиться неотесанным северным варварам с итальянским способом войны, против которого еще никто не смог устоять.

Через неделю, потайная калитка в стенах Флоренции тихонько отворилась, и в ночь вышли угрюмые люди, несущие в руках тяжелые мешки. С золотом.

Нельзя сказать, что подкуп вражеского военачальника изобрели флорентийцы. Те же Висконти с охотой и покупались и продавались, но пожалуй впервые это было сделано так откровенно.

Командир немцев и швейцарцев Бонгарден «обошелся» флорентийцам в девять тысяч флоринов, его люди — еще в тридцать пять, и после того, как требуемая сумма была уплачена, половина армии Хоквуда просто снялась с лагеря и ушла. Ополовинив армию врага и не пролив ни единой капли крови, флорентийцы почувствовали себя уверенней. А вот Джона Хоквуда что-то переклинило и он отказывался обсуждать дела спокойно, а орал что “не предаст интересы нанимателя”.

Но оставим пока Хоквуда в покое, давайте посчитаем деньги. Итак, 9000 топменеджеру и 35000 флоринов в общий зарплатный фонд. Много это или мало?

Поместье Бернардо Макиавелли, в семье которого родится один всем известный Николо, приносило около 100 флоринов в год. Это делало семью достаточно зажиточной.

На помощь нам придет скучная бюрократия. Так уж случилось, что Флоренции пришлось собирать налоги со своих граждан. Естественно, что как во всех примитивных государствах, система налогообложения была прогрессивной. Поэтому в городе завелись бюрократы, составившие «Catasto» — периодически обновляемый список налогоплательщиков и оценки стоимости их собственности. Отец Бернардо, Никколо ди Буонисенья Макиавелли, в Catasto 1427 года значился обладателем 1086 флоринов, все в форме земельных владений. Место он занимал вполне респектабельное, в списке из 9780 лиц – в первой трети. Но дело тут в том, что в списке был и ряд имен c собственностью свыше 10 тысяч флоринов, в который входило только 137 человек.

Де Куси во Франции, со своими 5000 золотых в год смевшие противопоставлять себя королю, все еще выглядят весьма богатыми. Но уже не настолько баснословно богатыми, как раньше, не находите?

Что можно было купить на 9000 флоринов?

Сносного качества шлем стоил 20 флоринов.

Сносная лошадь — от 25-ти.

Мальчик-раб - 49 флоринов

Хороший мул или осел - 50 флоринов

Небольшое круглое стеклянное окно - 50 флоринов

Девочка-рабыня (10-12 лет), купленная в Венеции - 50 флоринов (+5 налог+3 доставка) Взрослая рабыня - 50-60 флоринов

Хорошая взрослая рабыня (с одеждой и инструментами) - 87 флоринов

Но нам трудно напрямую соотнести эти предметы с современными. Давайте посмотрим по еде (Преимущественно по мотивам Raymond de Roover, "The Rise and Decline of the Medici Bank" и Iris Origo, "The Merchant of Prato".):

Для этого нам придется переводить серебряные сольдо в золотые флорины, и тут не все так просто — курс постоянно менялся. В одном флорине помещалось в сольдо, в зависимости от года:

1300 - 47

1350 - 62

1400 - 77

1432 - 80

1441 - 95

1442 - 81

1450 - 82

1500 - 140

А теперь достаем калькулятор:

Фунт масла или говядины - 1 сольдо

Фунт телятины - 1.5 сольдо

Фунт линя (рыба) - 2.5 сольдо

Голуби - 4-5 сольдо

Фазан - 1 лира (20 сольдо)


У меня получилось, что один флорин стоит от 10 000 рублей до 300 баксов. Но, еще немножечко циферок, которые пожалуй лучше других помогут оценить эти суммы, в контексте того времени. Зарплаты.

Подарок рабыне на Новый Год - 2 сольдо

Заработок неграмотного мальчика на побегушках в офисе или лавке - 5 флоринов в год

Служанка в доме состоятельного купца - 10 флоринов в год

Грамотный "офисный мальчик", ученик с перспективой роста - 12-25 флоринов в год

Главный слуга (суперинтендант) в доме состоятельного купца - 25-30 флоринов в год Писцы, счетоводы, кассиры в банке - 30-60 флоринов в год

Зарплата доктора, работающего на Коммуну - 50-60 флоринов в год

Руководители отделений в банке - 100-200 флоринов в год

Мастер-ювелир - 1000 флоринов в год

Дневной заработок разнорабочего на стройке: 3-12 сольдо

Дневной заработок квалифицированного рабочего на стройке - 6-20 сольдо

Визит к астрологу - 11 сольдо

Визит доктора - 1 флорин Консультация престижного доктора - 2-3 флоринов

Заработок художника (расписывающего дом) - 1 флорин в день


Что мы узнали, помимо того что художником быть выгодно (на самом деле нет, краски стоят очень дорого, например ультрамариновая синяя краска - 1 флорин за унцию), так это то, что разрыв между богатыми и бедными, в то дикое и примитивное время, и в самом деле был заметно ниже, чем сейчас. Целая армия алчных бандитов оказалось куплена с потрохами за сумму, близкую к современным 15 млн. долларам. И это было по настоящему много, поскольку разнорабочий на стройке зарабатывал примерно столько, сколько и сейчас. И таких денег и близко за всю жизнь не видел.

Место под дом, в центре Флоренции, стоило астрономические 3000 флоринов, и это в сотни раз меньше, чем современное элитное жилье в центре Москвы, если сравнивать с медианной зарплатой.

Вернемся к Хоквуду. Этот странный англичанин, против всех ожиданий, деньги так и не взял. Даже после того, как часть и его людей согласилась на индивидуальные предложения. В конце концов, видя что его армия практически вся перекуплена, Джон Хоквуд с костяком "Белого отряда" из нескольких сотен оставшемся верных ему наемников, тяжело груженные награбленным, ушли в Пизу.

Это было расценено как поведение честного человека. А ведь любой мужчина знает — честная женщина стоит дороже. Похоже, с наемниками это работает так же.

(отрывок отсюда https://author.today/reader/160408/1307201)
Честный бандит Война, Наемники, Италия, Средневековье, Зарплата, Длиннопост