Черный котел

Не так часто выпадают свободные выходные. Ну знаете, когда можно без зазрения совести побездельничать и потупить в сети.

Сегодня вот как раз один из таких дней. Сижу, значит, листаю странички на Old-games, хочется найти какой-нибудь квест…И тут, - оп! - взгляд цепляется за старую, даже можно сказать древнюю игру: “Black cauldron”.

Черный котел Игровые обзоры, Ретро-игры, Видеоигра, Длиннопост

И все… вспышка, искра, безумие…

Наверное у многих бывало такое: встречаешь что-то знакомое из детства и как-будто открывается краник с воспоминаниями… с ностальгией.
Вот и здесь - точно такая же история.
В детстве, я часто оставался один дома и родителям пришла, без шуток, гениальная идея, чем меня занять, чтобы я случайно не спалил квартиру - они приучили меня к книгам. Причем покупали все подряд: от энциклопедий и детских детективов, до вполне себе взрослой серии “Бестселлеры Голливуда”... а там решай сам, что читать.

Ну так вот. Была, а может и сейчас есть, такая серия книг - “Замок чудес”. В ней выходило всякое подростковое фентези.
И однажды мне там попались Хроники Прайдайна. Ну или Придайна. От Ллойда Александера. Вроде как тогда мне купили то ли две, то ли три книги из всей пенталогии. Было там что-то про волшебную свинью, которая могла спасти мир... про мертвецов с ограниченным радиусом действия... Гурджи какой-то… Черный котел…
Пролетели эти мысли и вроде все, забылось. Ан нет. Что-то зацепилось в голове. И не давало спокойно жить.

Ну что ж придется закрыть и этот гештальт.

Начал с книг, ведь сейчас найти почти любую - не проблема. Все же именно книги, а точнее - любопытство, желание узнать, чем же закончилась та история, с которой я обрывочно познакомился в детстве, и стали причиной по которой я заинтересовался игрой.
На прочтение всех хроник ушло недели полторы, благо, что по работе уехал в командировку и вечером было достаточно времени. И могу сказать, что даже сегодня это неплохое подростковое чтиво. Не восторг, но вполне себе читаемо. Просто, доходчиво и на примерах показывается как надо делать и как не стоит. Хочешь чему-то научиться - работай, не будь мудаком, но даже если и стал - будет шанс исправиться. Живи просто, пофиг кто ты, главное - твои поступки... И вот все такое. Концовка, правда, вышла какая-то смятая. Но этим и отличается отличное фентези от просто неплохого.

Книга это, конечно, хорошо, но игра, к сожалению, сделана не по ней. А по мультфильму от Диснея. Да, было в его истории и такое.  И этот самый мультфильм, не то чтобы хорош. В нем все очень просто что ли…

  • простой сюжет, из которого вырезали почти все хорошее, что было в книгах

  • простой стиль рисунка.

    Особенно это заметно по тому, как был нарисован Рогатый король. Над ним, походу, вообще не старались. В книге был брутальный чемпион повелителя зла в маске из черепа оленя, а в мультфильме - какой-то лич с рожками, ради которых пришлось прорезать в капюшоне пару отверстий. Еще и глаза как-то отвратительно нарисовали.

Черный котел Игровые обзоры, Ретро-игры, Видеоигра, Длиннопост

Да и главные герои, как будто взяты из банка стандартных персонажей Диснея. По крайней мере Тарен и Эйлонви сойдут за своих практически в любом другом мультфильме от студии… 

Черный котел Игровые обзоры, Ретро-игры, Видеоигра, Длиннопост

Был разочарован… ну теперь дело за игрой.

Найти игру в сети оказалось не проблемой, а вместе с ней в комплекте шла куча цифровой макулатуры: мануал, карта, гайд. Роскошно.
Забавно, что сама игра скачалась гораздо быстрее, чем пдф с мануалом.


Ну так вот, игра.
Выпустили ее Sierra online - короли квестостроения своего времени. А игровым дизайнером выступил тот самый Эл Лоуи, известный по серии игр про Ларри.
Так как игра вышла аж 1986 году, то картинка, конечно, поражает воображение… но не в том смысле, что мы вкладываем в это выражение сегодня…

Черный котел Игровые обзоры, Ретро-игры, Видеоигра, Длиннопост

Увидев графику в игре, я даже на пару минут пожалел, что пк-гейминг я застал уже практически в современном виде. В 2002 году, когда у меня появился компьютер, стандарты уже более-менее сформировались и развивались, в основном, количественно, а не качественно. А было бы интересно пройти этот путь развития с самого начала, взрослея вместе с ним. Все эти переходы от EGA к VGA, а после и к SVGA должно было восприниматься как технологический прорыв, и хотелось бы быть хоть немного причастным к этому.

В первые минуты игры слегка… да что там слегка, порядочно так, сбивает с толку управление. Слава богу, что тут нет текстового ввода. За это как я понял, надо благодарить тех, кто при разработке ориентировался на детскую аудиторию. Но и без этого все очень непривычно.

Управление Тареном висит на F-клавишах, что, конечно, сегодня вызывает некий ступор. Мне даже пришлось выписать их на листочек, чтобы не путаться. И все равно постоянно жал на что-нибудь не то. А ведь там еще есть F9 которое перезапускает игру.

Черный котел Игровые обзоры, Ретро-игры, Видеоигра, Длиннопост

С передвижением тоже какая-то странность - нажав “вперед” Тарен будет идти пока я не нажму “вперед” еще раз, только после этого он остановится… странно. Но, к счастью, игра не требовательна к скиллу, так что больших проблем все это не доставляло.

Прежде чем засесть за игру, решил глянуть, что там еще есть из дополнительных материалов.
Из интересного нашлось - карта и хинтбук.
Карта прикольная.

Черный котел Игровые обзоры, Ретро-игры, Видеоигра, Длиннопост

Что интересно, мануал предлагает самому рисовать карту, и даже приводит пример, как это сделать

Черный котел Игровые обзоры, Ретро-игры, Видеоигра, Длиннопост

Я решил последовать совету… вот, что у меня вышло

Черный котел Игровые обзоры, Ретро-игры, Видеоигра, Длиннопост

Но на самом деле это лишнее. Из-за размеров локации. Чуть позже вернусь к этому.

Еще к игре прилагается хинт бук от Эла Лоуи. Сделан он весьма своеобразно. Хотелось бы глянуть на него вживую, чтобы понять как это реализовано.

Ну хватит разглядывать все эти бумажки. Пора вернуться к игре.

К слову, моя первая попытка прохождения закончилась не то, чтобы удачно. Оказалось, что в игре крайне желательно подходить ко всем предметам и пытаться их использовать (напоминаю, что это клавиша F6). А эти самые предметы абсолютно ничем не выделяются на общем фоне. Вот я и ушел в долгое странствие, не заглянув в шкаф в хижине Доллбена. Так Тарен остался без еды и, что главное - без питья. Не повторяйте моих ошибок.

Сюжет игры местами довольно точно следует за мультфильмом: в начале нас ждут и гуси и козел и кормежка кашей Хен Вен, которая в мультфильме, а следовательно и в игре почему то стала поросенком…с повадками собаки. Разработчики как бы намекают, что нам будет позволено повторить историю, рассказанную в мультфильме, и встать на место Тарена.
А дальше нас ждут путешествия по знакомым по книге и мультфильмам местам и встреча со старыми знакомыми. Болота Морвы, замок Рогатого короля, зловещий лес, Ффлефдур и Эйлонви, троица ведьм Ордду, Орвен и Оргох, король Эйдилегг… хоть их роли и свелись к эпизодическим, но все равно приятно было увидеть их в игре. Вот только я не понял, зачем нужен Ффлефдур. После своего спасения он дает в награду арфу… но зачем?

Но здесь же скрывается и огромный недостаток игры. Все эти персонажи, будучи родными и знакомыми тем, кто прочитал книги, или хотя бы посмотрел мультфильм, настолько же чужды для тех, кто всего лишь захотел поиграть в игру от Диснея и Сьерры. Для них всё это будет лишь калейдоскоп из непонятных персонажей с идиотскими именами. В игре они не раскрыты вот ни разу.

Тем не менее, если Дисней к переносу книги в мультяшную форму отнесся довольно-таки халтурно, то Сьерра подошла к делу более ответственно - мультфильм перенесен на экраны мониторов вполне достойно… но, видимо, кто-то из разработчиков все же читал Александера и постоянно добавлял всяких мелочей из книг. Например, Даллбен отправляет нас не просто в хижину, где надо спрятать поросенка, а на аванпост Красивого народа к Гвистилу. У меня, кстати, получилось туда добраться не потеряв Хен Вен. А еще под мостом лежит сумка с бесконечным запасом еды. Что тоже отсылка.

Кстати о еде. Да, в своих приключениях Тарен вполне может проголодаться и умереть… но это надо постараться. У меня не вышло. Не стоит забывать, что это все же игра от Сьерра. Так что смерть персонажа - это нормально. Здесь можно утонуть, быть убитым прислужником Рогатого короля, упасть со скалы, ну и как я уже говорил - умереть от голода или жажды.
Но хотя бы в игре нет такой ситуации, когда чего -то не нашли и потеряли шанс пройти игру. Всегда есть альтернативный вариант.

Наличие нескольких путей прохождения вообще можно считать отличительной особенностью игры. Для 1986 года их тут вполне приличное количество. Самая интересная, - как по мне - развилка связана с проникновением в замок. Можно спрятаться в тележке у слуги Рогатого короля, а можно залезть по стене, если, конечно, не забыли взять кинжал в лесу.
Помимо этого: гвитанты все же могут угнать свинку, и тогда ее придется спасать из застенок Рогатого короля. Еще вроде можно сделать так, чтобы в котел прыгнул Гурджи, а после - попросить ведьм воскресить его, но у меня это чет не вышло, и пришлось загонять в котел самого Рогатого короля… при помощи зеркала. Магического. Увидев там свою злобную натуру, он с криками - “Да что ж я за человек такой”, - побежит топиться в котле. А, ну и как продолжение варианта с самопожертвованием Гурджи, его можно не воскрешать, а выбрать сокровища… но это уже слишком.
В конце-концов Тарен и сам может прыгнуть в котел.

Небольшое отступление… в общем все же решил посмотреть, что надо сделать, чтобы увидеть концовку с Гурджи. Оказывается надо зайти в зал с котлом не через подземелье, а через решетку у пола, рядом с тюремными камерами. Ну вот как до этого надо было догадаться? Как?

Сама игра не очень большая, все локации можно представить как закольцованное пространство размером что-то типа 4х4 экрана, плюс несколько экранов замка, часть из которых вообще не нужна. Тут будет и Каэр Даллбен, и лес с рекой и водопадом, и мрачный лес, и болото, ну и разумеется замок.

Наверное, это будет очень натянуто, но я бы сравнил Black cauldron с первой Готикой. Тоже очень небольшой мир, в котором происходят различные события, и за счет размеров - начинаешь как-то ближе воспринимать все происходящее.

Так как игра была рассчитана на детскую аудиторию, то она довольно лёгкая и проходится за два-три часа. Наверное, самое сложное место в игре - это каменный лабиринт, если пройти его не то, чтобы проблема, то вот догадаться использовать веревку, уткнувшись в скалу - уже задача не из легких. Я тут даже с гайдом застрял минут на пять. Хотя бы потому, что думал, что передо мной трещина, но никак не куст.

Черный котел Игровые обзоры, Ретро-игры, Видеоигра, Длиннопост

А затем лазание по веревке… я все перепробовал, но Тарен постоянно  срывался, пришлось лезть в мануал, и обнаружить там, что в моем случае движение по диагонали вверх и влево  - это кнопка  Home… ппц.

Но, видимо, дети того времени были поупорнее, да поумнее, так что как-то справлялись своими силами.

По итогу могу сказать, что я остался крайне доволен.

Ведь посудите сами: увидев всего одну строчку на сайте, посвященном ретроиграм, мне удалось поиграть в довольно годную игру из тех времён, когда компьютеры были большие; наконец-то узнал полностью историю Тарена из книг; посмотрел один из немногих провалившихся мультфильмов Диснея.

Ну и написал эту заметку.

Уголок ретрогеймера

2.5K постов11.3K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

(Ранняя альфа-версия правил) -Да не будет создано здесь отдельных постов об играх, вышедших изначально менее 15 лет назад (возможно временная формулировка).

-Не оскорбляй других пользователей.

-Не спамь.

-Все вопросы по поиску каких-то определённых игр задавайте здесь: http://pikabu.ru/story/pomoshch_po_poisku_kakoyto_opredelyon...

-Спросить совета про то, во что поиграть можно здесь: http://pikabu.ru/story/posovetuyte_vot_kakuyu_igru_5005075