БЕЗ ВАЛЕНОК, БЕЗ ПАЛЬТО - БОСИКОМ НА УЛИЦУ, БОЯЛАСЬ: А ВДРУГ ДОГОНИТ
О переселении некоторых народов- поволжских немцев, калмыков, крымских татар, латышей на Урал, в Казахстан и Сибирь в годы Великой Отечественной войны я узнала в школе. И обозначалось это переселение мудреным словом ДЕПОРТАЦИЯ.
Мы его знать не знали, просто жили в одном совхозе Омской области с такими депортированными калмыками и латышами.
Вперёд, в самом начале войны, латышей привезли. Рубанс, Заринс - такие вот фамилии у них были. Они жили в таких же совхозных бараках, как и все. Квартиры состояли из кухни и комнаты. Поодаль были огородчики и сарайчики. А картошку садили на большом совхозном поле. Дети играли вместе и в школу тоже ходили вместе. Запомнилась девочка Чеся. Она была девочкой, с которой хотелось брать пример. Мы все ходили с косичками, а у неё была стрижка типа карэ и ещё носила она беретик. Мы же ходили в платках и косынках. А ещё Чеся была отличницей, активисткой, быстро бегала, ловко играла в классики и даже в лапту её брали играть старшие.
Однажды мне захотелось пить во время игры, домой далеко идти, а игра в самом разгаре. Чеся позвала меня быстренько сбегать попить к ним . Подала мне воды в красивом бокале. Я восхитилась, она объяснила, что бокал этот майоликовый. У нас таких не было, мы обычно пили из прочных эмалированных кружек или обычных стаканов. Я рассказала маме, попросила и нам купить такие красивые бокальчики, а она ответила, что это они с собой из Латвии привезли, у нас таких нет.
А в семье Заринс было три взрослых дочери: Луция, Конция и Марта. Работали доярками на ферме. На головах у них были красивые завивки, а наши девчата почти все ходили с косами. Это я рассмотрела на танцах. По праздникам скамьи в клубе расставлялись по периметру стен и получалась большая танцевальная площадка. Мы, детвора, устраивались на стульях, а больше за стульями и скамьями и во все глаза рассматривали танцующих, их наряды и определяли "кто за кем бегает".И вот заметили: очень уж за Луцией увивается Юрий Б. Ну, не отходит, на все танцы приглашает. И Луция тоже весёлая, красивая такая.
А чуть позже призвали его в армию весной. И поползли слухи: Луция то беременна. Взрослые думали, что мы маленькие ещё, мало чего понимаем, и говорили вроде с оглядками и понизив голос, а такие- то моменты мы сразу схватывали. Да и где им секретничать, всего апартаментов-то комната да кухня, разделенные даже не дверью, а занавеской.
А тут как раз из армии вернулся другой парень Николай Ч. Стал ухаживать за Луцией. И не посмотрел ведь ни на что - женился. В деревне шушукались и недоумевали : вон девчонок сколько, без всякого " приданого". Две сестры Николая ни с кем не обсуждали этот вопрос. Приняли нормально выбор брата. Совхоз выделил молодожёнам квартиру, и не в бараке даже, а в доме, где раньше была начальная школа, ещё и мать Луции с ними поселилась. Луция родила девочку, такую хорошенькую. Наряжали её как куколку, из Латвии присылали родственники посылки. Пересуды про рождение девочки поутихли, тем более, что Юрий Б.после армии в совхоз не вернулся.
Тётя Шура - ветеринарный фельдшер, взяла сноху к себе в помощницы. Луция поступила в сельскохозяйственный техникум, училась на ветеринара. Родила ещё двоих мальчиков, золовки ей очень помогали растить детей, у обеих детей не было, да и семей собственных не сумели создать, все ещё сказывалась огромная потеря мужчин в войне. Женщин- одиночек было много.
А калмыки приехали во время войны. Их было больше, чем латышей. Расселились они в землянках на краю деревни, место это стали называть Копай- город. После войны, когда совхоз отстроил целую улицу новых домов, мои родители получили один из домов. Из барака, где мы проживали вместе с семьёй маминой тёти, переехали в отдельный дом с большой усадьбой в 20 соток.И некоторым семьям из калмыков тоже дали такие дома. Вот как раз напротив нас жила семья Немяшевых, наискосок- семья Шайгуровых. Я часто играла с Людой Немяшевой и с Ирой Шайгуровой. А двух братишек Люды не любила, такие вредные были, визгливые какие-то. Мы их дразнили : вы волчата - калмычата. Мама ругала за это: ну и что, что не русские, лишь бы люди хорошие были. Их папа работал учетчиком, грамотный был, уж не знаю кем он работал у себя в Калмыкии, а у руководства совхоза был на хорошем счету. Вот и выделил ему совхоз новый дом. Тоже бесплатно, как и другим .Мама была домохозяйкой.
В Копай- городе жил дед Доржа. Старый уже калмык, толстый, на лицо страшный, глаз почти не видать, заплыли от жира или отечности, еле ходил, опираясь на палку, в деревне её называли клюкой. Бормотал русские слова вперемешку с калмыцкими, да ещё клюкой этой замахивался, если рассердится на что- то. Матери пугали им детей: вот дед Доржа подденет клюкой, посадит в мешок и утащит.
Мы боялись, и если дед этот появлялся на нашей улице, то вся ребятня сразу по домам разбегалась.
Однажды мы играли с Людой у них на печи и на полатях и тут заходит к ним в гости дед Доржа. Я замерла, спряталась за трубу, потихоньку выглядываю из - за занавески. Увидела, что он прошёл от двери к столу, сел, а клюку свою поставил чуть в сторонку. Я бегом по лесенке с печки и в чем была - на улицу, без пальто, без валенок, без платка - и через дорогу домой бегом, боялась: а вдруг догонит. Мама ходила забирать мои вещи и больше не пугала этим дедом.
Из калмыков была учительница Нина Шургановна. У неё был сепаратор и некоторые ходили к ней молоко сепарировать на сливки и обрат. Мама тоже ходила, ну и я, конечно, увязывалась. Очень нравилась техника, это вам не ложкой сливки собирать с молока. Сразу собирался утренний и вечерний удой и сливок получался целый литр почти.
Вроде нормально жилось у нас в совхозе и латышам, и калмыкам, но когда в 1956 году им разрешили вернуться на Родину, то уехали почти все. Из латышей осталась Луция, имевшая русскую семью и калмык Кукуев, женатый на русской женщине, имевший шестерых детей. А ещё осталась на память девочка с латышским именем Вия. Её папа похаживал к тёте Тоне, родилась девочка, но он не остался, уехал в Латвию. Помогать - помогал, все время посылки для дочки слал.
Мы с подружкой Людой плакали, не хотели расставаться , тем более, что мы пошли в первый класс и сидели за одной партой.
А вот в деревне, тоже в Омской области, где учительствовала моя сестра, жили переселенные немцы и эстонцы, причём на разных улицах - немецкой и эстонской. Так вот, эти переселенцы так и остались проживать и после 1956 года, живут и до сих пор. Ассимилировались с русскими, много смешанных браков.
Вообще в Сибири национальный вопрос никогда не стоял остро.
Много позже интересовалась вопросом о депортации народов. Выяснила, что калмыков переселили потому, что было немало предательств, и даже действовала калмыцкая дивизия на службе у фашистов.
И про латышей, эстонцев, немцев было разъяснение, что их переселяли глубоко в тыл во избежание диверсий, предательств, шпионажа в условиях войны.
Немцы делали ставку на возможность предательства в среде национальных меньшинств и привлечение их на службу в рядах вермахта путем более благоприятного отношения к ним, чем к русскому населению. Чтобы избежать создания пятой колонны и удара в спину наступающей Красной Армии и было проведено такое масштабное переселение некоторых народов, ненадежных, с точки зрения руководства страны. Получилось, увы, по пословице: лес рубят- щепки летят. Много и невинных людей попали под этот пресс.
Решила написать заметку на эту тему, так как все меньше остаётся людей, которые помнят этот пласт нашей истории. Превалирующий тренд- очернение всего советского. А у нас было так и, возможно, кому- то мой рассказ поможет правильнее понять нашу историю.
Истории из жизни
38.1K постов75K подписчиков
Правила сообщества
1. История должна основываться на реальных событиях, но требовать доказательств мы не будем. Вранье категорически не приветствуется.
2. История должна быть написана вами. Необязательно писать о том, что происходило с вами. Достаточно быть автором текста.
Если на посте отсутствует тег "Мое", то есть авторство не подтверждено, пост будет вынесен в общую ленту. История не должна быть рерайтом - пересказом готовых историй своими словами.
3. История должна быть текстовой и иметь вполне внятный сюжет (завязку, развитие, концовку). История может быть дополнена картинками/фото, но текст должен быть основной частью. Видео и видео-гиф контент запрещен. При необходимости дополнить историю "пруфами", дополнительные фото/картинки/видео можно разместить в комментариях - это более благосклонно воспринимается читателями (чем лента фото и чуть-чуть описания).
4. Администрация имеет право решать, насколько текст соответствует пункту 3.
5. Сообщество авторское, потому каждое обвинение в плагиате должно быть подтверждено ссылкой. При первом нарушении - предупреждение, повторно - бан.
6. Помните - сообщество авторское! Хотя вы имеете полное право написать, что текст слабый, неинтересный и т.п. и т.д. (желательно аргументированно), просьба все же обходиться без хамства.
Утверждения же - вроде "пост - дерьмо", есть оскорбление самого автора и будут наказываться.