Белый пароход - черная жизнь. Часть 1. Первые мысли и первые шаги

Ты помнишь, как всё начиналось?

А. Макаревич - За тех, кто в море


Очень неожиданно и приятно, что данная тема заинтересовала читателей, и появились первые подписчики.

"Белый пароход - черная жизнь" или серия постов о работе на круизных лайнерах. Пролог - здесь, собственно, вступительная часть.

Поэтому повествование на волне вдохновения продолжается (ну или начинается) с учетом ремарок в комментариях к предыдущему посту.

Тем более пока документы переоформляются и чемодан неспешно собирается для очередной "командировки" на полгода, появилось немного свободного времени.

Чтобы понять всю глубину этих глубин, начну с краткой предыстории о себе любимом.

Белый пароход - черная жизнь. Часть 1. Первые мысли и первые шаги Работа в море, Круизные лайнеры, Моряки, Море, Работа мечты, Работа за границей, Длиннопост

Первые мысли о море (и торговом флоте в частности) возникли ещё в далеком 2012 году. К тому времени было получено 2 высших образования (которые к морю и отельно-ресторанному делу не имели никакого отношения). Средств к существованию и для нормальной жизни (в пределах разумного) хватало, а работа на тот момент была связана с небольшим семейным бизнесом. Тем не менее, несмотря на стабильный доход и наличие почти всех благ, душа желала полёта, а ж*па искала приключений.


Наслушавшись пожилых и не очень мореманов (а у нас в Одессе их много) и прочитав одну книгу, в начале 3-го десятка отметился лёгкий сдвиг по фазе. Бренное тело возжелало романтики, а мозг решил стать моряком. Время шло, а идея становилась всё навязчивее. Объяснить это было сложно, однако некоторые логические аргументы всё же нашлись. Первым плюсом данной работы, как ни странно, рассматривалась относительная стабильность в финансовом плане (в отличии от того же бизнеса). Во-вторых, в принятии непростого решения я исходил из т.н. soft skills и знаний иностранных языков (существует мнение, что знание английского существенно упрощает восхождение по карьерной лестнице). В-третьих, опять же романтика - чем не повод дальше смотреть мир (когда молод и не обременён семьёй)? В-четвертых, работа в море рассматривалась как дополнительный источник дохода, пока работает основное дело.


После не очень продолжительных раздумий, метаний и колебаний было решено - идём в моряки по пути судоводителя (это вам не хухры-мухры). И на этом этапе появляется первый подвох, сиречь подводный камень, который впоследствии становится камнем преткновения (особенно для желающих работать в отельной части). Речь идёт о документах, учебных и рабочих.


Вот на этом пункте, дорогой читатель, следует заострить внимание. Моряки знают, что для работы на любой должности требуется следующий набор папирусов и ксив: диплом учебный, диплом рабочий и подтверждение к оному, паспорт моряка (в Украине, например, он выдаётся на основании двух предыдущих пунктов), загранпаспорт и как минимум 2 сертификата (3, если мы говорим о пассажирском флоте). Медкомиссию (aka профотбор) мы пока не рассматриваем, ибо это отдельный пункт программы.


В то время в Одессе и Украине в целом с "морскими" документами сложилась крайне непростая ситуация в виду бюрократических препятствий и проволочек, очередей и нервотрепки (забегая наперёд отмечу, что и по сей день положение дел не сильно изменилось, но об этом позже). С другой стороны, на всякое действие есть противодействие, ведь люди ушлые и предприимчивые, и каждый хочет кушать хлеб с маслом. Здесь речь идёт об агентствах, посредниках, т.н. "решалах" и прочих сомнительных и не очень организациях, которые помогают в получении вожделенных корочек.

Таким образом, нарисовалось два варианта: идти по пути джедая (читай, пути наибольшего сопротивления), стоя в очередях и тратя уйму времени или пойти по пути наименьшего сопротивления, поручив оформление профессионалу в этом деле (естественно, не безвозмездно).


В виду ситуации и положения, решение было найдено незамедлительно. Воспользовавшись связями в морском окружении, мне дали контакты одного человека (хитрого, но весьма порядочного), который по совместительству оказался директором одного крюинга. За определенную благодарность он согласился помочь в становлении будущего моряка. Конкретную сумму называть не стану, но по меркам 2012 - это 2,5-3 зарплаты матроса 2 класса подфлажного флота за полный комплект документов. Временные рамки обозначили в 2-3 месяца. Человек сразу предупредил, что документы будут оформляться через все порты и инспекции, кроме Одесского в виду непомерных аппетитов тамошних дядек с большими погонами. Кроме того, чтобы уменьшить сумму вливаний, человек настоятельно рекомендовал пойти на экзамены в квалификационную комиссию самостоятельно, однако необходимости в посещении теоретических и практических занятий не было.


Наш разговор проходил в конце лета, в октябре человек звонит и сообщает дату первого квалификационного экзамена. Он проходил в одном из профессиональных лицеев славного города-героя Одессы. В заветный день меня снабдили первой морской мудростью (без свадьбы только мухи женятся), дескать не боись - всё на мази, сдашь письменный экзамен. И действительно сдал, не прибегая к помощи инструкторов и преподавателей (предварительно немного почитав матчасть). Учебный диплом таким образом оказался в кармане.


В конце декабря получаю новую вводную - нужно сдавать экзамен на рабочий диплом матроса. Место проведения - город-герой Севастополь, время - через день, явка - обязательна. Погодные условия - мороз, снег, гололёд. Бросаю все дела, заправляю машину и скачу сдаваться (всегда хотелось побывать в Крыму, так и сбылась мечта идиота). О езде зимой на летней резине и обгонах с двигателем в 1,3 литра даже писать не буду - закидают ссаными тряпками и скажут, что псих, но мы не ищем лёгких путей.


В назначенное время прихожу на экзамен, с некоторыми подсказками сдаюсь (списывали и подглядывали все, включая юнцов и опытных морских волков). Через день получаю заветный кусок пластика в зубы - домой, предварительно прокатившись по серпантинам южного берега Крыма.


По возвращении в родные пенаты, на пути юного юного водоплавающего хуманса встречается первая козлячья рожа. В свеженьком паспорте моряка обнаруживается ошибка в англоязычном написании имени, вернее это даже не ошибка, а иная транслитерация имени, отличающаяся от загранпаспорта и других документов.


Поэтому, уважаемый кандидат в моряки - будь предельно внимателен при заполнении бланков, формуляров и заявлений. Во всех документах (паспортах, сертификатах и дипломах) написание должно быть одинаковым, в противном случае их могут посчитать недействительными. Особенно это характерно для граждан Украины, поскольку правила транслитерации меняются у нас каждые год-два и отнюдь не всегда они соответствуют здравому смыслу и общепринятым нормам (заявляю как дипломированный переводчик и юрист). Кроме всего прочего, это даже касается водительского удостоверения, поскольку при прохождении некоторых границ на автомобиле могут примахаться, не пустить или потребовать мзду (был прецедент, но сейчас не об этом).


Благодаря вмешательству одного человека - паспорт заменили в кратчайшие сроки и бесплатно.  В итоге: спустя 3 месяца, все документы на руках - чем не повод задуматься о поиске первой работы в море? Но это уже совершенно другая история, как говорит Леонид Каневский. Тему собеседований, агентств и поиска работы я намерен раскрыть в следующем посте. Также, вероятнее всего, объясню как и почему выбор был сделан в пользу пассажирского флота, а не торгового.

Белый пароход - черная жизнь. Часть 1. Первые мысли и первые шаги Работа в море, Круизные лайнеры, Моряки, Море, Работа мечты, Работа за границей, Длиннопост

Подводя итог сказанному выше, сразу обращаю внимание, что любые движения по скользкому морскому пути требуют ресурсов (время, деньги, нервы). О профессиональных знаниях и иностранных языках мы пока даже не говорим. Если вы так или иначе собрались работать на флоте - запасайтесь ассигнациями, подыскивайте бюджетные (в смысле недорогие) учебные заведения и т.н. тренажерные центры, потому как на выходе документы всё равно будут совершенно одинаковые.


Элементарный пример: не так давно возникла необходимость поменять рабочие сертификаты в количеству 3 штук (срок действия заканчивается) - обошел и обзвонил несколько тренажерных центров в Одессе. Цена за один и тот же курс и одну и ту же бумажку может отличаться в 2,5-3 раза. К этой же категории следует отнести выдачу, замену или продление паспорта моряка, который можно оформить 2 способами: через капитанию, где есть очередь и нужно заплатить только государственную пошлину; либо через сервисный центр моряков (название указывать не стану, но найти легко), где кроме предварительной записи, есть те же очереди (возможно меньше), государственная пошлина (в таком же размере) и сервисный сбор (сумма порядка 90-100 долларов по нынешнему курсу). И этом при том, что сроки оформления одинаковые. Каждый принимает решение сам.


Второй момент заключается в профессиональном образовании (на примере Украины). Даже если вы претендуете на самую низкую должность ложкомойки Galley Utility, помощника буфетчика или уборщика - всё равно нужен учебный и рабочий дипломы. И то и другое, можно получить закончив курсы стюардов (курсы матросов или мотористов также допускаются). В отличии от торгового флота, при работе в отельной части на пассажирском судне, с рабочим дипломом стюарда или администратора можно смело дойти до должности Hotel Manager-а.

Также затронем шкурный вопрос: а сколькой это всё стоит? В 2012 порядок цен был другим, на сегодняшний день стоимость курсов стюардов (администраторов, барменов и официантов) вместе с оформлением сертификатов и прочих бумажек стартует где-то от тысячи долларов (цена взята из открытого источника в Одессе). Выбор за тобой, юный падаван. Однако помни, что эти расходы, как и некоторые другие, даже на самой низкой должности можно покрыть за 2 месяца работы.


Надеюсь, дорогой читатель, этот длиннопост оказался не сильно утомительным, ведь в нем так много букв. Но не обессудь - тема очень объёмная, мыслей много и есть непреодолимое желание затронуть тонкости и нюансы. Согласись, мой любезный читатель, что иногда проще научиться на чужом опыте и ошибках, потому как свои шишки набивать очень больно и неприятно.


Благодарю за время и внимание, до скорых встреч в эфире.


С уважением,


Grumpy Receptionist