Багаж и ручная кладь в городском общественном транспорте

На майские праздники я полетел к родственникам в родной город. Ехать от аэропорта было не далеко, поэтому не стал вызывать такси, и выбрал автобус. С собой у меня был небольшой чемодан. Таких как я, пассажиров с чемоданами, было много.

Кондуктор сразу громогласно заявила: «Готовим за проезд. И за багаж тоже». Меня это удивило, ведь за много лет жизни в этом городе, до переезда, ни разу (!) в подобных ситуациях кондукторы не брали доплату за багаж. Размеры моего чемодана были небольшие, поэтому платить я отказался. Недоумевавшая кондуктор настаивала, повышала голос. Хотела даже меня высадить. Автобус не трогался с места. После 7-часового перелета я был очень уставший. Понимал, что и пассажиры рейса тоже. Поэтому "плюнул" и приложил карту к терминалу за себя и того парня и за «багаж».

Эта история на этом бы и закончилась, и эта статья вряд ли была бы написана. Но… я юрист. Изучив нормы права, получив ответы на мои обращения в Роспотребнадзор и Министерство транспорта, я во всем разобрался. Теперь и вы будете знать, как действовать, если попадете в подобную ситуацию.

Что говорит закон

В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее - Устав), при проезде в транспортном средстве, осуществляющем регулярные перевозки пассажиров и багажа, пассажир имеет право перевозить за плату в багажном отделении транспортного средства или в отдельном транспортном средстве багаж в количестве не более ДВУХ мест, длина, ширина и высота каждого из которых в сумме не превышают 180 см.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 22 Устава пассажир имеет право провозить с собой бесплатно ручную кладь в количестве не более одного места, длина, ширина и высота которого в сумме не превышают 120 см, одну пару лыж в чехле, детские санки, детскую коляску.

Иными словами, Устав позволяет провозить саму ручную кладь, например, чемодан, и, одновременно с этим, как вариант, детскую коляску. Не «либо чемодан, либо коляску», а «и чемодан, и коляску одновременно». Но только если чемодан по сумме измерений не больше 120 см.

Согласно пункту 1 части 2 этой же статьи Устава перевозчик вправе устанавливать нормы перевозки багажа, провоза ручной клади, в том числе бесплатно, большего размера или в большем количестве, чем это предусмотрено частью 1 настоящей статьи [в меньшем размере – запрещено].

Таким образом, если в городском общественном транспорте (автобус, трамвай и т.п.) вы что-то провозите с собой, например, чемодан, то это строго говоря не багаж, а ручная кладь. Багаж – это то, что вы сдаете в багажное отделение, простите за тавтологию. Обычно оно есть в междугородних автобусах.

Из ответа Минтранса следует, что перевозчик самостоятельно производит замеры (с использованием рулетки или иных измерительных инструментов), информирует пассажира о нормах и об условиях оплаты перевозки багажа, провоза ручной клади. То есть, если кондуктор считает, что ваша ручная кладь превышает по сумме измерений 120 см, то именно он должен это доказать, с помощью рулетки и т.п. Презумпция невиновности, так сказать. «Докажи, что я не прав, если ТЫ считаешь, что я не прав». Пассажир рулетку с собой возить не обязан.

Мой багаж ручная кладь имела совокупные размеры 106 см, т.е. я был прав, когда отказывался платить дополнительно. Роспотребнадзор сообщил, что вынес в отношении перевозчика официальное предостережение о недопустимости выявленных нарушений. Излишне уплаченные деньги перевозчик может вернуть на карту, с которой была оплата.

Что по итогу, как поступить лучше в подобной ситуации?

Заранее измеряйте свои чемоданы дома, если хотите перевозить их в автобусе, трамвае и т.п. На всякий случай берите с собой рулетку, мягкий сантиметр (таким обычно пользуются швеи) и т.п. Но даже если их у вас нет с собой, и вы читаете эту статью, находясь прямо в автобусе, цитируйте указанные выше нормы закона, а так же покажите кондуктору ответ Минтранса, в котором указано, что именно перевозчик должен проводить измерения, если хочет получить дополнительную оплату.

Если кондуктор отказывается и желает вас высадить – это не законно. Скорее всего, постояв пять минут и не двигаясь, психологически давя на вас, водитель все же тронется с места. Если же какие-то пассажиры начнут тоже на вас давить, мол заплати, сколько мы будем из-за тебя ждать, предложите им вежливо оплатить ручную кладь за вас. Дело не 45 рублях за багаж или ручную кладь. Дело в принципе. Закон должен соблюдаться. Не надо махать рукой, «ладно, оплачу, лучше не связываться». Нельзя потворствовать правонарушению. Таких как вы пассажиров за рейс, за сутки, за месяц, за год, может быть сотни или даже тысячи, а это уже по сути неосновательное обогащение перевозчика.

Закон на вашей стороне, если вы точно знаете, что ваш багаж в сумме измерений не более 180 см, а ручная кладь не более 120 см.

Если вас насильно высадили, с применением физической силы, это повод для обращения в полицию для возбуждения уголовного дела в отношении перевозчика и непосредственно того, кто вас насильно выталкивал. Если у вас, не дай Бог, есть в результате физические повреждения, то уголовка светит нарушителю практически однозначно. Если вас не выталкивали насильно, но фактически заставили покинуть транспорт, это повод для обращения в суд для взыскания компенсации морального вреда.

Однако я все же надеюсь, что вам попадутся адекватные кондукторы, что цитирование Устава и ответа Минтранса будет достаточно для мирного решения вопроса.

Ответ Минтранса здесь.

Удачи!