Автомобиль в Швейцарии. Часть 2: Импорт

Всем привет!

Сегодня будет второй пост из автомобильной серии и поговорим мы про импорт авто из-за пределов Швейцарии. Напомню, что в прошлой части мы касались аспектов покупки автомобиля.

Как обычно cкажу, что я не являюсь автомобильным экспертом, никак не связан с продажей или перевозкой авто, не предоставляю и не планирую предоставлять никаких услуг по сопровождению процесса покупки/продажи автомобиля. Многие вещи, про которые буду писать, знаю не понаслышке, так как непосредственно растаможкой, постановкой на учёт, страховкой наших машин здесь в Швейцарии занимался после нашего переезда сюда я сам лично.

Ну и небольшое напоминание о себе (если кто-то меня ещё не знает): 41 год, врач-рентгенолог (радиолог), живу и работаю по профессии в Швейцарии с августа 2019 года. До этого 8 лет жил и работал так же по профессии на северо-западе Германии. Женат, 2 детей.

Начну, пожалуй, с ответа на вопрос нафига этот импорт нужен. И тут, на самом деле, без сюрпризов:

  • переезд в Швейцарию с личным автомобилем

  • покупка авто за пределами Швейцарии с его последующей легализацией

Переезд

Тут различают ввоз автомобиля, которым владеешь более 6 месяцев и, соответственно, менее 6 месяцев.

Если автомобиль находится в собственности более 6 месяцев, то проблем вообще никаких: при переходе границы на таможне страны убытия ставим штамп вывоза авто (дело 5 минут, в очереди проводишь больше времени, чем занимает общение с таможенником) на специальном таможенном бланке, который готовим заранее дома перед пересечением границы (там указывается перевозимое имущество, в том числе и автомобили):

Автомобиль в Швейцарии. Часть 2: Импорт Личный опыт, Жизнь за границей, Импорт, Авто, Переезд, Покупка авто, Налоги, Швейцария, Длиннопост

Потом идём в окошко швейцарской таможни, где данные проверяются и сверяются с документами на машину и выдаётся специальный бланк Formular 13.20 A, который будет необходим для постановки авто на учёт:

Автомобиль в Швейцарии. Часть 2: Импорт Личный опыт, Жизнь за границей, Импорт, Авто, Переезд, Покупка авто, Налоги, Швейцария, Длиннопост

Бланк этот ни что иное как бланк тех.осмотра, но швейцарский таможенник вклеивает туда индивидуально присвоенный номер - Stammnummer (пункт 18), без которого постановка на учёт не возможна.

На этом всё. Никаких таможенных сборов, налогов и прочего платить не надо. Забираем доки и едем дальше. С этого момента даётся 12 месяцев на регистрацию авто в Швейцарии (об этом в следующих постах).

По предъявляемым документам получается следующее:

  • Документ о регистрации транспортного средства в стране убытия

  • Заявление на "Таможенное оформление личных вещей" (Antrag/Zollanmeldung für Übersiedlungsgut)

  • Официальный документ, идентифицирующий личность (загранпаспорт)

  • Договор купли-продажи авто или счет-фактура

  • Подтверждение деятельности в Швейцарии (вид на жительство, трудовой договор, договор аренды жилья), т.е. доказательства переезда.

Ситуация меняется, если авто находится во владении менее 6 месяцев. Тогда автомобиль не считается личным перевозимым имуществом, но подпадает под импортируемый автомобиль со всеми вытекающими последствиями:

  • оплата таможенных сборов (сюда, правда, не подпадают авто, ввозимые из стран ЕС): 12-15 шв.фр. за каждые 100 кг. снаряженной массы авто (согласно ПТТ)

  • автомобильный налог в размере 4% от его стоимости нетто

  • НДС в размере 7.7% от его стоимости нетто

  • сбор на выбросы CO2 (рассчитывается отдельно по сложной формуле, но, слава Богу, есть онлайн-калькуляторы типа такого, где можно заранее посмотреть сколько придётся заплатить)

По предъявляемым документам то же самое, за исключением заявления на оформление личных вещей (Antrag/Zollanmeldung Übersiedlungsgut).

Оплатить всё это можно как на непосредственно на таможне в момент переезда, так и позже. В последнем случае получаем на таможне формуляр, точнее разрешение на пользование нерастаможенным авто на территории Швейцарии сроком до 2 лет (Zollbewilligung 15.30), с помощью которого можно будет временно зарегистрировать машину по месту жительства, но не позднее указанного срока надо будет либо таки растаможить авто, либо, например, продать его в стране, откуда оно было вывезено.

Касательно кредитных и лизинговых автомобилей: ввоз при переезде в Швейцарию возможен, правила такие же как я описал выше. Но предварительно есть смысл связаться с кредитной / лизинговой организацией и уточнить вопрос вывоза авто (разрешено или нет) + прояснить вопросы логистики документов на машину (т.к. часто часть документов банк оставляет у себя, но для постановки на учёт может на время выслать их либо напрямую в управление дорожного движения, либо напрямую клиенту с обязательством их вернуть после завершения процедуры регистрации).

У нас было 2 машины, причём одной мы владели более 6 месяцев, а другой менее 6 месяцев, так что за первую машину мы не ничего не платили и сразу поставили её на постоянный учёт, а вторую машину я растаможил через полтора года после переезда (тут надо сказать, что все сборы/налоги рассчитывались по фактической стоимости на момент растаможки, но не первого пересечения границы + стоимость оценивали по своим таблицам с учётом марки и модели авто, километража и даты выпуска, и стоимость эта оказалась ниже рыночной, так что заплатили мы сумму примерно раза в 2 меньше, чем рассчитывали).

Растаможку делали не прямо на границе, но нашли неподалёку от нас таможенный офис, где всё сделали. После растаможки получили индивидуальный номер (Stammnummer), и потом уже поставили машину на постоянный учёт.

Покупка автомобиля за рубежом

Действуют такие же правила, как и для авто в собственности менее 6 месяцев, причём порядок действий примерно такой же, единственно что растаможку делают сразу по пересечении границы, т.е. авто ввозится в Швейцарию с уже полным готовым к постановке на учёт комплектом документов / формуляров.

Покупка авто за рубежом может быть вполне выгодна, т.к. даже при равной стоимости авто (хотя в Швейцарии равноценные модели всё же стоят дороже), например, в Германии и Швейцарии, при импорте авто возвращается НДС в стране покупки авто (для Германии 19%), а при ввозе платится швейцарский НДС 7.7%. Да, полученная разница релативируется таможенными сборами (если авто не из ЕС) + автоналогом и сборами на выбросы СО2 (если машина под них подпадает), но особенно в случае дорогих авто может получиться приличная экономия. Важное уточнение: перед покупкой машины, допустим, в Германии, необходимо подтверждение от продавца, что он сможет вернуть НДС (MwSt. Rückerstattung), т.к. 1) Не все автодилеры делают это; 2) При покупке у частника НДС вернуть не получится.

Заниматься перевозкой и растаможкой можно как самому, так и с помощью фирм. Некоторые фирмы предлагают онлайн-калькуляторы, где можно предварительно рассчитать стоимость всей процедуры и выгодность данного предприятия. Я не буду называть сами фирмы, но просто представлю сравнение цены при покупке одного и того же авто на месте в Швейцарии и при его импорте из Германии. Возьмём новую машину премиум класса Lexus NX F Sport 450H+ со стоимостью в Германии от 75 300 евро (на эту сумму и ориентируемся) и в Швейцарии от 84 900 фр. (=евро), т.е. разница уже почти 10 000 евро по прайсу.

Пример расчёта с услугами транспортировки / растаможки / постановки на учёт в Швейцарию:

Автомобиль в Швейцарии. Часть 2: Импорт Личный опыт, Жизнь за границей, Импорт, Авто, Переезд, Покупка авто, Налоги, Швейцария, Длиннопост

т.е. за счёт импорта эта разница сохраняется и получается общая экономия порядка 10 тысяч (и это за, так сказать, авто под ключ).

и, соответственно без доп.услуг (транспорт, растаможка, постановка на учёт - всё сами)

Автомобиль в Швейцарии. Часть 2: Импорт Личный опыт, Жизнь за границей, Импорт, Авто, Переезд, Покупка авто, Налоги, Швейцария, Длиннопост

где за счёт доп.услуг экономится ещё порядка 2500 франков и общая экономия составляет почти 15 000 фр.

Касательно гарантии я уже писал в прошлом посте, что автопроизводитель обязан обеспечивать гарантию на всей территории ЕС и ЕАСТ, так что тут проблем не будет. Более того, когда был отзыв по нашей модели, швейцарское представительство автопроизводителя само нашло нас, прислало письмо с указанием как и чти и дала адреса ближайших к нам официалов, где можно было провести замену детали без потери гарантии.

Никто не запрещает ввозить и подержанные авто, процедура точно такая же.

Как всегда, если есть вопросы / пожелания / дополнения - милости прошу: отвечу / учту / дополню.