Археология на удаленке
Мне тоже повезло оказаться в числе тех счастливчиков, которые выбрали для отпуска апрель еще в прошлом году.
Много что сорвалось, в том числе пропали билеты на концерт Jethro Tull. Но Андерсона я хотя бы могу в записи слушать. А как смириться с порушенными планами добраться до Франкфурта, пока там работает выставка восстановленной античной скульптуры?
Ну давайте хоть на картинки посмотрим?
Итак, отличие этой выставки от подобных в том, что реставраторы не стали восстанавливать фигурам отбитые носы и отломанные руки-ноги. Нет, статуи остались в том виде, в каком их нашли археологи. Зато в рамках этого проекта ученые-реставраторы вернули им цвет.
Давно известно, что чисто белые мраморные или бронзовые скульптуры стали делать уже в эпоху классицизма, ориентируясь на римские и греческие статуи. Античные же художники обожали расписывать статуи, делая их максимально похожими на людей (или богов в представлении людей):
Однако ветер, вода, нестойкие пигменты, а главное — ВРЕМЯ стерли всю эту красоту. И мы можем видеть или мрамор, или бронзу, но не полный замысел скульптора, расписавшего когда-то свое творение с большим вкусом и тщанием.
Предположение о том, что скульптуры античности были все же цветными, в числе первых высказал немецкий археолог Иоганн Винкельман в 1760-х годах. Рассматривая статую Артемиды, найденную в Помпеях, он заметил следы колера в складках одежды (розовый) и завитках волос (охра):
Незадолго до смерти Винкельман публикует статью о своем открытии на примере этой знаменитой статуи. Но публикация прошла совсем незамеченной. И античные статуи так и остались нераскрашенными еще более двух веков и это воспринималось как норма:
Новый виток интереса к цвету в античности начался в 1980-е.
Два археолога Винценц Бринкманн и Ульрика Кох-Бринкманн более 30 лет реконструируют скульптуры и воссоздают их первоначальное убранство.
Именно их работы мне и не придется посмотреть из-за карантина:(
Выставка гастролирует по миру довольно давно, лет 10 точно. Но мне кажется, что на это великолепие можно смотреть бесконечно. К тому же набор экспонатов все время пополняется очередным шедевром:
Вот тут можно не только почитать о выставке, но и поиграть картинками. Двигая стрелочки, можно посмотреть, какими были, например, персидский всадник с Афинского акрополя и его конь, и какими стали после реставрации:
В конце XIX века всадника нашли при раскопках. Узор на мраморе сохранился неплохо, и восстановлению подлежал. Правда, удалось это сделать только спустя почти век. Вот таким предстал узор на курточке всадника перед археологами на раскопках:
а это экспериментальный прокрас его штанишек (вид сзади):
А это небольшой фильм о работе реставраторов. По-моему, все и так понятно и в переводе не нуждается: