Археология на удаленке

Мне тоже повезло оказаться в числе тех счастливчиков, которые выбрали для отпуска апрель еще в прошлом году.

Много что сорвалось, в том числе пропали билеты на концерт Jethro Tull. Но Андерсона я хотя бы могу в записи слушать. А как смириться с порушенными планами добраться до Франкфурта, пока там работает выставка восстановленной античной скульптуры?


Ну давайте хоть на картинки посмотрим?
Итак, отличие этой выставки от подобных в том, что реставраторы не стали восстанавливать фигурам отбитые носы и отломанные руки-ноги. Нет, статуи остались в том виде, в каком их нашли археологи. Зато в рамках этого проекта ученые-реставраторы вернули им цвет.


Давно известно, что чисто белые мраморные или бронзовые скульптуры стали делать уже в эпоху классицизма, ориентируясь на римские и греческие статуи. Античные же художники обожали расписывать статуи, делая их максимально похожими на людей (или богов в представлении людей):

Археология на удаленке Археология, Античность, Реставрация, Германия, Музей, Скульптура, Видео, Длиннопост

Однако ветер, вода, нестойкие пигменты, а главное — ВРЕМЯ стерли всю эту красоту. И мы можем видеть или мрамор, или бронзу, но не полный замысел скульптора, расписавшего когда-то свое творение с большим вкусом и тщанием.

Предположение о том, что скульптуры античности были все же цветными, в числе первых высказал немецкий археолог Иоганн Винкельман в 1760-х годах. Рассматривая статую Артемиды, найденную в Помпеях, он заметил следы колера в складках одежды (розовый) и завитках волос (охра):

Археология на удаленке Археология, Античность, Реставрация, Германия, Музей, Скульптура, Видео, Длиннопост

Незадолго до смерти Винкельман публикует статью о своем открытии на примере этой знаменитой статуи. Но публикация прошла совсем незамеченной. И античные статуи так и остались нераскрашенными еще более двух веков и это воспринималось как норма:

Археология на удаленке Археология, Античность, Реставрация, Германия, Музей, Скульптура, Видео, Длиннопост

Новый виток интереса к цвету в античности начался в 1980-е.

Два археолога Винценц Бринкманн и Ульрика Кох-Бринкманн более 30 лет реконструируют скульптуры и воссоздают их первоначальное убранство.

Именно их работы мне и не придется посмотреть из-за карантина:(

Выставка гастролирует по миру довольно давно, лет 10 точно. Но мне кажется, что на это великолепие можно смотреть бесконечно. К тому же набор экспонатов все время пополняется очередным шедевром:

Археология на удаленке Археология, Античность, Реставрация, Германия, Музей, Скульптура, Видео, Длиннопост
Археология на удаленке Археология, Античность, Реставрация, Германия, Музей, Скульптура, Видео, Длиннопост
Археология на удаленке Археология, Античность, Реставрация, Германия, Музей, Скульптура, Видео, Длиннопост
Археология на удаленке Археология, Античность, Реставрация, Германия, Музей, Скульптура, Видео, Длиннопост
Археология на удаленке Археология, Античность, Реставрация, Германия, Музей, Скульптура, Видео, Длиннопост

Вот тут можно не только почитать о выставке, но и поиграть картинками. Двигая стрелочки, можно посмотреть, какими были, например, персидский всадник с Афинского акрополя и его конь, и какими стали после реставрации:

Археология на удаленке Археология, Античность, Реставрация, Германия, Музей, Скульптура, Видео, Длиннопост

В конце XIX века всадника нашли при раскопках. Узор на мраморе сохранился неплохо, и восстановлению подлежал. Правда, удалось это сделать только спустя почти век. Вот таким предстал узор на курточке всадника перед археологами на раскопках:

Археология на удаленке Археология, Античность, Реставрация, Германия, Музей, Скульптура, Видео, Длиннопост

а это экспериментальный прокрас его штанишек (вид сзади):

Археология на удаленке Археология, Античность, Реставрация, Германия, Музей, Скульптура, Видео, Длиннопост

А это небольшой фильм о работе реставраторов. По-моему, все и так понятно и в переводе не нуждается: