Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Английская карикатура и Россия XIX века. Часть 1

Здравствуйте. Продолжаю публиковать выдержи с выпускной квалификационной работы

Современная политическая пропаганда появилась относительно недавно. Активное её использование началось только в ХХ столетии. Лоббирование выборов в США, нацистская пропаганда в Германии и рабочая пропаганда в СССР – каждая держава использовала пропаганду по-своему и в своих целях.

Во время холодной войны началось активное использование пропаганды против целой системы. США против СССР, НАТО против Варшавского блока, капитализм против социализма. С падением Берлинской стены использование пропаганды сократилось. Ведь социалистического лагеря уже не было, Россия стала сближаться с США, а Запад лишился врага в виде Варшавского блока. После 11 сентября 2001 года США обрели врага в мировом терроризме, и началась новая пропагандистская кампания – антитеррористическая.

Шло время, Россия крепла, и это не нравилось Западу. А после событий 2014 года началась активная пропаганда против России, особенно в Украине. Но и Запад не отставал, прежде всего США: определённые слои электората обвиняли нашу страну во вмешательстве в выборы.[1] В Европе антироссийская пропаганда была меньше, чем в США, хотя и европейские страны присоединились к американским санкциям.

Политическая пропаганда, хотя и не столь активная, была еще в XIX веке. Особенно активно её использовали в периоды войн.

Английская карикатура и Россия XIX века. Часть 1 Политика, История России, Плакат, Англия, 19 век, Карикатура, Российская империя, Пропаганда, История, Запад, Длиннопост

Например, в 1815 году, когда шёл Венский конгресс, во время которого было много балов с танцами, в Англии опубликовали карикатуру в сатирическом журнале «Бич».[2] Там была нарисована карта, на ней вместо Австрии – двуглавый орёл, вместо России – медведь, а Пруссия изображалась одноглавым орлом. Медведь танцевал на Польше, а австрийский орёл – на землях Саксонии, тем временем прусский орёл был на территории Италии. Сама картинка – подобие комикса, где над персонажами были «облака» с текстами реплик. Медведь говорил партнёрам, мол, мы все овладели контрдансом, и надо будет повторить ещё, пока друг платит дудочнику. Также предлагал танцевать на Польше, потом перейти в Саксонию, а дальше – в Италию. В этом случае контрданс можно перевести как «танец на странах».

В дальнейшем английские карикатуристы неоднократно привлекали внимание своими работами, особенно во время Русско-турецкой войны 1828–1829 гг. Тогда в сентябре Варна сдалась и значительные наши силы перебросили к Силистрии, но штурма не было из-за нехватки боеприпасов. В октябре войска начали отходить за Дунай, а 10 ноября, во время переправы у Силистрии, наши войска потеряли значительную часть обоза и лошадей. После этого события в зарубежной прессе появились карикатуры.[3]

Английская карикатура и Россия XIX века. Часть 1 Политика, История России, Плакат, Англия, 19 век, Карикатура, Российская империя, Пропаганда, История, Запад, Длиннопост

На одной из них была гигантская голова турецкого султана, который отхватил зубами полы мундира удирающего без оглядки Николая I. Из отгрызенного с куском ткани кармана виднелся листок с надписью «Силистрия».

Именно во время этой войны активизировалась пропаганда против России. Шла осада Дарданелл и блокировали любые военные поставки в Константинополь. Торговлю с Турцией приостановили, Великобритания была вынуждена согласиться. Но блокада начала ущемлять интересы британских торговцев, и 30 мая 1829 года в газете «Таймс»[4] появилась статья, а точнее – инструмент давления на правительство. В тексте говорилось, что Англия не должна мириться с блокадой Дарданелл, ведь это изоляция всего океана, который был известен древним народам, что блокаду терпеть невозможно, и нельзя допускать.

Интересна ещё одна карикатура,[5] появившаяся во время Лондонской конференции:

Английская карикатура и Россия XIX века. Часть 1 Политика, История России, Плакат, Англия, 19 век, Карикатура, Российская империя, Пропаганда, История, Запад, Длиннопост

На ней изображена игра политиков в бильярд. Николай I забивает шар с надписью «Греция». Русский император нарисован высокомерным франтом в униформе, который подготовился к финальному удару. Веллингтон нервно трогает кий. Рядом возмущённый султан Махмуд II, который в игре не участвует, но, наблюдая её ход, рвёт свою бороду. За Николаем толстый грек курит трубку, на нём фригийский колпак, на котором торчат ослиные уши и висит замок с цепями и надписью: «Колпак Свободы, подаренный Россией». Греку тихо на ухо говорит французский король Карл Х: «Боже мой, он отправил в лузу ваш шар – это так прискорбно для вас…» За игрой наблюдает американский президент Эндрю Джексон, который полагает, что игра будет серьёзной. На стене видна картина, где отмечены Индия, Греция и Турция, а рядом с Индией есть пометка – «Игра». Австрийский император Франц I показывает на Турцию и говорит прусскому королю: «Я могу размечать Игру ничуть не хуже». Прусский король перебивает его: «Слушай, брат Маркер, мы должны поделить всё поровну». Рядом с ними сидит король обеих Сицилий, который бездумно смотрит на игру, а в руках у него корона с надписью: «Завернута, чтобы сохранить блеск» – также можно перевести как «сосредоточен, чтобы сохранить сон». В английском языке идёт игра слов: последнее слово фразы отмечено большими буквами, если перевести, они будут первыми в слове «Неаполь». Это намек на потерю города и лишение короны. За прусским королём изображён король Испании Фердинанд VII в виде испанского мула, который смотрит на карту Южной Америки, где были его колонии.

Итак, эти карикатуры, хоть и не похожи на современную пропаганду, уже несли политический подтекст и были представлены в газете. Их язвительность показывает, насколько тогда Англия опасалась российского влияния в Европе и реагировала на все события, какими бы они ни были – хорошими или плохими для нас. Главное – высмеять создавшееся положение и политику, проводимую нашей страной.

Вообще, все началось с Георгианской эпохи, когда правил Георг III, а за ним Георг IV – с 1760 по 1830 год. Этот период был золотым веком английской карикатуры,[6] так ознаменовал свободу прессы и английский рынок изобиловал сатирическими журналами. Отсутствие цензуры давало карикатуристам свободу в выборе тем, они могли делать объектами насмешек любые вещи и персон, даже собственное правительство или королевскую семью. Конечно, карикатурные эстампы были не только хорошими источниками новостей, они могли использоваться и как политическая пропаганда.

За пределами Англии политические карикатуры достигали и Наполеона.[7] Особенно можно отметить влияние сатирических рисунков в ту эпоху, когда Наполеон посылал Павлу I английские карикатуры, где российского императора выставляли в неподобающем виде, чтобы настроить его против Англии.

Многие карикатуристы изображали Россию и её правителей в виде медведей. Этот стереотип появился после выпуска «Записок о Московии» Сигизмунда Герберштейна в 1549 году и труда Адама Олеария «Описание путешествия в Московию» в 1647 году. После этого медведи неизменно упоминаются в записках иностранных путешественников. К тому же Россия поставляла медвежий жир, мех и самих медведей для потехи публики. С тех пор наша страна чаще всего изображалась в виде медведя как на географической карте, так и на рисунках карикатуристов.

Но в 1830-е годы период золотого века английской карикатуры идёт на спад. Карикатурные листы постепенно переходят в печать, которая начала бурно развиваться в те годы. А карикатура перекочевала во Францию, где Шарле Филиппон основал журналы «Карикатюр» и «Шаривари».[8]

[1] Как Россию обвиняли во вмешательстве в американские выборы. Досье. URL: https://tass.ru/info/4324773

[2] Успенский В. М., Россомахин А. А., Хрусталёв Д. Г. Медведи, казаки и русский мороз. Россия в английской карикатуре до и после 1812 г. СПб.: Арка, 2014. С. 172–173.

[3] Там же. С. 198–199.

[4] Там же. С. 200–201.

[5] Там же. С. 201–202.

[6] Там же. С. 9–19.

[7] Там же. С. 19–29.

[8] Леонтьева Е. В. Политическая карикатура Ш. Филипона и французская журналистика середины XIX в. // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2011. № 6(68). С. 154..

За Правду

778 постов1.3K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Посты нашего сообщества будут дублироваться в Телеграмм канале. Можете общаться без боязни пострадать за свободу слова.

https://t.me/chemtonado