39

Американская подлодка под Андреевским флагом

Американская подлодка под Андреевским флагом Корабль, Флот, Военная история, Подводная лодка, Русско-японская война, Первая мировая война, Российская империя, Длиннопост

Подводная лодка «Фултон» перед спуском, позднее «Сом». Журнал «Page» № 2 за 1902 год.

История русского подводного флота уходит корнями ещё в первую половину XIX века, но днём создания непосредственно подводного флота принято считать 19 марта 1906 года, когда Николаем II был подписан указ о выведении из состава миноносных сил двадцати подводных лодок-миноносцев. Всего за три года до этого, в 1903 году была принята десятилетняя судостроительная программа Морского министерства. Однако своих мощностей России не хватало, и, как и в случае с надводными кораблями, было принято решение приобретать аппараты за рубежом.

Крупнейшим специалистом того времени в вопросах проектирования и создания подводных лодок был американец Джон Филип Холланд (1840-1914), которого в принципе склонны считать изобретателем современной конструкции подлодок. В самом начале XX века по его проекту на верфи в Нью-Йорке была заложена подводная лодка "Фултон" (Fulton), которой было суждено стать одной из самых знаменитых подлодок Русского императорского флота.

Американская подлодка под Андреевским флагом Корабль, Флот, Военная история, Подводная лодка, Русско-японская война, Первая мировая война, Российская империя, Длиннопост

Сам дядюшка Джон в рубке лодки USS Holland (SS-1). Умер в 1914 году, не дождавшись триумфа подводных лодок.

Подлодка была спущена на воду 2 июня 1901 года, а в апреле следующего года совершила переход Нью-Йорк - Вашингтон. Во время перехода на лодке произошёл взрыв, однако сама лодка не получила повреждений. До 1904 года лодка в рекламных целях совершала манёвры и погружения, одновременно с этим проходя испытания. В апреле того же года лодка была приобретена Россией, а в мае ей было присвоено название "Сом". Трансатлантический переход из Америки в Европу подлодка совершила не своим ходом, а на борту парохода "Менатик", причём в целях конспирации ей было дано обозначение "паровой котёл".

В июне 1904 года лодка прибыла в Кронштадт, откуда её отбуксировали в Питер для установки частично снятого при транспортировке оборудования. Монтаж и отладка закончились только в сентябре, тогда же командиром подлодки был назначен лейтенант В. В. Трубецкой (1868-1931) - будущий контр-адмирал и командир линкора "Императрица Мария".

Американская подлодка под Андреевским флагом Корабль, Флот, Военная история, Подводная лодка, Русско-японская война, Первая мировая война, Российская империя, Длиннопост

Первый командир подлодки - будущий контр-адмирал В. В. Трубецкой

После коротких испытаний и обучения экипажа, 15 ноября 1904 года подлодка была погружена на железнодорожную платформу, и отправлена во Владивосток для усиления Сибирской флотилии в условиях начавшейся Русско-японской войны. На Дальнем Востоке лодка была окончательно доукомплектована, за исключением торпед, которые пришлось ждать до весны 1905 года. Непосредственно в боевых действиях подлодка участвовала мало.

Американская подлодка под Андреевским флагом Корабль, Флот, Военная история, Подводная лодка, Русско-японская война, Первая мировая война, Российская империя, Длиннопост

"Сом" во Владивостоке

После начала Первой мировой войны было принято решение перебросить обратно часть сил Сибирской флотилии. В декабре 1914 года подлодка "Сом" вместе с подлодкой "Щука" были погружены на железнодорожные платформы, и вместе с экипажами отправлены в Севастополь. По прибытии туда в 1915 году лодки совершили переход в Одессу, чтобы усилить оборону города на случай вражеского наступления. Однако основные боевые действия в этот период развернулись на Балтике, поэтому уже в июле "Сом" была переброшена в Петроград, и далее - к Аландским островам.

Американская подлодка под Андреевским флагом Корабль, Флот, Военная история, Подводная лодка, Русско-японская война, Первая мировая война, Российская империя, Длиннопост

Для лучшей наглядности - модель подлодки "Сом"

10 мая 1916 года в 4 часа утра подлодка погибла при подводном столкновении со шведским пароходом "Онгерманланд". Столкновение произошло в районе острова Архольм. Как засвидетельствовал капитан парохода, он заметил перископ, возвышающийся над водой на 1 метр, на расстоянии 150 метров. Лодка шла параллельным курсом, а затем повернула к пароходу. Решив, что корабль хотят осмотреть, капитан застопорил ход. Перископ внезапно скрылся под воду, а лодка ударила пароход в подводной части. Больше лодка не показывалась. Вместе с лодкой погиб и её боевой экипаж — 2 офицера и 16 нижних чинов. Согласно другой версии, подводная лодка была намеренно протаранена шведским пароходом для того, чтобы избежать досмотра груза.

По типу подлодки "Сом" в 1904-1906 годах была построена серия субмарин ("Щука", "Пескарь", "Стерлядь", "Белуга" и "Лосось"). Корпуса лодок строились из российских материалов, а механизмы и оборудование закупались в США. К маю 1906 года все пять лодок были сданы в эксплуатацию. Через год было предложено построить ещё одну лодку, получившую имя "Судак". Судьба этих серийных подлодок была незавидной - все они были захвачены Германией в 1918 году в Севастополе, и затоплены интервентами в 1919 году. В 1930-х подлодки были поднята со дна, но в виду утраты какого-либо боевого значения, были в числе прочих поставлены к берегу в Балаклавской бухте. В годы Великой Отечественной войны затонули. В 1975 году подняты и разделаны на металл в Инкермане.

Американская подлодка под Андреевским флагом Корабль, Флот, Военная история, Подводная лодка, Русско-японская война, Первая мировая война, Российская империя, Длиннопост

Подлодки "Лосось" и "Судак" после подъёма со дна.

"Сом" был обнаружен лишь в июле 2015 года шведской поисковой командой Ocean X Team и исландской компанией iXplorer на дне Аландского моря западнее острова Эккерё в территориальных водах Швеции. Подводная лодка покоится на глубине 88 метров, в 2,5 милях от берега в непосредственной близости порта Грислхамн.

Компас подлодки и остатки навигационного ящика (нактоуза), поднятые шведскими водолазами, и после нескольких лет хранения на складе были переданы России с дипломатической почтой, после чего компас был отреставрирован и вошёл в экспозицию Центрального военно-морского музея в Санкт-Петербурге. Однако сама подлодка всё ещё покоится на дне Балтики.

Ищи меня также:

https://t.me/mars_field

https://vk.com/mars_field

https://dzen.ru/mars_field

Лига историков

18.4K постов54.1K подписчиков

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения