Акции, ЗАО, ОАО, фондовая биржа и прочий капитализм простыми словами

Допустим, ты, друг мой, решил построить завод.


Завод стоит 100 миллионов монет.


У тебя есть всего 40 миллионов, которых решительно никак не хватит на постройку завода. А еще у тебя есть шесть дружбанов, у которых есть по 10 миллионов.


Вы скидываетесь на завод с условием "сколько вложил - столько получишь прибыли". Т.е. ты получаешь 40%, дружбаны - по 10% каждый. Чтобы было честно и чтобы потом не спорить, кто кому и сколько должен с прибыли, вы выпускаете специальные бумажки, подтверждающие право на часть прибыли, то есть на дивиденды. Эти бумажки называются акции, а ты и твои друзья, у которых есть акции - акционерами. А сам завод, на который вы скинулись, становится  Закрытым Акционерным Обществом. Таких бумажек-акций вы выпускаете миллион штук и делите между собой.


Каждая акция для вас стоит по 100 монет, это - ее реальная цена. За каждую акцию на руках человек имеет право на 1/1 000 000 долю с прибыли за месяц, год или другой отчетный период. Заработает завод миллион - ты за каждую акцию на руках получишь 1 монетку. Заработает десять миллионов - получишь 10 монет. И так далее.


Вот, вы построили завод, он работает, приносит бабки, все довольны, все счастливы. И тут одному из ваших друзей хочется продать свою долю, получить назад деньги, которые он вложил в завод, забрать все свою чемоданы денег и уйти на покой. Но никто из вас не хочет или не может купить сразу все его акции. Тогда что должен сделать чувак? Правильно, он согласовывает с остальными акционерами возможность продать свою долю другим людям и объявляет торги всем желающим купить акции. Это называется IPO или первое публичное предложение, а завод меняет статус на Открытое Акционерное Общество, поскольку владеть его акциями могут все желающие.


Тут же находится хитрожопый человек, который говорит тому из вас, кто хочет продать акции: "давай я куплю у тебя все акции не по 100, а по 110 монет?". Естественно, акционер соглашается - ему не надо больше самому искать тех, кто купит у него акции, не надо париться с передачей, юристами и прочей фигней. Он передает все свои акции, получает не 10 миллионов (по реальной цене), а 11. Миллион чистой прибыли буквально из воздуха, так что акционер становится счастлив, забирает деньги и больше в этой истории не фигурирует.


Хитрожопый, который купил акции - биржа и на деле он - не один человек, а огромная организация. Биржа кидает акции в большую кучу - пул акций, выставленных на торги. Но поскольку самой бирже слишком лениво торговать акциями, организация нанимает несколько специально обученных чуваков, которые втюхают эти акции людям уже по 120 монет, из которых 100 монет - реальная цена акции, а 20 - маржа, то есть - разница между себестоимостью и текущей ценой. 115 монет получит биржа, 5 монет - чувак-продаван, который называется брокер, а 5 монет, которые он получит - его брокерская комиссия.


Брокер начинает накручивать цену, продает акции левым людям по 120 монет. Другой брокер на другой бирже видит, что акции, возможно, будут иметь перспективу, которой не видят простые люди. Может, акционеры потом модернизируют завод и станут получать больше прибыли. Или что завод скоро получит много-много денег за крупный заказ. И цена в 120 монет за акцию на этом фоне кажется ему нормальной. Этот второй брокер покупает акции по 120, а потом тут же, через биржу, выставляет ее на торги по 130, поскольку сам брокер заниматься этими акциями не хочет, не умеет, да и вообще - сильно долго приходится ждать прибыль.


Постепенно, цена акции упирается в потолок. Ее перестают хотеть купить, например, по 150 монет. Это значение - биржевая цена. И она будет колебаться в небольших пределах в зависимости от ажиотажа, репутации вашего завода, нужности товаров, которые производит ваш завод и так далее. Акции переходят из рук в руки по +- стабильной цене с поправками на комиссию брокеров. Если акционеры крупно накосячили или перестали быть нужны - вот вам минус к цене акций. А если сделали что-то очень клевое и нужное - вот вам плюс к цене акций, потому что каждый хочет их купить.


Например, если компания публично говорит, что не будет брать на работу, скажем, любителей пить из луж просто потому, что они пьют из луж - с вами не захотят работать ни сами любители, ни биржи, которых волнует мнение сообщества любителей пить из луж. Поскольку часть спроса упала, некоторые уже не купят акцию по 150 долларов. Чтобы продать акцию, брокеры и биржи, которые имеют ваши акции на руках, будут сбивать цены. Например, до 130$, за которые найдутся небрезгливые, готовые купить акции сексистов, расистов, рептилоидов и вообще кого угодно, лишь бы приносили деньги.


Если же вы выпустили новую нужную хуйню - у вас вырастает прибыль, с которой все - от бандитов и чиновников до ребят с биржи - захотят иметь с нее долю. К вам пойдет народ, брокеры раздуют ажиотаж вокруг акций и на бирже они быстро начнут стоить 180 монет, затем - 200 и т.д.


Продолжаться этот дурдом в виде борьбы бобра с ослом и любви жабы с гадюкой может бесконечно долго, пока завод не обанкротится, не будет выкуплен заводом побольше или не будет ликвидирован любым другим образом.