...а то мамка наругает!
Как это часто бывает, из комментариев к предыдущему посту родилась идея нового)))
Есть мнение, что игнорирование чужого мнения может привести к нарушению общественного порядка и даже закона. «Обочечники» тому пример. Я в комментариях написала, что логичные продуманные правила надо соблюдать потому, что это удобно и безопасно. А не потому, что кто-то будет недоволен.
Получается, мы имеем две категории людей:
- те, кто не нарушает правила, потому что понимает как они работают, и какую пользу несут;
- те кто, не нарушает правила, потому что боится наказания. И нарушает их, когда думает, что не заметят, а значит не накажут.
Вот о том, откуда берутся первые и вторые люди будет этот пост. Мнение моё, так что на истину в последней инстанции заранее не претендую))
Для удобства восприятия придумаю двух мальчиков, Костю и Гришу. Они оба родились здоровыми в полных семьях среднего достатка. Посмотрим как мальчики взрослеют.
Около года.
Гриша встал на ножки и дотянулся до плиты. Обжог ручку. Мама очень испугалась, кричала и трясла мальчика. Ручку обработала. Гриша ещё долго боялся подходить к плите, столам, подоконнику.
Костя встал на ножки и дотянулся до плиты. Обжог ручку. Мама очень испугалась. Она подхватила малыша на руки, утешила. Ручку обработала. Когда малыш и мама успокоились, она подошла с ним к плите. Показала своей рукой, как-будто трогает и отдёргивает. При этом она говорила: «Ааааах, ааааах». После она говорила «ааааах» каждый раз, когда Костя тянулся к горячему. Ребёнок понимал, и ручку отдёргивал. Но большого страха не было. Просто появилось правило: «это горячо, не трогай».
Около трёх лет.
Гриша в песочнице захотел машинку другого мальчика. Он ухватился за неё и стал отбирать. Мальчик не отдавал. Гриша стукнул его совочком. Мальчик заплакал. Прибежала мама Гриши. Схватила его и отобрала машинку. Отшлёпала. «Ах ты дрянной мальчишка, разве можно чужое брать?!» Извинилась перед мамой хозяина машинки. Плачущего Гришу она отволокла домой и закрыла в его комнате. Долго не могла успокоиться: «как же так, её сын - вор!?». Из этого опыта и пары последующих Гриша понял, что если брать чужое - накажут. И не брал. Боялся.
Костя в песочнице захотел машинку другого мальчика. Он ухватился за неё и стал отбирать. Мальчик не отдавал. Костя стукнул его совочком. Мальчик заплакал. Прибежала мама Кости. Подхватила его на руки. «Отдай машинку, она не твоя». Не сразу, но мальчик отдал. «Посмотри, как плохо получилось. Ты отобрал машинку, ударил мальчика. Плохой поступок. Давай извиняться». Костя знал, что такое «извини», и сказал это мальчику. Мама Кости объяснила ему, что чужое без спроса брать нельзя. Если хочешь взять - спроси. Предложи обмен. «Возьми свою машинку и предложи поменяться». Мальчик согласился - хорошо. Не согласился - это его право. Это его машинка. Ты хочешь именно такую? Хорошо, давай посмотрим такую в магазине. Только тогда выбирай её или того динозавра, которого мы хотели заказать». Постепенно Костя освоил правила обмена игрушками. Хотел - делился, хотел - менял. Иногда не получалось, но неудачи принимал спокойно. Всё же понятно и решаемо.
Около четырёх лет.
Гриша бросает свой самокат на дачной дорожке и бежит в дом. Через некоторое время папа спотыкается о самокат, падает и царапает ладони. Разъярённый папа ломает самокат и бьёт Гришу ремнём. «Я тебе зараза такая покажу, как отца калечить!» Гриша понял, что от отца лучше держать свои вещи и себя подальше.
Костя бросает свой самокат на дачной дорожке и бежит в дом. Через некоторое время папа спотыкается о самокат, падает и царапает ладони. Папа зол. Папа зовёт Костю. «Посмотри на мои руки. Видишь кровь? Я упал и ушиб руки. А знаешь почему я упал? Споткнулся об твой самокат». Костя любит папу, он понимает, что папе больно из-за него: «Извини пожалуйста». Папа: «Просто извиниться мало. Будем исправлять. Возьми самокат и аккуратно поставь к стенке. Да, так, чтобы он не упал и никто не споткнулся». Костя понял. Костя запомнил. С тех пор мальчик стал «воспитывать» маму и бабушку. «Мама, нельзя сумку на проходе ставить!». Мама: «Да, сынок, ты прав, сейчас уберу».
Около пяти лет.
Гриша гуляет с бабушкой. Бегает по площадке с игрушечным ружьём. Он солдат. Голосом подражает стрельбе из автомата и взрывам гранат. Слишком громко получается. Бабушка прерывает игру и зовёт мальчика к себе. «Не кричи так громко, а то милиционер заберёт и в тюрьму посадит! Вон, вон смотри, он там ходит». Гриша видит на углу дома мужчину в синей рубашке. Пугается и больше не кричит. Бабушка довольна: как легко получилось! У Гриши зарождается неприязнь к полиции. Как к опасным людям, которые портят веселье.
Костя гуляет с бабушкой. Бегает по площадке с игрушечным ружьём. Он солдат. Голосом подражает стрельбе из автомата и взрывам гранат. Слишком громко получается. Бабушка прерывает игру и зовёт мальчика к себе. «Внучок, не кричи так громко. Смотри, в колясочке лялечка спит. Маленькая, как Настя у тёти Жени. Проснётся, плакать будет, не хорошо. А вон дедушка старенький сидит, ему покоя хочется, он аж вздрагивает от твоих криков». Костя недоволен: «Ну, бабушка...» Бабушка кряхтя встаёт: «Что с тобой делать... пойдём в парк. Там покричишь». Костя понимает, что личное пространство других нужно уважать. А свои желания можно осуществить, не причиняя дискомфорт. Всё решаемо.
Около шести лет.
Гриша и мама опаздывают, идут быстрым шагом. До пешеходного перехода идти далеко, а нужный автобус уже подъезжает к остановке на противоположной стороне дороги. Машин мало, мама решает перебежать в неположенном месте. Гриша упирается: «Мама, но в садике говорят, что переходить дорогу можно только по переходу!» Мама дёргает мальчика за руку и перетаскивает через дорогу. «Правильно в садике говорят, но никто же не видел, и на автобус успели. Только воспитательнице не говори». Так Гриша понял что запреты можно нарушать. Если запрещающий не узнает.
Костя и мама опаздывают, идут быстрым шагом. До пешеходного перехода идти далеко, а нужный автобус уже подъезжает к остановке на противоположной стороне дороги. Машин мало, мама решает перебежать в неположенном месте. Костя упирается: «Мама, но в садике говорят, что переходить дорогу можно только по переходу!» Мама вздыхает: «правильно в садике говорят. Только по переходу. Я была неправа. Поедем на следующем автобусе». Они идут к переходу. Костя доволен: «Мама, а знаешь, почему нужно только по переходу?» «Знаю, но расскажи ещё раз». Мальчик рассказывает. Костя с удовольствием соблюдает правила, потому что понимает их смысл.
Около восьми лет.
Гриша, мама и папа едут на дачу. Папа ведёт машину. На дороге пробка. Папа сворачивает на обочину и начинает объезжать. Гриша в восторге: все стоят, а они едут! И так забавно трясёт. Впереди перекрёсток. На нём папа встраивается в поток и едет дальше как все. «Пап, давай опять на обочину, классно же было». Папа: «Нельзя, на следующем перекрёстке гайцы штрафуют. Вон посмотри. Проедем их, а дальше на обочину, а терпилы пусть в пробке парятся». Гриша видит. И понимает, что папа крутой: и пробку объехал и гайцам не попался. И Гриша будет крутым, не будет терпилой.
Костя, мама и папа едут на дачу. Папа ведёт машину. На дороге пробка. Костя: «пап, а почему они едут по обочине, а мы нет?» Папа: «Во-первых, это нарушение правил дорожного движения. Обочина нужна для пешеходов, остановки или движения на повозке с лошадьми. Во-вторых, это не безопасно: если два колеса будут на асфальте, а другие два на песке или глине, машину может повести. Случится авария. В-третьих, смотри, они встраиваются перед перекрёстком. Это замедляет движение основного потока. Если бы все ехали ровно, то мы бы ехали быстрее». Костя недоволен, но всё понимает. Если все будут ехать по правилам, пробок и аварий будет меньше.
Около десяти лет.
Гриша сам пошёл в магазин. Ему дали денег на хлеб, молоко и йогурт. На сдачу можно купить что-то себе. Сдачи осталось 33 рубля, а шоколадка стоит 48 рублей. Не хватает! Но если никто не видит... Гриша уже знает где в магазине камеры. Он ловко кладёт шоколадку в карман. И незамеченным выходит из магазина. Восторг! На сдачу он купил жвачку, и даже немного осталось! И шоколадка! И не попался! Он ловкий малый!
Костя сам пошёл в магазин. Ему дали денег на хлеб, молоко и йогурт. На сдачу можно купить что-то себе. Сдачи осталось 33 рубля, а шоколадка стоит 48 рублей. Не хватает! Костя вздыхает, ладно, положу в копилку. Мысль украсть не посещает. Хотя он видел, как делают это другие дети. Он не боится наказания. Просто Костя понимает возможные последствия. Детская комната полиции. Поставят на учёт. Расстроятся родители. А если не заметят, то деньги за шоколадку вычтут из зарплаты продавца. Ему не нужна шоколадка такой ценой.
Около двенадцати лет.
Гриша идёт в парк, чтобы встретиться с друзьями. У него модные рваные джинсы с цепями. Футболка с черепом и зелёные волосы. У подъезда пожилая дама возмущается: «Это куда ты такой оборванный собрался! И волосы измазал! Наркоман проклятый! Куда родители смотрят!!!» Гриша вжимает голову в плечи. Бормочет что-то о старой дуре и уходит в парк. Возвращаясь домой поздно вечером, он яростно топчет клумбу старой грымзы.
Костя идёт в парк, чтобы встретиться с друзьями. У него модные рваные джинсы с цепями. Футболка с черепом и зелёные волосы. У подъезда пожилая дама возмущается: «Это куда ты такой оборванный собрался! И волосы измазал! Наркоман проклятый! Куда родители смотрят!!!» Костя на секунду замирает: вроде ничего не нарушил, никому не помешал. Соседку не устроил внешний вид. Это бывает. Мальчик пожал плечами и ушёл гулять в парк.
Можно продолжать и дальше, но я думаю общая идея понятна)
Вывод.
Внутреннее понимание, что лично для тебя является допустимым, а что нет формируется до 12 лет. Дальше дополнение и коррекция согласно заложенным принципам.
У Кости общий принцип: «Я соблюдаю правила и законы потому, что понимаю их пользу. Моя свобода действий заканчивается там, где начинается зона комфорта других».
У Гриши принципы такие: «делать можно всё, что хочешь, но так, чтобы не наказали».
Взгляд на жизнь как у Кости сформировать значительно сложнее. Нужно не только объяснять причины соблюдения правил, но и самим их соблюдать.
Поэтому если вы считаете негативное мнение других людей единственной причиной не ездить по обочине, не парковаться на два места сразу и не бросать обёртку от мороженного в кустик, задумайтесь не живёте ли вы по принципу: «... а то мамка наругает!»
Лига психотерапии
5.3K постов26K подписчика
Правила сообщества
Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.
Задавайте любое количество уточняющих вопросов.
Ведите диалог уважительно.
Лучшие посты Лиги
Все посты и обсуждения по датам
Онлайн сейчас и за последние сутки
Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.