А мы не так решаем в школе…

«А мы не так решаем в школе…»

Несколько раз на моей памяти мне приходилось слышать эту фразу. Сразу оговорюсь что я не про случаи, когда шестикласснику объясняются интегралы. Нет, я говорю про обыденные ситуации.


Рассказываю случай из моей практики. Ученица, 6 класс, назовем ее Катя. Проходим действия с дробями. Это тот блок заданий, который дети или любят, или ненавидят. Дается один пример на 5-10 действий и вот – решай. Это так называемые примеры на выносливость.

Я даю задание, говорю: «Решай». Ребенок мнется, начинает делать, в итоге ошибка, я оцениваю почему так произошло и объясняю, как проще сделать. Дите понимает, но всячески противится решать так, как я показала. Я в недоумении. И тут Катя мне признается, что у них в школе учительница запрещает решать не так как она показывала.

Чтобы объяснить в чем соль, скажу, о чем конкретно идет речь. Я при нахождении общего знаменателя все слагаемые загоняю под одну дробь, экономя место так сказать, да и визуально объединяя эти дроби в одну. А их учат расписывать каждую дробь отдельно повторяя этот знаменатель. И то и то верно. Но в чем загвоздка, ребенок уже оттачивает искусство работы с дробями, все основы схвачены, это не самое начало, но уже такие ограничения на него наложили.

Что было делать? Подстроилась под требования учительницы, на том и порешали. Я бы забыла об этом случае, если бы ко мне не пришел еще ученик с «6» по самостоятельной работе, хорошо им хоть отдали листики на руки. Я смотрю и понимаю, что ошибки есть, но не на 6, реальная оценка должна быть 7-8, и часть баллов снижена за нестандартный подход к задаче с подписью учительницы: «Мы не так решаем».


Да какая объясните кому разница, как Вы решаете? Мы не на конвейере. Про какие творческие задатки может идти речь, когда любой отход от стандарта воспринимается учителем в штыки.

Как позже выяснилось, дети из одной школы и учитель у них один и тот же. Теперь, как только ко мне приходит ученик из этой самой школы, который боится сделать не так как в классе и противится заходить вперед по программе, я сразу понимаю кто учитель и откуда ноги растут.


Еще случай, который меня даже рассмешил бы, если бы не был таким грустным. Девочка, 8 класс, в конце всех уравнений ставит точку с запятой; И что тут такого спросите вы? А плохо то, что учитель в ее школе если не поставить точку с запятой считал всё уравнение, решенное как неправильное. Откуда взялась точка с запятой? Просто в их учебнике так было. Т.е. преподаватель списывает все с учебника. И тут ничего такого нет, если бы потом девочка не принесла мне самостоятельную, где одно задание оценено как неверное. А она-то решила его правильно. Я зашла в решебник, а там ошибка. Вот как их учитель проверяет, оказывается.


Я принципиально не похожа на таких учителей. Я даю свободу в мыслеизложении. Первое время «мои дети» сидят в шоке и не готовы что-либо писать, в их головах не укладывается что я не ругаю за «не такой» ответ. Я всегда им озвучиваю, вот есть такой и такой способ, и еще десяток других, но вы их пока не знаете. И будет очень здорово, если вы до них сами додумаетесь. Меня волнует конечный результат, а не процесс. Конечно потом я посмотрю решению и если увижу нерациональность рассуждений ребенка, то скажу ему об этом. Если он начнет спорить: «Какая разница и так ответ верный», я соглашусь. Но на следующем уроке дам задание на время, чтобы он на своем опыте увидел, что ему не хватает времени, когда он использует нерациональный способ. Чтобы это было его решение, а не мои нотации.

В заключении, что хочу сказать, учителя, не губите потенциал детей, поощряйте нестандартное мышление, ведь все такие уникальные и априори не могут мыслить одинаково.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий

Напомнило как я впервые в жизни зауважал человека. Было это в пятом классе, когда нас наконец разлучили  с первым учителем, которую я люто ненавидел за такой подход. На уроке геометрии нам объясняли доказательство теоремы пифагора и чтобы не мучится, учительница начертила все это доказательство равнобедренными треугольниками.  И пошла по классу исправлять тот ужас, который изобразили дети. Я конечно же решил соригинальничить  изобразил не равносторонние треугольники (для доказательства этого не требовалось, простс ними доказательство выглядело интуитивно понятне). В общем я просто впал в ступор, когда она начала меня отчитывать за то, что я не могу перерисовать  доски и смог только выдавить, что в учебнике не говорится, что они равнобедренные(но наресованны блин, были именно равнобедренные). И тут произошло то, чего я тогда никак не мог ожидать. Она задумалась, признала, что я прав и извинилась. Уже пара десятилетий прошло, а я до сих пор пож впечатлением от этого.

P.s.  Ну а первая учительница как-то раз пожаловалась матери на мое поведение. Дело было в том, что весь класс дружно и весело кидался снежками в сов, а я сволочь такая пытался им мещать.

раскрыть ветку (12)
2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Теорема Пифагора - это прямоугольный треугольник и вообще восьмой класс) В пятом вообще геометрии нет, а просто математика. Вы ничего не путаете?)


А про учитель извинился, я всегда извиняюсь, если затуплю. Или если голова разболелась, то детям признаюсь что могу и потупить сегодня, мол контролируйте меня, это дополнительная проверка :D

раскрыть ветку (11)
Автор поста оценил этот комментарий

8 класс? Мы проходили геометрию с 6 класса (если не с 5-го). В 8 классе проходить треугольники как основу евклидовой геометрии это какой-то пиздец.

раскрыть ветку (9)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

А в каком году Вы закончили школу?

раскрыть ветку (8)
Автор поста оценил этот комментарий

В 2008 году закончил 11 класс.

раскрыть ветку (4)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Я в 2010 закончила 11 класс. И у нас, как и у всех уже несколько лет деление математики на алгебру и геометрию было в 7 классе.

DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

На википедии нашла. Про Россию.

Математика: 1—6 класс (в некоторых школах до 5 класса)

Алгебра: 7—11 класс (в некоторых школах с 5 класса)

Геометрия: 7—11 класс (в некоторых школах с 5 класса)

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Ну вот. Я был значит в этой "некоторой" школе аля лицей. У нас и физика то ли в 5, то ли в 6 началась. Короче, смысл в том, что программы ущербны в не некоторых школах значит. Сейчас быстрый темп роста, большие объёмы информации из всех щелей, дети тоже нетупые. Главное, чтобы и сами родители показывали им заинтересованность в учёбе. В этом проблема. Родители возглагают ответственность за это на учителей и репетиторов, хотя никто им не мешает хотя бы по 30 мин в день позаниматься вместе с учеником. Сами бы освежили память свою, а главное это пример, что вот даже я как взрослый человек не гнушаюсь подобным. Дети же впитывают подобное отношение. Если родитель не может помочь, отмазываясь, что он своё отмучался, то нах ребёнку что-то там стараться делать? Родители и виноваты в том, что их дети не успевают (естественно, не берём крайние случаи умственной отсталости).

раскрыть ветку (1)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Я тоже училась в лицее. Одном из лучших в Украине. Но туда поступление только с 8 класса. Дело не в алгебре/геометрии с 7-го, а в общей проблеме: пофигисты родители или пофигисты учителя. Или и то и другое)

Автор поста оценил этот комментарий

Вот в 2008 закончил 11 класс. Я учился, конечно, в лицее. Но один хер это пиздец. В 8-м классе азы геометрии проходить. Это выходит 2 года только для неполного среднего образования (9 классов) и сколько там уроков в неделю? Один? До какой темы с таким темпом можно успеть дойти? 

раскрыть ветку (2)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Обычно два урока) А что не азы?)

7-9 планиметрия

10-11 стереометрия

Сейчас так

Ну и понятное дело, что какая-то геометрия есть и в 5-6 классе, просто в курсе математики.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Ну так рассмотрение простейшей фигуры вроде треугольника это и есть азы любой геометрии. Практики нет вменяемой, поэтому ученикам становится скучно. Им похуй на какие-то абстрактные треугольники. Важно подчёркивать практическую значимость на конкретных примерах, а не упираться в абстракцию. Это важно на начальном этапе обучения. Ребёнок должен понимать, что он считает дроби не по фану, блять, а, например, делит торт (пирог) из разных кусков, чтобы все были не в обиде и всем было поровну. Предложите ребёнку самому разрезать так, чтобы никому не было обидно. И пр. мелочи бытовые. Клеите обои? Попросите ребёнка рассчитать количество рулонов, пусть найдёт площади стен. Пусть рассчитает напор воды, засекая время наполнения ванной, заодно высчитает примерный объём. Потом покажите как верно высчитать объём ванной. Пусть засечёт время принятия душа, пусть подумает для чего же придумали рассеиватель, пусть подсчитает примерный объём, который будет вытекать. И куча простых бытовых примеров. Разве это сложно?

1
Автор поста оценил этот комментарий

У нас теорема пифагора была в пятом. А геометрия началась с третьего. Там какая-то эксперементальная программа была, в которой изучение математики начиналось вообще с логики и алгоритмов.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку