А мы не так решаем в школе…

«А мы не так решаем в школе…»

Несколько раз на моей памяти мне приходилось слышать эту фразу. Сразу оговорюсь что я не про случаи, когда шестикласснику объясняются интегралы. Нет, я говорю про обыденные ситуации.


Рассказываю случай из моей практики. Ученица, 6 класс, назовем ее Катя. Проходим действия с дробями. Это тот блок заданий, который дети или любят, или ненавидят. Дается один пример на 5-10 действий и вот – решай. Это так называемые примеры на выносливость.

Я даю задание, говорю: «Решай». Ребенок мнется, начинает делать, в итоге ошибка, я оцениваю почему так произошло и объясняю, как проще сделать. Дите понимает, но всячески противится решать так, как я показала. Я в недоумении. И тут Катя мне признается, что у них в школе учительница запрещает решать не так как она показывала.

Чтобы объяснить в чем соль, скажу, о чем конкретно идет речь. Я при нахождении общего знаменателя все слагаемые загоняю под одну дробь, экономя место так сказать, да и визуально объединяя эти дроби в одну. А их учат расписывать каждую дробь отдельно повторяя этот знаменатель. И то и то верно. Но в чем загвоздка, ребенок уже оттачивает искусство работы с дробями, все основы схвачены, это не самое начало, но уже такие ограничения на него наложили.

Что было делать? Подстроилась под требования учительницы, на том и порешали. Я бы забыла об этом случае, если бы ко мне не пришел еще ученик с «6» по самостоятельной работе, хорошо им хоть отдали листики на руки. Я смотрю и понимаю, что ошибки есть, но не на 6, реальная оценка должна быть 7-8, и часть баллов снижена за нестандартный подход к задаче с подписью учительницы: «Мы не так решаем».


Да какая объясните кому разница, как Вы решаете? Мы не на конвейере. Про какие творческие задатки может идти речь, когда любой отход от стандарта воспринимается учителем в штыки.

Как позже выяснилось, дети из одной школы и учитель у них один и тот же. Теперь, как только ко мне приходит ученик из этой самой школы, который боится сделать не так как в классе и противится заходить вперед по программе, я сразу понимаю кто учитель и откуда ноги растут.


Еще случай, который меня даже рассмешил бы, если бы не был таким грустным. Девочка, 8 класс, в конце всех уравнений ставит точку с запятой; И что тут такого спросите вы? А плохо то, что учитель в ее школе если не поставить точку с запятой считал всё уравнение, решенное как неправильное. Откуда взялась точка с запятой? Просто в их учебнике так было. Т.е. преподаватель списывает все с учебника. И тут ничего такого нет, если бы потом девочка не принесла мне самостоятельную, где одно задание оценено как неверное. А она-то решила его правильно. Я зашла в решебник, а там ошибка. Вот как их учитель проверяет, оказывается.


Я принципиально не похожа на таких учителей. Я даю свободу в мыслеизложении. Первое время «мои дети» сидят в шоке и не готовы что-либо писать, в их головах не укладывается что я не ругаю за «не такой» ответ. Я всегда им озвучиваю, вот есть такой и такой способ, и еще десяток других, но вы их пока не знаете. И будет очень здорово, если вы до них сами додумаетесь. Меня волнует конечный результат, а не процесс. Конечно потом я посмотрю решению и если увижу нерациональность рассуждений ребенка, то скажу ему об этом. Если он начнет спорить: «Какая разница и так ответ верный», я соглашусь. Но на следующем уроке дам задание на время, чтобы он на своем опыте увидел, что ему не хватает времени, когда он использует нерациональный способ. Чтобы это было его решение, а не мои нотации.

В заключении, что хочу сказать, учителя, не губите потенциал детей, поощряйте нестандартное мышление, ведь все такие уникальные и априори не могут мыслить одинаково.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий
Меня волнует конечный результат, а не процесс.

А на калькуляторе эти дроби считаются ну очень быстро))) Может ну его нафик вручную считать?)))

Если бы ребёнок сам находил эти решения, то пожалуй я бы с вами согласился, что не важен способ решения. Но когда родители или репетиторы учат своим методам, а потом ребёнок сам не может защитить решение, то налицо банальное списание решения.


Я соглашусь, что некоторым детям не нужно мешать, если они нестандартно мыслят. Но когда ребёнок занимается с репетитором, о чём может идти речь? Явно ребёнок не успевает за школьной программой.

раскрыть ветку (3)
2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Вы не правы) На калькуляторе обычные дроби не посчитаешь, десятичные - это дааа святое дело. А как дело доходит до обычных, то все - дети в депрессии :D

Я учу стандарту, а всякие "фишечки" способный сам замечает, а слабому и незачем.

У меня немало детей сильных, кто вполне успевает все по школе. Но там родители ответственные, которые хотят чтобы ребенок, раз ему дается, решал сложнее. Я как своеобразный факультатив для него.

У меня в этом году девчонка пришла, 9 класс, скоро сдавать ДПА (аналог ОГЭ). Благо пришла летом. До меня уже был репетитор год. Ну на уровне 5 класса была. Но мотивации агонь. Сейчас лучшая в классе, на олимпиады от школы ходит. Все мои ДПА-тестики домашнии ниже 9-10 (максимум 12) уже полгода не приносит. На уроках просто горит математикой. Недавно листала нашу тетрадочку для правил, а там первая тема: "Решение линейных уравнений", 2 класс :)

Она сама в шоке, что смогла так. Впереди еще экзамен, конечно, но она уже нацелена в 11 классе ЗНО по математике брать. И такое бывает.

Мне и денег с нее брать не хочется) Вот это радость любого учителя! А так да, пришла потому что школу не тянула)

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
На калькуляторе обычные дроби не посчитаешь

Ещё как считаются)) Очень часто решение получается целое число или какая-то простая дробь, типа 1/3. Но даже если ответ получается сложная дробь, то калькулятором я всегда перепроверял решение. Небольшое читерство))

раскрыть ветку (1)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Перепроверяю и я) Но именно решить большой пример - это вряд ли.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку