А давайте-ка замутим немного практики в это томное солнечное утро

Делай раз

Рассмотрите, пожалуйста, какое-нибудь одно впечатление из прошлого.

.

Вот прямо сейчас, да.

.

.

Теперь обратите внимание на любое впечатление из своего будущего -- любое, какое чаще всего представляется.

.

(Сделайте это!)

.

.

Можно вернуться к настоящему моменту. Поосознавайте только его, не отвлекаясь, минуту или хотя бы секунд тридцать, сколько получится.

.

Правда же, это было несложно? Собственно говоря, мы с вами все время именно это и делаем, совершенно естественным образом.

Делай два

Что это вы только что видели? Вот что это было -- что конкретно вы переживали в этих трех временах?

Три цвето-звуко-тактильно-обонятельных и более или менее объемных картины, да ведь? Разной степени детализации, и, может быть, еще окрашенные эмоционально и оформленные или сопровождаемые мышлением.

Смотрите. Они были -- и в любой момент могут быть снова -- пережиты не сами по себе. Они именно вами только что пережиты, отдельным их наблюдателем-переживателем. Для вас они были доступны, вам видны. И при этом -- никому более в целом мире.

С памятью и воображением это совсем очевидно, с переживанием из т.н. сейчас это менее ясно, но тут просто надо немного подумать. Для кого-то другого прямо в это его сейчас -- вокруг никакое не утро, а вечер или день. Не солнечно, а пасмурно, не метель, а мороз или дождь, внешняя обстановка совсем другая, другие ощущения от другого тела -- ну и так далее.

Сможем ли мы признать две вещи: что индивидуальное впечатление прошлого, впечатление будущего и более сложно составленное впечатление настоящего -- переживания одного и того же континуума, ничем не отделенные друг от друга и различающиеся только степенью детализации? Проверьте это. Если да -- верно ли, что как таковые они всегда были и остаются только чьими-то, в частности, вашими?

Проверьте и убедитесь сами -- для трех этих ваших переживаний и для любых возможных других ключевой объединяющий их элемент -- это вы сами. Так или нет? Ну, без вас ведь их бы вовсе не было бы, да? Были бы какие-то другие, у кого-то другого, как и вот прямо сейчас их множество переживается, недоступных вам. Вроде так.

А теперь вернемся к нашему переживателю. К себе.

В этой непроницаемой снаружи -- и для любого внешнего наблюдателя вообще не существующей -- камере-обскуре, где бывают видны и переживаемы облако, озеро, башня и десять тысяч других вещей, есть ещё такое, типа, прозрачное отверстие, не имеющее собственных границ и пустое от любого содержимого. Называется на санскрите когда "атма", когда "джива", а когда просто [ ja ]. Обычно под этим подразумевается некая сущность, именуемая "собой", но тут проблема чисто лингвистическая: знак часто принимают за обозначаемое, особенно когда самого обозначаемого -- ни понюхать, ни пощупать, ни укусить.

В вас, переживающих сейчас эти значки и образы, нет никакой субстанции, нет никаких собственных свойств, характеристик и задач -- кроме как пропускать свет в эту Вселенную личного опыта. Хотя даже задачей это не назовешь.

Так что "делай три", если совсем честно, это ни для кого.

Как-то глупо призывать свет побыть немного светом, а не зрачком или отверстием замочной скважины в отхожее место отдельного ума. Потому что в общей на всех реальности не только индивидуального ума, но и отверстия-то этого в нём по правде говоря и нет; любое "отверстие" — это же просто отсутствие чего-либо, оформленное той или иной границей. Да и быть отсутствием, пусть даже безграничным, никак невозможно. Невозможно для того, что есть.

А вы ведь есть, верно?

Будьте.

Это всё.