- 8-лет дочери, а она сидит дома одна! Пишите жалобу на мать! – заявил отец ребенка юристу...

Явление это произошло еще в начале месяца. Я набросал по горячим следам «диалоговую» часть, а вот все остальное отложил на потом.

Медленно тянулась вторая половина пятницы, а меня нелегкая принесла в офис. Планировал на часок, но где планы, а где реальность?

Стук в дверь. Заходит мужчина лет так 35-40. Лицо знакомое…. Да, точно, встречал его по пути с чайником от мест помывки оного. Чайника, разумеется. Бродил по этажу, видимо тоже где-то здесь обитает. Имена изменены, подобраны максимально... аутентичные.

Вся надежда на вас!

- Здравствуйте! Все никак вас поймать не могу! – восклицает посетитель.

- Добрый день. Да я вроде и не скрываюсь…

- Да сколько не стучусь – закрыто!

Ну, грешен. Ну, ленив. Мне и дома бывает комфортно.

- А что случилось?

- Мне вас посоветовал Василий Такойтович. Говорит, вы выдающийся специалист в делах семейных. Юридических, разумеется. Не подумайте, что я говорю, что вы семейный гражданин… а может и семейный… Вы семейный, да? А то обижаются, кого семейным назовешь, а они… - путается в своих витиеватостях посетитель.

- И специалист, и семейный гражданин. Давайте ближе к делу, – киваю на диванчик. – Зовут вас как?

- Валерий. Эдуардович. Можно просто Валера. Фамилия такая-то. Можете и по фамилии. Как не назови – кем был тем и останусь! - заливается смехом Валера и присаживается. Выкладывает телефон. Ключи. Бумажник. Ключи прячет обратно. Снова достает. Прячет бумажник.

Вот молнией какое-то чувство дежавю промелькнуло. Альбертик примерещился… Более гротескного персонажа не бывало в моей живой практике как кажется. А тут чем-то общим… повеяло.

Нервный какой-то… то ли он. То ли я.

- Очень приятно, - представляюсь и я. – И какой у вас вопрос?

- Знаете, моя бывшая жена категорически уклоняется от своих родительских обязанностей! – изрекает Валера. – Я в данный момент готовлюсь ее привлечь к ответственности. Нужна помощь в формулировке…

- Э-э-эм… меня точно Василий Такойтович советовал? – интересуюсь я. – Он не называл мои ключевые принципы в работе?

- Называл, конечно. Отдельно подчеркнул, что вы всегда за интересы детей.

- Хорошо и верно. А в чем выражается неисполнение вашей бывшей женой своих обязанностей?

- Бросает дома ребенка и отсутствует по полдня.

Моя фантазия услужливо нарисовала неблагополучную родительницу, оставляющую ребенка лет 1-3 в формате полной самостоятельности. Без еды. Воды. Ой-ой, непорядок…

- Да, серьезно. Тут надо сигнал в опеку отправлять. А ребенку сколько?

- Второй класс! Восемь лет исполнилось… Опека не поможет, нужно сразу уполномоченному по правам ребенка писать! И в прокуратуру. Я к вам и пришел…

Я залип. Просто сижу и смотрю. В упор. Не мигая. Глаз, наверное, подергивается. Пытаюсь понять – это розыгрыш? Или тот Василий отправил этого товарища на заведомое обреченное действо?

- Удивлены? Вот и я обомлел, когда услышал! Проверял дважды – все так и есть! Ребенка со школы привезет часов в 13, домой закинет и сидит она там одна-одинешенька, до 17 или даже 18 часов! Иногда бабушка заезжает часа в 4 дня…

- А бывшая супруга ваша где все это время? Винишко пьет с подругами, как я понимаю? Или по клубам?

- Почему винишко?! Работает она…

Я, признаюсь, мысленно перекушал ухи сразу же. Тройную дозу и до несварения.

Отступим на минутку.

С какого возраста можно оставлять ребенка дома одного?

Открою для многих тайну: юридически таких требований… нет. Никаких ограничений. В ПДД разве что (пункт 12.8) оговорено, что детей младше 7 лет нельзя оставлять одних в машине в отсутствие совершеннолетних. И все. А дома – ни буквы, ни статьи.

Встречается великолепная… кхм… позиция про ст. 125 УК РФ – оставление в опасности, по которой следует квалифицировать оставление ребенка дома одного до… 14-летнего возраста. Без шуток. На серьезном выражении лица (правда лица ни разу не серьезного) некоторые юристы (!) это выдают. Иначе, мол, статья. Но забывают уточнить, что только если что-то случится… И что-то непременно страшное.

Другие юристы, еще серьезнее лицо делали, и сообщали, что при первом сигнале опека родителя, оставившего дома дитенка в возрасте менее тех 14 лет немедленно нагрянет и протоколы составит от пяток до самой макушки. 5.35 КоАП с гарантией.

Может так оно и есть в каких-то краях, но наша опека при подобном сигнале, конечно же, выедет и мать опросит. Убедится, что ребенок с едой, водой, газ отключен, спички спрятаны, а контроль за пребыванием/нахождением обеспечен присмотром соседа/камеры/звонкам каждые 5-30-55 минут и вежливо отправит жалобщика… ответ читать. За что опеке той респект и уважение.

Я предположу, что моя позиция не найдет массовой поддержки.

Но увы и ах, будучи ребенком с шилом в одном месте я вполне себе сносно находился дома один с… 5 лет. Сперва по 2-3 часа, а после отправки в школу – по той же самой схеме, которую вменяет своей «недобросовестной бывшей жене» Валера. Из школы привели и сиди себе. В частном доме. Из средств контроля – 80-летняя бабка-соседка и городской телефон.

А уж в нынешний век цивилизации, когда камера чуть-ли не в каждой кукле стоит, я вообще молчу о возможности легко и доступно сделать абсолютный аудио-визуальный контроль за ребенком при необходимости.

Поэтому ключевой критерий тут не возраст, а психологическая и поведенческая готовность.

И вся ответственность за нее ПОЛНОСТЬЮ возлагается на родителя. Если "не так все пошло" - будет родитель отвечать. Или по 5.35, или по 125 УК РФ. Тьфу-тьфу, конечно. А в законе ничего не написали.

Потому как определение возраста, когда ребенка можно оставить дома - вопрос сугубо индивидуальный и находящийся в компетенции родителя.

Дите и в 5 лет может соблюдать все вложенные в него правила, а может и в 10-12 годков при малейшем отвлечении внимания стянуть спички для последующего фейерверка. В родительской спальне. С помощью петард и продуктов жизнедеятельности песика. Вставив первое во второе. Без участия песика, конечно. Только продукта...

Это я без шуток шучу, знаю такой случай…

Родители отрока того творческого даже 9 лет спустя от оформления "в крапинку" нервно заливаются смехом. Сквозь слезы.

Вот во втором случае, конечно, дома оставлять я бы побоялся.

А так... тут не в законе возраст искать надо, а самостоятельно, на основе комплексного анализа решать самому, как родителю – готово/не готово дитятко ваше.

Но вернемся к нашему Валере…

Как показалось – хороший отец. Оказалось, что показалось…

Далее лениво раскатывать материал на диалоги, поскольку особого чтива там не было. Лишь сухой разговор.

Отец Валера на глазок неплохой. Со стороны так вообще, наверное, прекрасный. Алименты платит весьма пристойные для местности, да и в целом. 18 тысяч рублей. Сам, по соглашению. Он ИПшник, поэтому сорвать больше, пусть даже он миллион в месяц проводит, маловероятно. Это предупреждая «подать в суд, пусть платить как надо».

Со слов – помогает дополнительно, если что-то дочка просит – он покупает сам. Ребенка забирает с ночевкой 1-2 раза в месяц. Может и среди недели встретиться, прогуляться.

- Жена бывшая-то не препятствует общению? – уточняю я.

- Что? Да вы что! Она рада будет, если я буду на неделю забирать!

- А вы не предлагали?

- Нет, у меня работа. Я достаточно алиментов плачу, чтобы ребенок был под присмотром… А так она вообще рада бы дочь мне отправить. И алименты платить…

А вот тут вишенка на тортике, фишечка в омлете.

Валера уверен, что за те алименты, которые он платит, его бывшая жена должна…. С ребенком сидеть. Дома. Все время. И не работать…

Работает бывшая в одном известном мне учреждении. Государственно-муниципальном, так скажем. Примерно в курсе о зарплатах в той сфере – ну-у-у… тысяч 35 точно есть. "Вкруг" за год может и больше 40.

- А в чем угроза ребенку?

- Как это в чем? Она одна! В квартире! Сидит! – с каким-то надрывом, разве что на табуретку не вскочив, выдает Валера.

- Ну телефоны-камеры никто не отменял. Я так думаю, бывшая жена в курсе всего, что происходит в квартире… - хмыкаю я. – Вы просто драматизируете.

- Я имею право требовать абсолютной безопасности для ребенка!

- Так вы можете помочь с этой безопасностью. Я вас не понимаю. То есть у вас образованная, трудоустроенная бывшая жена. Работает. Зарабатывает на себя и ребенка. А у вас претензия – ребенок дома полдня один. И всё?! – то, что я удивлен – не сказать. – Ребенок боится чего-то?

- Что значит «и все?!» Я напомню, что плачу 18 тысяч! Да я зарплату плачу такую некоторым работникам! За работу с 8 до 18! За эти деньги бывшая могла бы и дома посидеть. Ничего бы не сталось… - возмущается Валера. – Ребенок ничего не боится, ей в кайф без контроля!

- Стоп. Вы же не ей платите эти деньги. Это деньги ребенка. Или вы готовы и жену содержать? – интересуюсь я. – Или у ребенка проблемы с успеваемостью? Или с поведением?

- С чего мне взрослую трудоспособную содержать?! – вскидывается Валера. – Нет у ребенка проблем! Но с такой мамой появятся.

Что-то у меня начинает просыпаться внутренний демон сарказма.

- Так. Еще раз стоп. А как ей и где работать?! Ну раз вы так ратуете, чтобы жена ребенку внимание уделяла - платите тогда тысяч… я не знаю – 45-50 хотя бы. Но даже в этом случае, я думаю, она дома не сядет! Вы же первый скажете, что я 50 тыщь положил – ты тоже 50 тыщь положи... Няню нанять можете.

- А может квартиру еще купить? – ухмыляется Валера. – Да, кстати, жена должна пополам вкладываться! Но я готов это простить, я плачу 18 тысяч и она занята ребенком. Дома. Постоянно!

- Не-не-не, вкладываться ПОПОЛАМ обязаны родители по ВСЕМ обязанностям. А не только по алиментам/деньгам, – подмигиваю я. – В некоторых… кхм… кругах бытует такое заблуждение, что только алименты «пополам». А на самом деле все обязанности. Закон такой…

Закон, кстати, реально такой. ст. 61 СК РФ, часть 1: Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей.

И нет никаких условий, типа "если вдруг папа в разводе что-то там". РАВНЫЕ. Все обязанности. И содержать денежкой, и за учебой следить, и за здоровьем. И НИГДЕ не написано, что мать или отец, с кем ребенок живет постоянно, отвечают за него ПО ЗАКОНУ больше. На равных.

- Что?? А как мне их исполнять?! За дочь мать отвечает!

- Это как хотите. Почему бы тогда вам дочку не забирать после школы? Вы же тут неподалеку. На работе с вами побыла бы. Где проблема? Если такие переживания… - прищуриваюсь я.

- Послушайте. Мне не надо рассказывать, что и как. Мне нужно узнать, как сформулировать опеке заявление, что ребенок находится в опасности! – раздражается Валера. – Я за этим пришел…

- Нет-нет, стоп еще раз. Я не вижу опасности для ребенка. Вообще. И в опеку я такую ерунду писать не советую. Хотите, наберу начальника? – показываю телефон. – Или инспектора *ФИО*, она по судам как раз ходит по таким делам. Ответят вам из первых рук, так сказать.

- Не надо никуда звонить! Мне нужно официальное обращение, по всей форме. Чтобы привлекли. Может, дойдет! Или на работе донесут! Я копию и на работу направлю! Там с этим строго… – краснеет Валера. – Вы можете мне помочь?

- Вам же сказали – я действую в интересах детей. Увы, я в таком случае буду ВЫНУЖДЕН проконсультироваться с опекой. Потому как вижу явные действия не в интересах ребенка, а ради того, чтобы насолить бывшей жене. И что-то мне подсказывает, что вы уже туда обращались. Все, звоню Марь Ивановне… - называю я начальника отдела и копаюсь в телефоне. Позвонить вообще не проблема.

- Прекрати я сказал!!! – вопит Валера. Видимо решив, что он мне тоже 18 тысяч за «с 8 до 18» платит.

Тут уже голос повышаю я, используя некоторые доступные для понимания обороты.

После пары фраз Валера как-то скучнеет. И смиренно выслушивает лекцию об особенностях законодательства «об оставлении ребенка одного», точнее о его отсутствии. Вам все выше уже описывал.

- За сигнал спасибо. С опекой я обязательно свяжусь, уточню – были ли обращения. Были ли проверки. Если результаты интересны – перезвоню, - завершаю я общение.

- Ничего не надо…. – мрачно изрекает Валера.

- Отлично. Тогда 1500 рублей консультация. Или структура ситуации будет использована для разбора юристами на юридических ресурсах. Тогда всё бесплатно, - улыбкой сытого аллигатора улыбаюсь я. – Без фамилии и прочих данных, конечно же. Только общая ситуация.

- Пусть используют… Мне все равно! – фыркает Валера.

- Отлично. Тогда подпись, пожалуйста, на согласии. С расшифровкой, - пододвигаю документ.

Да, я начал отбирать у «героев» публикаций согласие на «использование материалов консультации в просветительских целях». И не только для этого ресурса.

Консультацию получил, согласие дал, с порядком конфиденциальности и использования ознакомлен. А то тут просто один герой себя узнал.

Валера, что-то невнятно буркнув, отбывает.

Какая прелесть…

Я же звоню в опеку. Начальницу решил не беспокоить, инспектору звоню. Татьяна пусть будет.

Вот за что люблю провинцию – за то самое.

Захожу издалека – мол, как относитесь к тому, что 8-летний ребенок дома один. Отвечает уклончиво: зависит от обстоятельств. Давлю – а все-таки?

Опять уклоняется: смотря кто, где и как.

Рассказывает подробнее - ну, мол, если родители на работе, ребенок сыт, накормлен и в безопасности – все бывает, ничего страшного. А если где-то нетрезвые валяются, а дите без еды-воды, то…. Упс.

И, кстати, опека ОФИЦИАЛЬНО всегда будет давать ответ исходя из ситуации. Не дождетесь вы от них "да, можно оставлять" или "нет, нельзя оставлять". Проверят условия и разъяснят ответственность. Всё!

Оглашаю обстоятельство. Услышав первые вводные, Татьяна сразу интересуется – а не такой-то товарищ случайно и называет мне имя-отчество посетителя.

- Я ж по всей форме, вдруг сигнал! Но он явно у вас частный гость… - хмыкнул я. – Но предупредить обязан.

Узнаю, что «сигналил» он уже раз так 5 присылал. Выезды делали. Мать опрашивали. Условия изучали.

- Там камер в квартире 6 штук стоит! С обратной связью! Я после осмотра себе такие поставила даже… - смеется Татьяна. – Рисков не нашли.

Остальная часть диалога остается за кадром.

Потом звоню тому Василию, что мне этого гражданина прислал. Вопрос один – ЗАЧЕМ?

- Да я язык оббил уже. Он не понимает… - устало признается Вася. – Он с бабушкой до 12 лет сидел дома, его даже на пару часов не оставляли. А на улицу отпускать стали одного лет после 14. Думал, может хоть ты донесешь…

- Предупреждать надо! Не понятно - то ли донести, то ли вынести..., - фыркаю я. - С таким анамнезом не ко мне, а к более профильному психологу.

Короче – все остались довольны. Кроме Валеры. А может и он прозрел. Может надоест ходить и смешки собирать?

З.Ы. Материал предоставлен коллегой. Или не предоставлен. Или вообще не коллегой. Все имена изменены, сходство с реальными людьми… возможно, но случайно.

Источник.