5 стимпанковских книг, которые стоит экранизировать

Стимпанк — один из самых кинематографичных поджанров научной фантастики. «Метрополис» Фрица Ланга, «Ходячий замок» Хаяо Миядзаки, «Шерлок Холмс» Гая Ричи — вы безошибочно узнаете эту эстетику пара и механизмов.

5 стимпанковских книг, которые стоит экранизировать Стимпанк, Подборка, Книги, Экранизация, Длиннопост

Мы решили пофантазировать о том, какие стимпанковские книги очень хочется перенести на большой экран. Здесь будут люди-кактусы, подъем на мрачную башню, черный лед, пожирающий корабль, и арктический ретрофутуризм.

1. Уильям Гибсон, Брюс Стерлинг. «Машина различий»

«Машина различий» — первый роман стимпанка, каким мы его знаем сейчас. Сам термин «стимпанк» в 1987 году придумал фантаст Кевин Уэйн Джетер в письме журналу Locus, а современные рамки формата задали именно Уильям Гибсон и Брюс Стерлинг в 1990-м. В «Машине различий» впервые собраны все канонические стимпанковские черты. Альтернативная Европа времен промышленной революции — есть: после переворота 1831 года к власти в Англии приходят технократы, консервативная партия оказывается в опале, а индустриализация идет полным ходом. Ретрофутуристические технологии — есть: разностная машина Чарльза Бэббиджа — механический компьютер на паровом ходу, который в нашей реальности остался лишь в чертежах (именно он дал книге название). Гениальные и эксцентричные ученые, а также реальные исторические персонажи — от британского авантюриста Лоренса Олифанта до Ады Лавлейс, в девичестве Байрон, дочки того самого лорда, самой известной женщины-математика Викторианской эпохи и первой профессиональной программистки. А еще столкновение спецслужб, перестрелки и погони на паровых автомобилях. И в качестве бонуса — оригинальная эволюционная теория, согласно которой человечество развивается в результате катастроф. Собственно, череду таких судьбоносных эволюционных рывков и описывают в своем романе соавторы.

2. Чайна Мьевиль. «Вокзал Потерянных снов»

5 стимпанковских книг, которые стоит экранизировать Стимпанк, Подборка, Книги, Экранизация, Длиннопост

Нью-Кробюзон — промышленный мегаполис, отстроенный на костях древнего гиганта, павшего в незапамятные времена. Самый большой город мира, населенный людьми-кактусами и водяными, женщинами с головами в форме насекомых, разумными автоматами, паразитами и «переделанными», насильно сращенными с машинами в наказание за уголовные и политические преступления. Город, где революционное подполье тесно связано с сообществом полуголодных художников и поэтов, а нищие фабричные кварталы соседствуют с пышными виллами аристократов и преуспевающих промышленников. Магию здесь используют в конвейерном производстве, а технологии — неотъемлемая часть темных религиозных культов.

Правящие элиты, тайные и явные, плетут интриги, устраивают провокации, борются за влияние. Революционеры копят силы для вооруженного восстания. Художники ищут новые выразительные средства, чтобы как можно полнее передать красоту и ужас мира. События, которые описывает Чайна Мьевиль в «Вокзале Потерянных снов» — все эти заговоры и народные восстания, — только небольшой эпизод из тысячелетней истории города, яркий, драматичный, но отнюдь не исключительный. В этом можно убедиться, прочитав книги «Шрам» (2002) и «Железный Совет» (2004) из того же цикла.

3. Джосайя Бэнкрофт. «Восхождение Сенлина»

5 стимпанковских книг, которые стоит экранизировать Стимпанк, Подборка, Книги, Экранизация, Длиннопост

Том Сенлин, средних лет школьный учитель из провинции, отправляется в свадебное путешествие к величайшему строению в мире, главному достижению человечества — гигантской Вавилонской башне. Но приключение, о котором он мечтал всю жизнь, почти сразу оборачивается трагедией. У самого входа в башню Сенлина разлучают с его женой, и теперь он с маниакальным упорством карабкается с этажа на этаж, из одного города-государства в другое, в поисках похищенной супруги. Ему открываются темные стороны Вавилонской башни — скрытые рычаги, управляющие титаническим механизмом. Поднимаясь все выше, то и дело вмешиваясь в интриги аристократов и финансовых воротил, Том из тихого мечтательного интроверта превращается в жесткого, изобретательного бойца, готового бросить вызов древней системе, и постепенно собирает команду себе под стать.

«Восхождение Сенлина» — первая часть тетралогии Джосайи Бэнкрофта «Вавилонские книги», удачное сочетание авантюрно-приключенческой и психологической прозы с философской притчей. Стимпанком этот цикл можно назвать с натяжкой: несмотря на паровые технологии и летающие корабли, действие разворачивается вне привычных исторических и географических координат, а Вавилонская башня не имеет никакого отношения к Европе времен промышленной революции. Ненавязчивый литературоцентризм, отсылки к «Замку» Кафки и «Моби Дику» Мелвилла, «Повести о двух городах» Диккенса и «Лотерее в Вавилоне» Борхеса придают циклу отдельный шарм: не все фантасты могут похвастаться таким насыщенным культурным бэкграундом.

4. К. А. Терина. «Ыттыгыргын»

5 стимпанковских книг, которые стоит экранизировать Стимпанк, Подборка, Книги, Экранизация, Длиннопост

Мы смотрим на вещи по-разному, никто не может в одиночку разглядеть картину во всей ее полноте. Капитан британского пассажирского корабля «Бриарей», путешествующий между звездами благодаря удивительным свойствам мирового эфира, — человек, много лет назад переживший гибель своей команды. Он видит мир совсем не так, как девочка-аборигенка с планеты Наукан, что на Крайнем Севере Млечного Пути. Черный лед пробирается на борт судна, сводит с ума хитроумные парочасовые механизмы, убивает моряков. Простодушные жители заснеженного мира понимают природу этого зла лучше, чем опытные механики самой передовой земной державы, но сами не могут ничего противопоставить Большой Тьме с изнанки реальности.

В своей компактной, но ловко закрученной повести К. А. Терина (под этим псевдонимом скрывается художница и телесценаристка Катерина Бачило) показывает трагедию, которая происходит на борту «Бриарея», с двух разных точек зрения — магической и рациональной. Автор слегка подыгрывает «благородным дикарям» с Наукана: они и мудрее, и проницательнее, и к космической катастрофе подготовлены лучше высокомерных британцев со всей их паровой машинерией — эта традиция восходит к старой доброй научной фантастике 1940-х и 1950-х и сложилась за много десятилетий до появления хитрого словечка «стимпанк».

5. Филип Пулман. «Однажды на севере»

5 стимпанковских книг, которые стоит экранизировать Стимпанк, Подборка, Книги, Экранизация, Длиннопост

Цикл Филипа Пулмана «Темные начала» экранизировали не раз, но никогда полностью: то продюсеры охладевали к идее, то рейтинги не давали надежды на продолжение. Однако у повести «Однажды на севере» из сборника «Лира Белаква» есть важное преимущество перед другими книгами серии: это камерное самостоятельное произведение, не требующее дополнений (хотя и не исключающее их возможность). История в общем незамысловатая, но очень атмосферная: приполярный портовый городок, служащий перевалочным пунктом для воздушных кораблей, бронированные медведи, аборигены Арктики, суровые немногословные мужчины и их спутники-деймоны, эстетика ретрофутуризма и сдержанный квазивикторианский шарм.

Молодой воздухоплаватель из Техаса оказывается втянут в местные криминальные разборки, а по сути, проходит обряд инициации, преодолевает свои слабости и узнает о себе (а заодно и о своем деймоне) много нового, заплатив за это знание кровью. События повести охватывают лишь несколько дней и происходят вдалеке от больших городов с их соборами и университетами, что для Филипа Пулмана не совсем типично. И еще это история о людях действия, а не о носителях книжного знания, поэтому не придется тратить на подробные объяснения дорогое экранное время. Перед нами идеальная основа для динамичного фильма или мини-сериала в выразительных стимпанковских декорациях.

А какие стимпанковские романы вы бы хотели увидеть на экране?

Источник: https://www.kinopoisk.ru/media/article/4008996/

FANFANEWS

841 пост1K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Принимаются любые посты, относящиеся к теме. При сообщении новостей и при копипасте - указывайте первоисточник.