50-летие фенестрона

50-летие фенестрона Вертолет, Авиация, Юбилей, Технологии, Фенестрон, Длиннопост, От винтов!, Видео

Оказывается, месяц назад, 12 апреля 2018 года, исполнилось 50 лет с начала применения фенестрона на серийных вертолетах. Это малозаметное в общем-то событие является довольно значительной вехой в развитии технологий вертолетостроения.
И компания Airbus Helicopters, которая активно внедряет данную технологию в своих вертолетах, не оставила данное событие без внимания, выпустив так же интересный ролик в котором рассказали коротко историю развития фенестрона:

Свою историю фенестрон, изобретенный Полом Фабре и Рене Муилем, начал 12 апреля 1968 в первом полете на прототипе №2 вертолета Gazelle SA340.

50-летие фенестрона Вертолет, Авиация, Юбилей, Технологии, Фенестрон, Длиннопост, От винтов!, Видео

Первоначально идея размещения хвостового винта в кольцевом канале была разработана для обеспечения безопасности людей работающих на земле, в непосредственной близости от вертолета, и обеспечения безопасности в сложных условиях эксплуатации, таких как работа возле высоковольтных линий электропередачи и на ограниченных площадках. Снижение уровня шума фенестрона потребовало большого количества исследований, улучшений и доработок в течение нескольких поколений этой технологии.

Первоначально названный «Fenestrou», что в переводе с провансальского диалекта означает  «маленькое окно», термин превратился в известный теперь Fenestron. Впервые он был сертифицирован на Gazelle SA 341 в 1972 году, а впоследствии установлен на одномоторном первом прототипе Dauphin SA-360, первый полет которого состоялся в июне 1972 года.

50-летие фенестрона Вертолет, Авиация, Юбилей, Технологии, Фенестрон, Длиннопост, От винтов!, Видео

Затем в 1975 году были проведены испытания на семитонной Puma SA-330Z в 1975 году, которые показали что для данной весовой категории необходим ротор диаметром 1,6м с 11-ю лопастями и который потребляет настолько большую мощность, что применение фенестрона на вертолетах такого класса оказалось нецелесообразным.

50-летие фенестрона Вертолет, Авиация, Юбилей, Технологии, Фенестрон, Длиннопост, От винтов!, Видео

Второе поколение фенестрона появилось в конце 1970-х годов с ротором выполненным полностью из композитных материалов, диаметр которого увеличился на 20% по сравнению с фенестроном первого поколения на Dauphin SA-360, до 1,1м. Эти работы были проделаны для удовлетворения требований Береговой охраны США (United States Coast Guard) по созданию высокоманевренного вертолета для проведения поисково-спасательных операций. Сегодня береговая охрана США по-прежнему эксплуатирует HH-65 Dolphin различных модификаций, общий налет которых составил более 1,5 млн. часов.

50-летие фенестрона Вертолет, Авиация, Юбилей, Технологии, Фенестрон, Длиннопост, От винтов!, Видео

Исследования по улучшению фенестрона продолжились и конструкторам удалось оптимизировать форму и профиль лопастей ротора, тем самым уменьшив уровень шума на различных этапах полета. В период с 1987 по 1991 год он был успешно протестирован на Ecureuil AS350 B2, прототип которого и сегодня можно увидеть у входа в штаб-квартиру вертолетов Airbus в Мариньяне.

50-летие фенестрона Вертолет, Авиация, Юбилей, Технологии, Фенестрон, Длиннопост, От винтов!, Видео

В 1994 году фенестрон 3-го поколения был установлен на Airbus H135. Используя неравномерную расстановку лопастей ротора было достигнуто значительное уменьшение уровня шумов.

50-летие фенестрона Вертолет, Авиация, Юбилей, Технологии, Фенестрон, Длиннопост, От винтов!, Видео

В 1999 году H130 выполнил первый полет с фенестроном, спроектированным изначально по принципу неравномерного расположения лопастей ротора.

50-летие фенестрона Вертолет, Авиация, Юбилей, Технологии, Фенестрон, Длиннопост, От винтов!, Видео

В 2010 году фенестроном оснастили модель H145.

50-летие фенестрона Вертолет, Авиация, Юбилей, Технологии, Фенестрон, Длиннопост, От винтов!, Видео

50 лет спустя, новейший H160 оснастили последним и крупнейшим из когда-либо устанавливавшихся на вертолеты Airbus, фенестроном c диаметром 1,2м. Его наклон на 12°, позволил увеличить полезную нагрузку и увеличил стабильность вертолета, особенно на малых скоростях.

50-летие фенестрона Вертолет, Авиация, Юбилей, Технологии, Фенестрон, Длиннопост, От винтов!, Видео

Однако это не самый большой фенестрон которым оснащали вертолеты.
Скандально известный Boeing/Sikorsky RAH-66 Comanche был так же оснащен фенестроном, которому они дали своё название fan-in-fin (вентилятор в киле) поскольку доработали аэродинамику кольцевого канала фенестрона, что позволило снизить потребную на его привод мощность. Его диаметр 1,37м, при максимальном взлетном весе вертолета 7 896кг. Вертолет так и остался экспериментальным.

50-летие фенестрона Вертолет, Авиация, Юбилей, Технологии, Фенестрон, Длиннопост, От винтов!, Видео

И наверно самым тяжелым вертолетом оснащенным фенестроном был Ми-24А с максимальным взлетным весом в 11 тонн.
В 1975 г. на одном из опытных Ми-24 были проведены испытания фенестрона. Он не получил практического применения, так как испытания показали, что фенестрон оказывается весьма эффективным на сравнительно легких вертолетах, а на таких тяжелых аппаратах, каким являлся Ми-24, применение его нецелесообразно.
Что интересно - испытания французов на Пуме проводились в то же время и они продолжили работы на легких вертолетах, а КБ Миля отказалось от идеи дальнейшего применения фенестрона.

50-летие фенестрона Вертолет, Авиация, Юбилей, Технологии, Фенестрон, Длиннопост, От винтов!, Видео

Неожиданно эту идею подхватило КБ Камова в 1983 году, начав разработку вертолета нехарактерной для них одновинтовой схемы с применением фенестрона. Максимальный взлетный вес Ка-60 составляет  6500кг, диаметр фенестрона - 1,4м.

50-летие фенестрона Вертолет, Авиация, Юбилей, Технологии, Фенестрон, Длиннопост, От винтов!, Видео

Несколько слов о преимуществах фенестрона:
- большая безопасность для персонала на земле работающего в непосредственной близости и меньшая вероятность повреждения самого винта, поскольку он защищен кольцевым каналом.
- больший КПД за счет канала, в сравнении с открытым винтом
- меньшая потребная мощность на больших скоростях
- эффективность фенестрона выше поскольку ротор не находится аэродинамической тени от киля как это имеет место с традиционным рулевым винтом у вертолетов при наличии киля
- меньшие вибрации засчет больших оборотов и меньших размеров лопастей при их большем количестве
Ну и конечно он не лишен существенных недостатков:
- сложность конструкции, обслуживания и высокая стоимость
- большой вес

- большая потребная мощность на режимах висения

- высокочастотный шум
- большее аэродинамическое сопротивления корпуса фенестрона
- резкое увеличение потребной мощности при использовании на тяжелых вертолетах

Ну и для финала, фото механизма управления шагом лопастей фенестрона Eurocopter EC135.

50-летие фенестрона Вертолет, Авиация, Юбилей, Технологии, Фенестрон, Длиннопост, От винтов!, Видео

От винтов!

515 постов860 подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Посты по вертолетной тематике.
За оскорбления - бан. Будьте вежливы и уважайте друг друга.
Права на интеллектуальную собственность принадлежат авторам и создателям материалов, размещенных в сообществе.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
52
Автор поста оценил этот комментарий

> Впервые он был сертифицирован на Газели в 1972 году

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (13)
8
Автор поста оценил этот комментарий
мне всегда казалось, что кулеры стоят ЗА радиатором, их не разбивает мухами и камнями?
раскрыть ветку (12)
10
Автор поста оценил этот комментарий
Везде по-разному стоят, но лучше пусть кулеры разбивает, чем радиаторы.
раскрыть ветку (11)
8
Автор поста оценил этот комментарий
Я в свое время менял кулер на бмв х5 в 53 кузове. Он как раз за ноздрями. От климата, грязи, мойки закисает на раз. Замена в сборе обходилась в 2004 году в 15000, дубликатов не было.
Ну его нахуй. Дешевле радиатор раз в пятилетку заменить.
раскрыть ветку (8)
10
Автор поста оценил этот комментарий
Хорошо, что ГАЗелевские запчасти дешевле БМВ-шных.
раскрыть ветку (6)
1
Автор поста оценил этот комментарий

открою секрет- это приколхоженые. при том судя по всему не в ту сторону(лопости расчитаны на другое вращение. Мне так кажется)

раскрыть ветку (5)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Даже если так, всё-равно вентиляторы ставят как перед радиатором, так и после него. Единого стандарта нет.
раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Да вот только вращение вентиляторов должно быть в другую сторону ибо про подключении на ходу он будет сопротивляться встречному потоку воздуха т.е получится не охлаждение а нагрев. Либо форма вентилятора должна быть другой. Причем 2 предпочтительнее будет.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

т.е получится не охлаждение а нагрев

Может у него печка не работает?

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Если только термостат. Вот только термостат стоит 300-350 а пара вентиляторов тысячи 3-4 минимум. Даже Б/у около 1500. Не экономичный какой то...

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Спиздил где-нибудь вентиляторы.
Автор поста оценил этот комментарий
Да неее. Меняется он относительно легко. Заменители появились к 2009 году точно. оригинал на 2009й год стоил 17-19 тр, проблема в том, что вентилятор там с "мозгами" платой, которая плохо защищена и начинает глючить примерно после 5 лет эксплуатации.
3
Автор поста оценил этот комментарий
лучше сетку стальную перед радиатором поставить. Особенно актуально для современного автопрома, где ради дизайнерских прихотей в решетку бампера спокойно ладонь пролезает. 
2
Автор поста оценил этот комментарий

Лучше пусть ничего не разбивает

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку