17 июня. Выпуск трактора СТЗ-15/30, символа коллективизации Советского Союза
В середине 1920-х годов Советский Союз столкнулся с катастрофической нехваткой сельхозтехники: при потребности в 50 000 тракторов собственное производство едва достигало 1 500 единиц в год, а импорт разорял бюджет. Идея Владимира Ленина о «ста тысячах тракторов для крестьянина» казалась утопией, пока в 1925 году Феликс Дзержинский не предложил радикальное решение построить специализированный завод-гигант. После жарких споров о месте строительства выбор пал на Сталинград: ключевую роль сыграли близость к металлургическим комбинатам «Красный Октябрь» и «Баррикады», Волжский транспортный коридор и возможность получать уральский чугун.
Строительство Сталинградского тракторного завода
Проект доверили американскому архитектору Альберту Кауну, чья фирма спроектировала завод в Детройте, после чего разобрала его и перевезла чертежи в СССР. Руководство строительством поручили инженеру Джону Калдеру, который привез в степь команду из 200 американских специалистов. Работы начались в июле 1926 года на пустынном берегу Волги в 14 км от города. Стройка шла в условиях острого дефицита: не хватало экскаваторов, поэтому котлованы копали лопатами, не хватало квалифицированных рабочих - их заменили 7 000 комсомольцев-энтузиастов. К весне 1930 года, несмотря на голод, холод и 70% текучку кадров, основные корпуса были готовы, хотя оборудование прибыло лишь на 25%.
Выпуск первого трактора
17 июня 1930 года, ровно в 15:00, под аплодисменты тысяч рабочих первый трактор СТЗ-1 (позже переименованный в СТЗ-15/30) съехал с конвейера. Это была точная копия американского McCormick Deering 15-30 с 31.5-сильным керосиновым двигателем, способным тянуть трехкорпусной плуг со скоростью до 7.4 км/ч. Сборка велась практически вручную: советские цеха еще не работали, поэтому трактор собрали из привезенных деталей, а раму изготовили кустарно в ремонтной мастерской.
На митинге у цеха выступил «всесоюзный староста» Михаил Калинин: «Мы построили этот завод, чтобы вывести русскую деревню из нищеты!». Но праздник омрачился казусом: во время демонстрации трактор заглох. Механикам потребовался час, чтобы устранить неполадку, после чего машина проехала по территории завода, а затем отправилась в Москву - для участия в параде на Красной площади.
Последствия
Уже через месяц завод выдавал 144 трактора в сутки, а к 1940 году выпустил половину всех тракторов СССР (232 700 штук), полностью ликвидировав зависимость от импорта. Конструкция СТЗ-15/30 оказалась настолько удачной, что его 20-летнее производство (включая харьковскую версию СХТЗ) достигло 390 500 экземпляров, став «рабочей лошадкой» колхозов и символом коллективизации.
Но главное последствие - технологический рывок. В 1937 году завод перешел на гусеничные тракторы СТЗ-3, получившие «Гран-при» на Всемирной выставке в Париже. А в 1940-м, освоив производство танков Т-34, СТЗ превратился в «арсенал Победы» даже в сентябре 1942-го, когда бои шли в цехах, рабочие ремонтировали технику для обороны Сталинграда.
Первый трактор, ныне хранящийся в Музее современной истории России, стал не просто машиной - он воплотил переход от аграрной страны к индустриальной державе. Руины завода сегодня напоминают о цене этого скачка, но и о том, как за 4 года в голой степи вырос символ эпохи, чей конвейер определил судьбу целого столетия.
P.S Подписывайтесь, чтобы всегда быть в курсе интересных событий, произошедших в мировой истории за сегодняшний день. Ваша поддержка очень важна!
Лига историков
18.3K постов54K подписчика
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения