Небольшое вступление. Что меня побудило на такое ненормальное велопутешествие.
ВАЖНАЯ пометка. я буду неоднократно говорить что маршрут «МСК-СПБ», хотя по факту я не доехал до СПБ. но проехал большую часть маршрута. Позже — будет понятно. (но я планирую добить)
В прошлом году, московская «Стрелка» анонсировала веломаршрут «москва-петербург», длинной в 1100+км. Маршрут проходит разными дорогами, обходя напряженные магистрали. Все это было интересно, и — упало в копилку. Но, попытки «погуглить» что же есть про этот маршрут привели к неплохому фильму про старый Петербуржский тракт — старую дорогу, ведущую от столицы Петербурга в Москву. Да, первый «описатель» был Радищев :) Фильм, конечно с первых пяти минут меня знатно бомбанул, но после просмотра я старательно нашел все точки. Советую посмотреть — фильм действительно интересный.
В общем, сама мысль проехать такой маршрут — лежала в голове почти полгода, потихоньку наполняя свою карту маршрутными точками.
Зачем Я поехал. По маршруту тракта, но наоборот? нет. Хотелось посмотреть. как меняется страна по пути из Москвы в Петербург. Что такое Тверь и Валдай. Чем отличается Москва от Петербурга. Увидеть самому лично, почувствовать дорогу. Лично, самому, а не сидя в мягком кресле. Почему велосипед? потому что автомобиля нет. И мало что можно увидеть и почувствовать сидя в железной коробке.
Ну и сама мысль, поехать из Петербурга в Москву, чтобы поехать из Москвы в Петербург — показалась мне интересной.
Мой маршрут вышел в 880км. По расчетам своих сил 6-7 дней. Режим — полуавтономки. Т.е. я беру палатку, спальник, готовку, запас еды «кронидова» и сублиматы. Из покупок на маршруте — вода в основном плюс по мелочи. Все это было взграмаждено на вел. Да, мой старый Форвард Квадро с аморт-вилкой. И совсем не какой-нибудь модный туринг гревел. Снаряжение перебиралось, утрясалось почти месяц. Под это путешествие были закуплены гермобаулы, сделано крепление баулов на вилку. и т.п. и т.д. Обзоры на почти все снаряжение — есть в отдельном плейлисте у меня на канале, так что расписывать долго не буду. Единственное НО — я все таки отказался от сумки на руль, поскольку там висело два подсумка для бутылок и поясная сумка провела всю дорогу на поясе, а не на руле.
Собственно переходим к путешествию. Вам же это интересно? ;)
Самое первое — это доехать до Москвы. Как? поезд. Вот тут я потратил еще пару дней выбирая поезд. Купе, плацкарт, скорый…. в каждом есть свои особенности и свои сложности. Решил целить на «сапсан». Четыре часа — и ты в точке назначения. Наслушался (начитался) обзоров и решил все сделать по уму…. вот только человек (Арсению привет!), который писал как провезти велосипед из Москвы вез его пустой… и из Москвы.
Для начала входные «вокзальщики» из охраны потребовали снять все сумки. вообще все. Включая внутрирамную. Что вообще никогда и нигде не требовали. Так что пришлось шнуровку распутывать, по мешку кидать на ленту, протаскивать вел и всю эту кучу опять собирать. Чтобы найти место где разобрать и упаковать вел и сумки. Все с расчетом что это ВСЕ тащить буду сам. Руль снять и прикрутить к раме. снять переднее колесо. Снять крепления для баулов. Баулы и небольшие сумки — убрать в большой тонкий рюкзак. Раму велосипеда, с прикрученным колесом и рулем — замотать пленкой. И получить более-менее транспортабельную кучу, которую можно хоть как-то везти на колесе. И пройти вторую линию контроля. Пакет на заднее колесо — с собой.
Вы думаете это все понадобилось? НЕТ. потому что то место, куда я планировал занять уже было занято, но велосипед влез в место для багажа. это раз. ну и второе — другой человек в другом вагоне просто поставил велосипед там, убрав руль и сняв колесо. Не упаковывая его в пленку и пакеты.
Все. сел. можно отдыхать. Получив бесплатные наушники и листая каталог продукции, продвигаемую «сапсаном»…
Москва. Небыстрая (потеря часа) сборка велосипеда. на вокзале, потому что выходить на улицу в принципе не хотелось. В планах — найти какой-нибудь ларек и купить воду. Вот только в Москве НЕТ ЛАРЬКОВ. во всяком случае я их не видел или находил уж сильно позже… Но удалось найти небольшие магазинчики, у которых можно было бросать вел, чтобы купить воду.
Шоковая терапия началась сразу же.
Мало людей и автомобилей. После Петербурга — тут РЕАЛЬНО мало людей и автомобилей (!!!!!) Нет центральной площади, забитой такси, парковками и толп людей. Да, места возможно больше… но ТОТАЛЬНОГО непроходимого ада — нет.
Широкие проспекты. И разметка. и все едут по полосам. Не ныряют, крутят и перестраиваются. Заняли полосу — и поехали. Проехать на желтый? нет. Обогнать чтобы встать впереди всех? нет.
Никто не пытается проехать через велополосу или на ней встать. или повернуть через тебя. обогнать чтобы повернуть? нет. парковки — около велополосы. И парковочные места имеют специальные закругления разметки, так что обзор никак не закрывается. И стоят текстовые знаки «пропусти велосипед» наравне с «перейти пешком». И велосветофоры располагаются так что их ВИДНО!!! и они понимаемые. И даже есть велоперекрестки (!) Карл, это оказывается можно сделать видным и понятным!!! А не как в СПБ, где между одной и второй будет по 200-500метров или не будет понятно где и как перестроится.
А вот самих велосипедистов я почти не увидел. Нет, у них есть курьеры. но это не питерские разномастные самокаты, яндексы, деливери и т.п. Тут курьеры носятся на одинаковых (!) электровелосипедах (!) с номерами (!). Впрочем, ездят они часто как в СПБ — быстро, реактивно с левыми поворотами…
Что будет в СПб если есть широкая дорога? будет гарантированная парковка у дороги. что будет если есть парковочный карман «вдоль проезжей»? будут стоять ёлочкой. а если парковка ёлочкой? значит будут стоять еще на пару мест больше. Тут это не работает. тут этого нет. встал плохо — чпок. заехал на ограничения кармана — чпок. пока я проехал через центр я видел трех или четырех инспекторов, которые методично проходили парковки и выписывали плохо стоящим штрафы. черт, КАРЛ, я даже не видел особо стоящих на «аварийке»!!!!!!! И это все на широких дорогах, которые бы в СПБ гарантированно забили бы стоящими «мне надо». Черт, у них тут даже «увлажняют» асфальт! не моют напорами воды, а именно охлаждают, чтобы его не деформировало от жары и не подымалась пыль.
Ладно, добрались до вида небоскребов. постояли, посмотрели. Красиво. Необычно.
Нужно выбираться на следующую точку. «Ждун». вот тут я ошибся. задал условия не «кротчайший» а «сбалансированный». Но более того, мне не хотелось обратно возвращаться обратно, так что я сознательно залез поглубже в Фили и уже оттуда стал искать маршрут….
Навигатором у меня выступал OSMand+. да, платный. но позволяет держать оффлайн-карты (и это очень хорошо). В режиме навигатора он весьма четко говорит про повороты, перестроения, искусственные неровности (!)… но иногда может выдать фразу «держитесь правее, через 100метров поверните плавно направо, держитесь левее». В общем, я крайне рекомендую (может даже сделаю мини-обзор).
Видимо новый ЖК. И создана большая площадка для отдыха. от лазалок до велодромов и т.п. Не классические типовые домики с песочницами — а полноценные комплексы ! Будь такие в СПБ — ребенок бы проводил на них все время, даже не думая сидеть в телефоне. Потому что места много. Для всех. а не только участки игр для 3-4 -летних детей и — все. И жителям есть где посидеть, походить с коляской. Не уезжая куда-нибудь подальше и не бродя с колясками вдоль загазованных шоссе.
Общественный транспорт. Его тут много. Нет, в СПБ его конечно тоже много. У нас есть белые автобусы, желтые автобусы, синие автобусы, маршрутки… тут просто — синие автобусы. все. все абсолютно ОДИНАКОВЫЕ. БЕЗ РЕКЛАМЫ! и БЕЗ маршруток!!! И их МНОГО.
Нет, конечно я нашел странную узкую велодорожку…. Но опять же она сделана относительно тротуара другим покрытием!!!
Помните я говорил про «сбалансированный» маршрут? он меня затащил в какой-то лес. И если это вначале были просто горки с подъемами, то после это после уже самый настоящий лес, с грунтовками, тропами, пролезанием через завалы и т.п.
И когда навигатор тебе в этом момент говорил «плавно поверните налево», это воспринимается как легкое издевательство. Впрочем, от переполняющих эмоций и недостатка общения я стал разговаривать с навигатором. «да, дорогая, конечно дорогая…. откуда ты знаешь, дорогая? ты сдурела, дорогая???? какого хрена, дорогая, тут нет дороги???»
Ладно, ладно. вылезли к Старому Крюково. То ли это пригород, то ли район города. В общем, как Пушкин в Петербурге. По метке нашел «Ждуна». Спасибо пикабу на наводку, которая добавило мне лишнюю точку интереса. Он собственно был второй «точкой» в пределах Москвы.
Он есть, он существует! Отсюда — уже выбираться в сторону шоссе. М10. Задача — максимально далеко уехать от города.
ехать как бы…можно. Тут я еще старался ехать по полосе обочины, не сваливаясь на грунтовку. Это позволило держать скорость. Поток машин к счастью был средним, в основном автомобильный и плотный, так что особого дискомфорта — не было. Просто городской «питерский» трафик. Ничего страшного. Да, иногда обочина расширялась или скорости менялись — но лишний раз уточню — особого страшного дискомфорта — не было (позже поясню почему). Были моменты ремонта дорог, но — проезжаемо. Вот действительно, но трафик на шоссе М10 от Москвы — это как какой-нибудь средний спокойный день на Невском или Каменноостровском. Только еще грузовики.
Тем временем время сильно подходило к закату. А значит нужно было искать место ночевки. Тут я допустил самую большую свою ошибку. Я не спланировал точки отдыха. Моя надежда что я проеду более 100-120 км за город торжественно ожидаемо провалилась. с учетом городских потерь по времени и трафику — такая дистанция — слишком фантастическая. так что вышло около 80км. следовательно — искать отдых пришлось «по местности». Просто нашел какой-то поселок, у которого было озеро и …полез туда искать место. Где-то прорываясь через кусты, обходя заросли, торчащие палки борщевика… на краю какого-то поля у меня уже сдали нервы от усталости. Просто уже ничего не хотелось. Так что развернулся просто на какой-то площадке, прямо на заросшем поле. чуть-ли не по диагонали, криво и косо, почти сваливаясь в канаву. лишь бы — переночевать. (фото от утра) Полночи я слушал сверчков, рубку дров, лай собак, пролетающие самолеты, шум шоссе и т.п. Просто тяжелая моральная усталость плюс необычность для стойкого городского жителя.
ночная запись.
Ночные мысли
Экстрим и ...дебелизм. Самоуверенность "я могу". Я же ролики насмотрелся, я же интернет почитал, я же умный!!! ХренуТамС.
Ломануться соло "в одну морду" за экстримом , на длинную дистанцию в несколько дней. Без подготовки, "в омут головой"... Как это называется? Дебелизм. Экстриму на старости лет захотелось. Чего-нибудь нового. Уверенность что если есть спальник, коврик, палатка и все-все-все, навьюченное на вел, по имени "динозавр", то все сможешь. Шас. Трицератопс покрылся росой и лежит в траве. Палатка стоит криво, спать на выбранном месте - нереально. Прокрустово ложе с тайским массажем " сырой землёй". И ковриком-да. Шум насекомых, шум дороги, летающие теги птиц, и разворачивающихся петли самолётов. В пору включать "дожить до рассвета". Экстрим заказывали? Получите. Распишитесь.
Покатушка за интересными местами к ночи превращается в манию "где упасть, чтоб не страшно". Прожжённому городскому жителю, привыкшему к соседской ругани, шуму бытовой техники, визгу покрышек на дороге... Необычно. Ощущения сумбурные. Этакий сурвайвл. Новые ощущения, вырванному из "зоны комфорта". С корнем. Хотел чтоб как на ютубчике? Держи. Проверь себя. Ты же этого хотел? Вот. Все тебе , одному. Без чьей-то помощи, советов. Только ты, природа , и что взял с собой. Пробуй.
Мысли после первого дня:
самая частая фраза «а что, ТАК МОЖНО было???» причем это касалось всего. от дорог до дорожек. от парков, скверов, парковок и переходов. Мне попадались нормальные подземные переходы с скатами , а не просто тупо профилями для ската. И надземные переходы, в которых проще сломать ногу, чем перейти дорогу. Здесь почему-то не кажется что много машин. Потому что они едут, а не стоят, занимая место и создавая визуальную картинку железного засилия. Даже в дворах есть четкая разметка для поворотов и разворотов пожарной техники. в отличии от СПБ где любое пустое пространство обязательно займут, чтобы оставить автомобиль. Тут гораздо больше перекрестков с фазами «все зеленые для пешеходов». Но они сделаны на небольших перекрестках с слабым автомобильным трафиком и вообще короткими фазами. Тут внезапно много и часто ходит транспорта. и он воспринимается именно как один единый транспорт, а не разносортица, непонятным образом захватившая город. Питеру, нужно учится как делать и — делать, а не пытаться постоянно что-то оптимизировать и улучшить с целью экономии. Тем более что это приводит чаще всего к более плачевному результату. и наконец-то занять более жесткую сторону к жителям, которые пытаются любыми способами мешать остальным. Да и вообще браться за генеральную чистку и очистку. Москва кажется более чистым визуально городом. в отличии от засранности в СПб.
Питер после москвы воспринимается как сильно забитый людьми город. плотно забитый как кильки в банку. Много и плотно запихано в ограниченное пространство. Причем — совершенно добровольно с полным разрешением и одобрением «сверху». Словно в какой-то коммуналке, с забитыми мусором коридорами, заставленными полками и наклеенными наклейками. Когда каждый микрогазончик выглядит «с своим колоритом». Как винегрет, в который добавили колбасу, крабовые палочки и изюм. Просто потому что кто-то любит изюм.
Да, в Москве очень сложные развязки. Огромные перекрестки с запутанным движением. Да, это приходится учитывать. Но даже большие перекрестки и дороги имеют разметку. видимую, понятную! а не вечно стертую или восстановленную «когда-нибудь». Может потому что там следят за дорогой не доводя их до неминуемого ремонта?
Итог: 88км, общее время: 09:19,чистое — 05:45.
Следующая часть — День 02. Бросок До Твери.