Ответ на пост «Наш семейный мем, или что ожидает художников на Пикабу»
Для ЛЛ: успокаиваю художницу, которой на пикабу сказали, что у нее картины плохие.
Вы знаете, мне тоже ваши картины не нравятся. Но вы их писали не для того, чтобы они понравились мне. Мне вот еще Матисс не нравится. И Шагал. И Пикассо. И чо? А кому-то не нравятся мои фотографии, мои статьи и книги, моя игра на гитаре. Может быть и вам не понравятся. Опять же: и чо?
Пока вы варитесь в собственном котле, ваши друзья, родные, близкие, окружение в общем - круг небольшой. Как только вы его увеличиваете, сразу находятся люди, которым не нравится то, что вы делаете. А среди них - те, кто вам об этом скажет. А среди последних - те, кто скажет об этом грубо.
Написал я пост. Он неожиданно взлетел и набрал тысяч десять. Примерно 5% оценок - отрицательные. Это, между прочим, нормальное статистическое соотношение, две сигмы. Некоторые из этих людей свое негативное отношение высказали. Некоторые из высказавших - грубо. Мнемонически можно иметь в виду, что один пишет, 10 комментируют, 100 молча читают. То есть несколько человек закономерно плевались в меня калом.
И чем заметнее то, что вы делаете, тем больше дебилов будут до вас докапываться. Процентно их останется примерно столько же, а вот количественно... Если в аудитории из 20 человек такого не встретится ни одного, из сотни наберется парочка, то из тысячи вы получите целый пучок неадекватной критики.
Это ничего не говорит о качестве поста, картины, статьи, книги, игры, фотографии, танца, да чего угодно. Это всего лишь проявление статистической закономерности. При этом важно понимать, что по чисто психологическим причинам люди чаще склонны высказывать недовольство, чем наоборот. То есть при (допустим) равном количестве одобрений и неодобрений, вторых вы услышите больше.
Вопрос адекватной критики от авторитетных людей стоит отдельно.
Второй интересный момент - состав выборки и целевая аудитория. Пикабу почти не делит публику по социальным группам и слоям. То есть вы предъявляете свое творчество всем, включая тех, кто вообще не знает, что такое картина маслом и что написал Брюллов. Поэтому релевантность и оценок и отзывов - так себе. Да и репрезентативность тоже.
Поэтому и плюсы и минусы на пикабу не годятся для определения качества вашего труда и тем более для модификации самооценки. Простыми словами: ваше мировоззрение не должно зависеть от впечатлений случайного анонима с развлекательного сервиса.
И последнее: взлетает то, что ново, просто и впечатляет. Все три фактора специфичны для культурного бэкграунда. Поэтому сделать так, чтобы взлетело для всех или хотя бы для большинства - неимоверно сложно и большая редкость. Стоит чуть промахнуться хотя бы мимо своей эпохи - и все, и мимо, и ван Гог, продавший за свою жизнь две картины.
Рембрандт, например, сделал новую, простую и крутую штуку: ввел в картины свет как действующее лицо, персонаж. В свое время он был таким же революционером, как в свое же время Дали. Дали, кстати, тоже ввел простую, новую и крутую штуку: нереальные образы в академической технике. А вот Одилон Редон, который, на мой взгляд, круче Дали, не взлетел. Сами догадайтесь, почему.
К чем я это все... Данте Алигьери (между прочим, тоже очень вовремя выступил на подходящую ЦА) сказал: Segui il tuo corso, e lascia dir le genti.
"Иди своим путем, и пусть болтают, что хотят".