133

Ответ на пост «Не того парня: как в Китае артисты расплачиваются за высказывания против страны»

Изначально это был просто комментарий, но меня попросили оформить его отдельно. Собственно, оформляю.

Элиту должен кормить народ. Если музыканту, писателю или режиссёру выделяют деньги из налогов, это не нормально в принципе. А народ вполне может проголосовать рублём. Если кто-то открыто говорит, что все представители его народа так себе, но на него ходят - вопрос к самооценке этих потребителей. Это раз.

Два. Люди имеют право на любое мнение. Оно ничего не значит, пока за мнением не следует действие. И даже действие не имеет значения, если не противоречит чётким законам.

Три. Если законы оперируют размытыми формулировками и применяются выборочно, то это очень плохие законы, потому что они из инструмента контроля и наказания становятся инструментом устрашения.

Четыре. Родина не равно государственный строй. Когда они приравниваются и критика запрещается, наступает диктатура.

Пять. Автора нет в произведении. У человека могут быть ужасные взгляды, но если они не отражены в произведении, то нужно наказывать человека, а не его работу. Если инженер выскажется неверно и плохо, значит ли это, что нужно отказаться от его разработок? Если строитель сделает так же, то нужно ли разрушить построенные им дома?

Шесть. Если мы видим, что весь вклад человека может разрушить одна фраза, то мы будем молчать в страхе. Любая ситуация будет замалчиваться, потому что люди будут бояться, что какой-то гибкий закон и толпа оголтелых борцов за истину их уничтожит. В итоге мы получим беззубое пустое искусство.

Семь. Попытки всё упростить до принципа "неверное слово - отмена" являются инструментом управления стадом. Даются простые и понятные характеристики врагов, простые истины, простое разделение хорошо/плохо. Это в прошлом порождало хунвейбинов и гитлерюгентов, анекдоты шёпотом, плановую пустую литературу и т.д. Ничего хорошего в этом нет.

Восемь. Пока высшие чиновники не следят за языками, и за это просто занимают другую должность, пока за коррупцию наказания являются только фарсом, пока кумовство работает на всех уровнях, пока обещания не выполняются без всяких последствий, но при этом нам постоянно создают оттдушины для ненависти и образы врага, система работать не будет.

Так что всё намного сложнее, и если мы не видим этих процессов, то получаем тёмную действительность, где личность отдельного человека ничего не стоит. Я просто не хочу жить в таком мире, хоть и понимаю, что этот процесс идёт по всей земле. И с каждым днём всё становится только хуже.

Ссылка на сам комментарий: #comment_298054556

Показать полностью
1930

Не того парня: как в Китае артисты расплачиваются за высказывания против страны

О спорах вокруг заукраинского режиссёра «Мастера и Маргариты»

Серный запах обязан был витать над очередной экранизацией «Мастера и Маргариты». Только проделками сатаны и можно объяснить выделение Минкультом огромной суммы режиссёру Локшину. Тому самому, который открыто желает поражения России и уподобляет её нац**ой Германии.
Ладно бы только щедрое финансирование, его можно списать на то, что деньги были выданы до СВО. Но как быть с тем, что фильм не лишён прокатного удостоверения и вовсю демонстрируется в кинотеатрах?
И вот тут к запаху серы начинает примешиваться аромат ещё одной субстанции.
Больше всего по шовчику потянуло от деятелей киноиндустрии и её обслуги. С чувством превосходства профессионалов над обывателями начали раздаваться голоса: что вы, мол, детский сад тут устроили своим возмущением, вот докопались; да знаете ли вы, как оно всё у нас устроено, кино – вещь долгоиграющая; вложены большие деньги, над проектом работали сотни людей; вопросы надо не режиссёру, а продюсеру задавать; отстаньте от Минкультуры – оно денег давало на кино, а не Локшину.
Ну вы поняли логику. Раз «уплочено», то и не поделать теперь ничего. А кто против, тот «обидчивый» и ничего не понимает в мире шоу-бизнеса.
Как человек, живущий и работающий в КНР вот уже два десятка лет, позволю себе удивиться таким рассуждениям. Возможно, отечественные киноделы и сценаристы не в курсе, но в Китае тоже есть киноиндустрия и шоу-бизнес, а деньги туда вкладываются такие, что нашему Фонду кино и не снились.
И финансы свои китайцы считать умеют хорошо. Но суммы вложений – не единственная разница между Китаем и нашей страной. Незримо, но весьма ощутимо в Поднебесной присутствует ещё одно вложение в культуру – чувство уважения к своей стране и людям. И оно стоит дороже любых денег.
Можно вспомнить, как печально закончил карьеру один популярный, но недалёкий китайский актёр, сделавший во время турпоездки радостное селфи возле японского храма, где воздаются почести военным преступникам. Не только он сам остался без участия в любых дальнейших съёмках, но и все фильмы с его ролями были сняты с проката. В которые, даже не сомневайтесь, были вложены приличные средства.
А с «сотнями людей», которые работали над фильмами, незадачливому лицедею предоставлено право разбираться самостоятельно. Полезно будет ему послушать мнение каждого, кого он подставил. Кино – действительно «долгоиграющая вещь», и играть теперь в эту игру любитель провокаций будет, скорее всего, до конца своих лет.
Вопреки анекдоту про «очередное китайское предупреждение» реакция властей на плевки публичных людей в сторону народа и государства всегда следует жёсткая и однозначная.
Популярный шанхайский комик Ли Хаоши, выступавший под псевдонимом House, решил на очередном выступлении пройтись по тонкому льду и поведал о своих двух собаках. История была такова: подобранная им пара бродячих собак, которых он дрессировал, оказалась способной, и когда животные гонялись в парке за белкой, они проявили себя показательно. «Вели себя так, что мне вспомнились слова: «обладая образцовым поведением, способны побеждать».
Тонкий лёд громко треснул – скандал разразился нешуточный. И дело вовсе не в том, как ошибочно писали многие СМИ, включая российские, что комик спародировал известное в Китае высказывание Си Цзиньпина о том, что «Народно-освободительная армия должна быть верной партии, быть способной побеждать и обладать образцовым поведением».
В этом номере была замаскирована насмешка не только над НОАК, но, что гораздо хуже, над китайскими воинами-добровольцами, героями и участниками корейской войны, семидесятилетнюю годовщину которой как раз отмечали. Разбивая американскую армию и её союзников, китайские подразделения испытывали сильные проблемы со снабжением и воевали впроголодь, добывая себе еду охотой на белок.
Так что знающие историю китайцы истинную подоплёку «шутки» считали мгновенно. В своей традиционной манере «не соврёшь – не проживёшь» агентство Bloomberg известило: «Комик был отстранён от работы после того, как вызвал гнев ярых онлайн-националистов». Мою жену-китаянку, отказавшуюся навсегда от просмотров выступлений Ли, это определение изрядно повеселило – действительно, кто ж не знает, что ярые националисты склонны к международным бракам.
Одним народным презрением и отстранением «шутника» от выступлений дело не ограничилось. Помните стенания наших кинопрохиндеев о «вложенных деньгах» и «что теперь поделать»? Китайцы проблему вложенных не в того парня средств решили без причитаний, подойдя к проблеме эффективно и практично. А именно вкатили огромные штрафы всем причастным к оскорблению военнослужащих своей страны.
Не могу удержаться и не привести цифры расплаты за глум над армией. Первая сумма – 1 325 381 юань, заработанный горе-комиком на выступлениях, где звучала «шутка». Власти потребовали вернуть эти деньги в казну в качестве штрафа.
Но это была лишь «разминка» перед настоящим предупреждением о недопустимости подобных высказываний. Следующий штраф в 13 353 816 юаней обязали выплатить компанию Shanghai Xiaoguo Culture, в которой трудился языком юморист Ли. Это больше 160 миллионов рублей.
Никакие запоздалые извинения и сожаления о «неудачных метафорах» не помогли. Управление культуры и туризма было непреклонно: «Непозволительно задевать чувства народа к солдатам».
Китайского любителя вставить шпильку в камуфлированный армейский бок ожидают нелёгкие времена – дорога в шоу-бизнес ему навсегда заказана, а компания свои потерянные деньги с него потребует. Бывшему артисту придётся хорошо попотеть чернорабочим на фабрике или уборщиком в фастфуде.
И это, господа отечественные околокиношники, не «детский сад», а чувство достоинства на уровне государства.
Вполне себе взрослое чувство. Не грех и нам у соседей поучиться.


Вадим Чекунов

https://absatz.media/mneniya/62417-ne-togo-parnya-kak-v-kita...

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!