vano48

На Пикабу
поставил 258 плюсов и 207 минусов
Награды:
5 лет на Пикабу
948 рейтинг 12 подписчиков 2 подписки 4 поста 4 в горячем

Центролит

Все снимки сделаны в 2005-2008 годах.

Центролит Центролит, Урбанфото, Дестрой, Липецк, Завод, Длиннопост
Центролит Центролит, Урбанфото, Дестрой, Липецк, Завод, Длиннопост
Центролит Центролит, Урбанфото, Дестрой, Липецк, Завод, Длиннопост
Центролит Центролит, Урбанфото, Дестрой, Липецк, Завод, Длиннопост
Центролит Центролит, Урбанфото, Дестрой, Липецк, Завод, Длиннопост
Центролит Центролит, Урбанфото, Дестрой, Липецк, Завод, Длиннопост
Центролит Центролит, Урбанфото, Дестрой, Липецк, Завод, Длиннопост
Центролит Центролит, Урбанфото, Дестрой, Липецк, Завод, Длиннопост
Центролит Центролит, Урбанфото, Дестрой, Липецк, Завод, Длиннопост
Центролит Центролит, Урбанфото, Дестрой, Липецк, Завод, Длиннопост
Центролит Центролит, Урбанфото, Дестрой, Липецк, Завод, Длиннопост
Центролит Центролит, Урбанфото, Дестрой, Липецк, Завод, Длиннопост
Центролит Центролит, Урбанфото, Дестрой, Липецк, Завод, Длиннопост
Центролит Центролит, Урбанфото, Дестрой, Липецк, Завод, Длиннопост
Центролит Центролит, Урбанфото, Дестрой, Липецк, Завод, Длиннопост
Центролит Центролит, Урбанфото, Дестрой, Липецк, Завод, Длиннопост
Показать полностью 15

Бяки, или Гурьевские каменоломни

Бяки - каменоломня в Тульской области, общая протяженность ходов которой оценивается разными источниками в 40-180 километров. Более или менее приличный ознакомительный маршрут займет около 8 часов, и за это время вы осмотрите только основные ходы и достопримечательности. Сколько времени нужно провести под землей для полного знакомства с системой - мне неведомо. Может быть, месяц. А может быть, год.
Бяки, или Гурьевские каменоломни Подземелье, Гурьевские каменоломни, Каменоломни, Длиннопост

Сначала - техника безопасности.


В Бяках нечего делать без подробной карты и умения по ней ориентироваться. В лучшем случае вы потопчетесь у входа и выберетесь наружу, не солоно хлебавши. В худшем случае у вас могут случиться Приключения. Не надо пытаться заменить карту натянутой от входа ниточкой: так поступать в Бяках не принято, да и расстояния не те. Не исключено, что в какой-то момент вас окликнут совершенно не знакомые люди и отдадут аккуратно смотанный клубок с наилучшими пожеланиями. Что хотите - то и делайте потом с этим клубком.


Обретя карту и обучившись ориентированию под землей, уже можно рискнуть. Но помните: ни солнца, ни звезд, ни сигнала со спутников GPS под землей нет. Ходы извилистые, дальше 10 метров редко когда видно, и сориентироваться "по рельефу" не получится. Внезапно может оказаться, что ориентируетесь вы все-таки плохо. А если, вдобавок к этому, окажется, что кто-то в вашей группе подвержен клаустрофобии, внезапно этому человеку станет по-настоящему худо, и он настоятельно попросит об экстренной эвакуации? Первый раз идти надо с опытным инструктором.


Одежда должна быть такая, которую ВООБЩЕ не жалко. Вероятно, она будет полностью вымазана глиной и порвана, но это зависит от проводника и маршрута. Резиновые сапоги не нужны: воды в системе почти нет, а какая есть - сосредоточена, в основном, в одной части системы. Температура под землей круглый год +8...+10 градусов по Цельсию при относительной влажности около 100%, в любое время суток. В движении это тепло, на стоянке - холодно, на подземной ночевке - просто скандинавский ад. Одевайтесь "по погоде".


Наколенники не помешают, так же как и перчатки. Голову обязательно надо защитить - либо каской, либо плотной шерстяной шапкой. Я хожу в шапке: она хорошо защищает от ударов по касательной и не добавляет хозяину высоты, хоть и не защитит от лобового удара. От падения массивной глыбы с потолка не защитит ни то, ни другое. Кстати, о глыбах: старайтесь как можно меньше прикасаться к чему бы то ни было, кроме пола пещеры. Особенно не советую ковыряться в потолке, это откровенно плохая идея!


Под землю нельзя идти в период таяния снега и затяжных дождей плюс некоторое время после, особенно с первых проталин до середины июня. Чем больше воды просачивается сквозь землю, тем выше вероятность обвалов. Впрочем, этой осенью обвал главного хода в районе произошел без особой воды, просто несколько тонн камня рухнули с потолка и перегородили выход из системы (не знаю, насколько плотно, поскольку в разборе завала не участвовал).


Да, ходить под землю опасно для жизни. Примерно так же опасно, как переходить улицу на зеленый сигнал светофора. Думайте сами, решайте сами.


Идти в систему с одним фонарем нельзя. Минимум два, но лучше три. Один налобный основной (чтобы не занимал руки), два любых других про запас. Плюс батарейки. Потому что, если фонарь погаснет, под землей будет не просто темно, а совершенно, стопроцентно, выколи-глаза темно. Шансы выйти из Бяк на ощупь равны нулю.


Многих интересует, как в Бяках обстоят дела с туалетом. Большую нужду желательно вынести на поверхность, малую можно справить в любом ответвлении, желательно в угол. На "ночной" (под землей это очень относительное понятие) стоянке постарайтесь не опорожняться ближе 30 метров от стоянки, потому что духан будет стоять крепкий. Но недолго: обычно через несколько суток моча полностью выветривается. С калом дела обстоят хуже. Намного хуже. Пожалуйста, НЕ СРИТЕ ПОД ЗЕМЛЕЙ!!!


Звук под землей - штука очень относительная. В прямых и широких штреках слышно далеко, в кривых и узких крик уже через 10 метров никто не услышит. Ребристые поверхности и относительно мягкий камень - примерно по тому же принципу строят акустические комнаты. Потерявшись, покричите немного для очистки совести, но не рвите горло слишком сильно: это бесполезно. Идите куда-нибудь, выбирая на каждой развилке более натоптанный ход, выискивая пикеты и указатели на выход. Пикеты (номера на стенах, встречаются обычно на перекрестках) помогут найтись на карте, если она есть (а она должна быть). Стрелки укажут непосредственно на выход, но наличие стрелок еще не означает, что до выхода можно добежать за 15 минут. Знак "Т" тоже указывает на выход, как дорожный знак "Тупик" указывает на тупик - поперечной палкой. Эти знаки могут сильно выручить в критической ситуации, но рассчитывать на них с самого начала не советую!


На этом фото все три знака указывают на выход.

Бяки, или Гурьевские каменоломни Подземелье, Гурьевские каменоломни, Каменоломни, Длиннопост

Нет, Бяки не поразят вас ничем особенным. Штреки достаточно однообразны, как по "пейзажам", так и по сечению. Просто километры, километры и километры ходов, разбавленные небольшими залами, развилками, стоянками. Основное разнообразие вносят старые обвалы и вскрытые штреками карстовые трещины, по которым можно полазить в вертикальном направлении. Средняя высота потолков - примерно 1.6 метра, поэтому большую часть времени вы будете двигаться согнувшись. Иногда удастся распрямиться и дать спине отдохнуть, иногда придется опуститься на четвереньки. Шкуродеры тоже присутствуют, в том числе и достаточно жесткие, но не на магистральных ходах. Трещины уходят вверх и вниз на 7-10 метров.


Если идете под землю с рюкзаком - советую подвесить его на задницу, сомкнув грудные стяжки вокруг пояса. Или нести его в правой руке, опирающейся на поясницу. Потому что рюкзак, размещенный на спине, выпьет из вас всю кровь. Но лучше рассовать все добро по карманам и обойтись вовсе без рюкзака. Больше полулитра воды вам вряд ли понадобится, покушать можно и на поверхности. При заходе с ночевкой сначала идите на стоянку и разгрузитесь, потом гуляйте радиалки налегке.

Бяки, или Гурьевские каменоломни Подземелье, Гурьевские каменоломни, Каменоломни, Длиннопост
Бяки, или Гурьевские каменоломни Подземелье, Гурьевские каменоломни, Каменоломни, Длиннопост
Бяки, или Гурьевские каменоломни Подземелье, Гурьевские каменоломни, Каменоломни, Длиннопост
Бяки, или Гурьевские каменоломни Подземелье, Гурьевские каменоломни, Каменоломни, Длиннопост
Бяки, или Гурьевские каменоломни Подземелье, Гурьевские каменоломни, Каменоломни, Длиннопост
Бяки, или Гурьевские каменоломни Подземелье, Гурьевские каменоломни, Каменоломни, Длиннопост
Бяки, или Гурьевские каменоломни Подземелье, Гурьевские каменоломни, Каменоломни, Длиннопост
Дальняя северо-западная часть системы затоплена (на карте подписано "H20"). Если фонарь позволяет - попробуйте подсветить воду изнутри, высокое содержание солей кальция дает интересный эффект. Вода считается питьевой, но вообще в этих гротах купаются, так что смотрите сами, пить ее или не пить. Или кипятить.
Бяки, или Гурьевские каменоломни Подземелье, Гурьевские каменоломни, Каменоломни, Длиннопост
В стенах и потолках можно найти много всего окаменелого. Но, напоминаю, ковырять все это не следует!
Бяки, или Гурьевские каменоломни Подземелье, Гурьевские каменоломни, Каменоломни, Длиннопост
Выход из Музея в сторону Белой системы частично забит глиной, которую потихоньку давит сверху сквозь трещину. Наверное, если спелеолухи перестанут шастать через этот ход, его совсем затянет мало-помалу. Но поток спелеолухов не иссякает, и лаз не зарастает. Там же, в музее, можно насладиться поделками из этой самой глины, расставленными по полу и по стенам. Жаль, что какой-то озабоченный Громозека спер все наиболее пикантные поделки, которые здорово разряжали (местами вычурную) обстановку Музея. Надеюсь, этот человек применяет их строго по назначению в тишине своей одинокой квартиры.
Бяки, или Гурьевские каменоломни Подземелье, Гурьевские каменоломни, Каменоломни, Длиннопост
В Бяках много атмосферных надписей и рисунков (особенно мне нравится "В ХХ-XXI веках я здесь был"), но еще больше тупых и неуместных. Поэтому, если не уверены в своих силах - пишите лучше фонарем.
Бяки, или Гурьевские каменоломни Подземелье, Гурьевские каменоломни, Каменоломни, Длиннопост

Стоянки в Бяках - это отдельная тема. Многие оборудованы в забоях, действовавших до самого конца. В таких отсутствует забутовка, стены представляют собой чистые сколы основной породы.

Бяки, или Гурьевские каменоломни Подземелье, Гурьевские каменоломни, Каменоломни, Длиннопост

Вообще, гуляя по Бякам, можно узнать о работе каменоломни очень многое, просто внимательно осматриваясь. Не буду писать сюда свои домыслы, которые накопились за время, которое я провел в системе, чтобы не опростоволоситься перед Лигой Геологов (страшные люди!), вместо этого рекомендую осмотреться самостоятельно. Именно осмотреться, а не пробежать по маршруту галопом, задыхаясь и падая, собирая головой неровности потолка. Много интересного гарантирую!


К сожалению, у меня (пока?) нет стремных фоток из наиболее злачных мест системы, поэтому список достопримечательностей будет голословным. И да, внимательнее с выбором одежды! Никаких ремней, и чем меньше шкур на теле - тем лучше. Перед прохождением очередного "аттракциона" лучше вообще немного подраздеться, если темп движения не заставил снять все лишнее еще на марше. Заднего хода в шкуродерах нет: назвался груздем - ползи только вперед. Задравшаяся подмышками одежда не даст передумать. Если стало страшно и захотелось орать - успокойся, замри, дыши. Жди, когда отпустит. Отпустило - неспеша ползи вперед.


"Трёшка" считается самым злым шкуродером системы. Из штрека выходим в карстовую трещину, поднимаемся по скользким, вымазанным глиной камням примерно на 6-метровую высоту. Осторожно: внизу валуны, падать неудобно. Видим в стене узкое отверстие, осторожно заталкиваемся внутрь. Прямые руки строго перед собой: как ввинтитесь, так и поползёте, лаз слишком узкий, и руками пошевелить особо не получится. Первые метры самые тяжелые: ход идет немного вверх, в ребра впиваются камни и принесенная каким-то умником якорная цепь (!!!), толкаться приходится ступнями ног и кистями рук. 3-метровый наклонный лаз занимает у меня около 10 минут. В конце - небольшая камера, в которой можно со второй-третьей попытки развернуться (там достаточно тесно, со всех сторон каменный монолит, но есть трещины, в которые можно сунуть мешающиеся конечности). Развернулись - и тем же путем назад, но вниз уже проще. Стараемся не вывалиться из выходного отверстия, и не теряем бдительности на спуске. Если нет уверенности в том, куда ставите ногу - попросите кого-нибудь из группы помочь советом, или даже подставить плечо.


Если вы рискнули идти в Бяки в одиночку, не советую проходить Трёшку. Случись что - придется ждать помощи мучительно долго, и укрыть вас от холода будет некому. Слышал историю об одном теле, которое грохнулось с Трешки на валуны в пьяном угаре (правда, в составе большой группы). Вопреки всем законам физики и здравого смысла, тело полежало, хохотнуло и пошло дальше своим ходом. Повторять подобный трюк не советую никому!


"Молочный шкуродер" начинается от Распредлока - это узкая щель, первая налево, если вы вошли в Распредлок со стороны поверхности. Сначала тесный (но шире Трёшки, можно немного помогать себе локтями) шкуродер идет чуть вниз, потом поворачивает чуть вверх. Пара метров - и вы в относительно просторном гроте, можно подняться на ноги. Чем дальше, тем ниже грот, постепенно приходится опуститься на четвереньки. Под ногами хлюпает грязь - не столько молочная река, сколько кисельный берег все-таки. За новым сужением - еще одно небольшое расширение, где хватит места, чтобы только развернуться.


Трёшка и Молочный шкуродер считаются квалификационными испытаниями на звание спелеолуха. Пройдя эти два шкуродера, можете написать что-нибудь на стене. Только, ради бога, не "Здесь был Вася" и не "Мухосранск 2017"!!!


"Мокрая Зайка" - карстовая трещина на пути из Музея в Белую систему. Высокий и узкий разлом, по стенам которого круглый год сочится вода. Пройти Зайку придется обязательно, если не хотите познакомиться с Бяками на уровне беременного ребенка, потому что самое интересное начинается именно за Зайкой! А именно:


Лаз "Камикадзе" - придется проползти через старый обвал. Валуны полностью завалили штрек, но пролезть между ними можно. Старайтесь при этом как можно меньше хвататься за все подряд: эти валуны никто не закреплял, и нет никаких гарантий, что именно вы не станете их первой жертвой.


Лаз "Калибр" - метров через 20 после Камикадзе ищите узкий лаз справа по курсу. Он приведет в небольшой зал, слева от входа в который увидите вертикальную щель, немного расходящуюся кверху, сантиметров 20 в самой широкой части. Это и есть Калибр. Проходится Калибр боком (правым боком вниз, чтобы поддерживать себя более сильной рукой). Самое сложное - протолкнуть грудную клетку, человеку средней комплекции придется выдохнуть и поерзать "червячком", одновременно стараясь держать корпус как можно выше (если расслабиться и сползти вниз, совсем задушит). Если ребра прошли - остальное тоже проскочит. Пустите вперед самого маленького и идите строго по росту. Калибр стоит на боковом ответвлении от главного хода и не обязателен к прохождению.


"Адские Врата" - карстовая трещина, которая, в отличие от всех прочих в системе, уходит не только вверх, но и конкретно вниз. Дна Адских Врат я не видел: до провала придется пройти по тесной трещине метров 6, и чем дальше, тем круче вниз. Можно погулять и по верхнему горизонту Врат, там "предусмотрен" выступ для прогулок. Но тоже тесно, и еще более высоко. В любом случае, Адские Врата гарантируют адреналин. Постарайтесь не сорваться, потому что застрять в падении в вертикальной трещине, на глубине 30+ метров под землей - это... Ну его нафиг, в общем.


"Лестница в небо" - сложный разлом, двумя рукавами восходящий в разные стороны от своего основания. Почти не хоженное место, "для эстетов". Внутри рыхло и грязно, можно подняться метров на 7-10, особенно по левому рукаву. Правый меньше.


"Затерянный мир" - пожалуй, самый интересный забой из всех, которые я видел. Имеет смысл заглянуть, если интересуетесь трудом каменотеса.


"Три батарейки" - совершенно невзрачный пикет, интерес представляет дорога к нему со стороны Музея Белой. Если вам надоели прямые тоннели с протоптанной тропинкой на полу, попробуйте пройти с 545 или 544 пикета на пикет 555 (а лучше пройдите оба варианта). Зрелища массивных относительно свежих обвалов, шкуродеры и карстовые трещины никого не оставят равнодушным. Дальше "Трех батареек" в сторону выхода на поверхность ходить не советую: этот участок системы плохо пикетирован, туннели подвержены обвалам и серьезно замусорены колотым камнем. Ориентироваться сложно, попасть в неприятности легко, это тот самый случай, когда прямая дорога ведет навстречу Приключениям. Но если хочется настоящего рубилова, этот участок - то, что вы ищете. Ходы настолько свежи и нетронуты, что в одном из шкуродеров мне на спину как-то упал небольшой, но увесистый камень (да, разумеется, я обосрался, но сейчас не об этом).


"Красные собаки" - отдельная, самая суровая часть системы. Название происходит от внешнего вида тех, кто из нее обычно вываливается. Я там еще не был. Каждый раз собираюсь туда "в следующий раз уж точно!!1", но до сих пор не решился. Но в следующий раз - уж точно, и с фотками!!1


Главная проблема фотографии в Бяках - это грязь. Выходя из Бяк после нормального замеса, вы будете вытряхивать грязь в буквальном смысле из трусов. Камера, телефон, кошелек и документы (если не рискнете оставить все это в машине) тоже будут покрыты глиной снаружи и изнутри. Желательно иметь пылевлагозащищенную камеру, но почему-то такие аппараты не имеют ручного режима, совершенно необходимого под землей. Я обычно хожу без фотоаппарата, но если будет интерес к теме - ближе к концу лета сделаю еще один пост, с "очковыми" фотками описанных достопримечательностей и не только.

Бяки, или Гурьевские каменоломни Подземелье, Гурьевские каменоломни, Каменоломни, Длиннопост
Показать полностью 15

Подмосковный Silent Hill

Многие знают, что франшиза Silent Hill основана на истории реального американского шахтерского городка Centralia. В результате халатности, в антрацитовых шахтах под городом начался пожар, потушить который не удалось. В течение десятилетий подземный огонь набирал силу, пока угарный газ на улицах и провалы земли под ногами не вынудили горожан покинуть Централию. Сейчас город практически пуст и разрушен до основания, огненное пекло под городом по-прежнему пылает, по разным оценкам пожар продлится еще от 100 до 1000 лет. В интернетах немало интересных и подробных пересказов этой истории с фотографиями, я же хочу рассказать о другом.


Намного меньше людей слышали о поселке Центральный Милославского района Рязанской области. Это один из множества центров добычи бурого угля Подмосковного угольного бассейна, далеко не самый крупный, но атмосферный, связанный своим именем с американским городом-"побратимом". А отчасти - лишь отчасти! - и судьбой.

Подмосковный Silent Hill Путешествие по России, Заброшенное, Шахта, Рязанская область, Длиннопост

Подмосковный каменноугольный бассейн наиболее активно разрабатывался в годы Великой Отечественной Войны и сразу после нее, в 1940-1960 годах. Немецкая оккупация Донбасса и послевоенная разруха вынуждали искать топливо под Москвой, пусть низкого качества, но доступное. В результате шахты открывались одна за другой, полукочевое население разоренной страны, сорванное с насиженных мест, тянулось к работе и оседало в спешно отстраивавшихся шахтерских поселках.


Подмосковный уголь откровенно плох. "Зольность 31%" на практике означает "ведро угля сжигаешь - ведро золы выгребаешь". "Высокая обводненность угольных пластов" означает, что насосы откачивают воду из шахт круглосуточно, и стоит только остановить их - как шахта заполняется водой и постепенно оседает, поскольку угольные пласты окружены рыхлыми осадочными породами, которые очень плохо держат свод даже в сухом состоянии. Добавьте сюда еще высокое содержание серы, которая после сгорания соединяется с водой и дает смесь сернистой и серной кислот. Но в те тяжелые годы деваться было некуда, и в топки летел даже торф.


Упадок Подмосковного угольного бассейна начался с поступлением дешевых углеводородов из Сибири. Мазут горит намного чище, а нефть добывается и транспортируется проще, не говоря уже о природном газе. Шахты начали закрываться одна за другой, заполнялись водой и постепенно оседали. Рабочие места схлопывались, кто-то смог уехать, кто-то нет. Последние шахты Подмосковного бассайна были закрыты уже в нулевых. На данный момент уголь еще ковыряют кое-где открытым способом, но промышленная добыча полностью прекращена. Наземные шахтные постройки разобраны до основания на чермет и кирпич, подземные обрушились, оставив кое-где провалы на поверхности. Сейчас на месте некогда оживленного угледобывающего района можно увидеть лишь одряхлевшие поселки да огромные отвалы пустой породы - терриконы, состоящие из песчано-глиняной смеси разных цветов от бежевого до красного, угольной пыли, древесных обломков, с попадающимися изредка шахтерским мусором: кусками сапогов, противогазов, фарфоровых изоляторов и сгнившего железа.

Подмосковный Silent Hill Путешествие по России, Заброшенное, Шахта, Рязанская область, Длиннопост
Подмосковный Silent Hill Путешествие по России, Заброшенное, Шахта, Рязанская область, Длиннопост
Подмосковный Silent Hill Путешествие по России, Заброшенное, Шахта, Рязанская область, Длиннопост
Подмосковный Silent Hill Путешествие по России, Заброшенное, Шахта, Рязанская область, Длиннопост
Подмосковный Silent Hill Путешествие по России, Заброшенное, Шахта, Рязанская область, Длиннопост
Подмосковный Silent Hill Путешествие по России, Заброшенное, Шахта, Рязанская область, Длиннопост
Железо (тросы, гвозди, железнодорожные костыли) в грунте терриконов за 30-50 лет окислились почти полностью. Часто найденную "железку" можно сломать в руках пополам - и не найти внутри ни грамма железа.
Подмосковный Silent Hill Путешествие по России, Заброшенное, Шахта, Рязанская область, Длиннопост
Пустая, "мертвая" порода терриконов размывается дождями и талой водой. Там, где она оседает, ничего не растет, а что росло - умирает.
Подмосковный Silent Hill Путешествие по России, Заброшенное, Шахта, Рязанская область, Длиннопост
Подмосковный Silent Hill Путешествие по России, Заброшенное, Шахта, Рязанская область, Длиннопост

Почти к каждой шахте вела отдельная железнодорожная ветка. Рельсы давно уже сняты и проданы в чермет, шпал тоже не найти, но насыпи еще долго будут видны.

Подмосковный Silent Hill Путешествие по России, Заброшенное, Шахта, Рязанская область, Длиннопост
Возле многих терриконов видны глубокие, относительно молодые овраги. Их промыла откачиваемая из-под земли вода, день за днем, год за годом.
Подмосковный Silent Hill Путешествие по России, Заброшенное, Шахта, Рязанская область, Длиннопост
Тот самый уголь, больше похожий на слежавшийся навоз.
Подмосковный Silent Hill Путешествие по России, Заброшенное, Шахта, Рязанская область, Длиннопост
Поселки, не нашедшие себе нового занятия после закрытия шахт, сейчас выглядят печально. Если учесть, что многие поселки строились вокруг шахт и только ради шахт, масштаб депрессии становится очевиден.
Подмосковный Silent Hill Путешествие по России, Заброшенное, Шахта, Рязанская область, Длиннопост

ДК поселка Центральный. Обычный ДК в стиле сталинского ампира. Один из таких ДК еще во времена существования Советского Союза посещал и Ваш покорный слуга, правда, мало что помнит из тех времен. Только огромные лакированные шахматы, чьи фигуры надо было переставлять двумя руками (или мне просто так казалось, в силу малости лет?), да странный запах - то ли ковров, то ли лака... И широченные перила. "Архитектурные излишества", которые даже в конце 1980-х все еще впечатляли.


ДК не безопасен для посещения. Не знаю, стоит ли он сейчас вообще, или рухнул под собственным весом. Какие-то "умельцы" подергали тросами стальные перекрытия из оконных и дверных проемов, массивные стены пошли трещинами. Внутри полный хаос, но дух той страны, которая в период послевоенной разрухи находила в себе силы строить космодромы и Дворцы Культуры, в 2013 году все еще витал под разодранной крышей. Быть может, витает и сейчас.

Подмосковный Silent Hill Путешествие по России, Заброшенное, Шахта, Рязанская область, Длиннопост
Подмосковный Silent Hill Путешествие по России, Заброшенное, Шахта, Рязанская область, Длиннопост
Подмосковный Silent Hill Путешествие по России, Заброшенное, Шахта, Рязанская область, Длиннопост

"А как же подземный пожар?" - спросите вы. Не совсем подземные, должен признаться... Но были пожары, и не раз.


Дело в том, что террикон, помимо пустой породы, содержит в себе немало угля, который либо не соответствует требуемому качеству, либо слишком обильно замешан с глиной и песком. Такой уголь выбрасывается как пустая порода. Террикон отсыпается слоями, и по мере того, как продвигаются подземные работы, слои идут то беднее, то богаче углем. А потом, рано или поздно, террикон загорается, и огонь уходит внутрь насыпи. Последние новости о горящих терриконах Новомосковска я слышал в начале нулевых. Такой пожар - штука неприятная для всех окрестных поселений, даже если держаться от него на почтительном расстоянии.


После войны терриконы тоже время от времени горели. Шахтеры получали свою норму угля железно, а вот те, кто на шахте не работал (продавцы, учителя) - должен был сам озаботиться топливом для готовки и зимнего отопления. В основном уголь брали на терриконах, где он считался ничейным и свободно растаскивался по домам, в основном детьми, которым заняться после школы все равно особо нечем. Моя бабушка тоже таскала уголь, и было ей тогда лет 10.


Когда уголь горит под землей, дым тонкими струйками выходит на поверхность через трещины. А на месте сгоревшего угля образуются пустоты, и указать очаг горения по дыму можно только очень и очень примерно. Особенно если тебе 10 лет... В общем, моя бабушка провалилась в пекло по пояс. Закричала, остальные дети быстро выдернули ее - резиновые сапоги расплавились, штаны сгорели до колен. По счастью, шахтный медпункт находился здесь же, ожоги оказались неглубокими и были быстро обработаны.


Возможно, кто-то из читателей скажет, что заголовок слишком пафосный, а пост слабоват. Нет ни жертвоприношений, ни проклятых местных жителей (хотя это как посмотреть), ни Пирамидоголового. Но кое-что все-таки было.


В ноябре 2012 года я закончил очередную "экспедицию" по Милославскому району, выехав из поселка Центральный уже в полной темноте. Бумажная 2-километровка пообещала мне (относительно) прямую дорогу с Чулково на трассу М6, минуя Скопин. Навигатора у меня тогда не было, я нашел нужный поворот и поехал по асфальту в направлении трассы. В какой-то момент стало понятно, что дорога ведет меня не туда, куда обещала карта, но уточнить свое местоположение не удавалось: улицы были совершенно пустыми, таблички с названиями населенных пунктов отсутствовали. Я ехал по темной дороге, то через поселки, то через поля, не встречая ни людей, ни машин, всматриваясь в ночь и совершенно не представляя, где нахожусь. Так продолжалось минут 20, я уже потерял счет времени и поворотам. В какой-то момент удалось обнаружить местного жителя, к которому я и обратился с волновавшим меня вопросом о моем местоположении, и ответ меня по-настоящему напугал: "Поселок Центральный".


Ехать в Милославский район рекомендую в самом начале весны, когда снег уже растаял и земля просохла, но трава еще только начинает пробиваться, а листьев на деревьях нет (за городом снег тает заметно позже, чем в городе!). Это самое депрессивное время года, идеально подходящее по настроению и краскам. К тому же прибитая снегом сухая трава не скрывает старых железнодорожных насыпей, разъездов, грунтовых дорог и остатков шахтных строений. Конец октября и ноябрь тоже очень хороши, особенно первые заморозки без снега, когда можно не бояться грязи. Не обещаю ничего особенного, но атмосферность - гарантирую. Осторожно с дорожным покрытием: оно в Милославском районе оставляет желать много лучшего. Все терриконы отлично видны со спутника, и маршрут несложно проложить самостоятельно, но я со своей стороны рекомендую следующие точки:


53°37′50″N, 39°32′30″E

53°38′51″N, 39°36′50″E

53°38′51″N, 39°36′50″E (здесь при некотором везении найдете на уровне земли трубу, ведущую прямо в ад - не упустите возможность бросить в нее камень и насладиться невероятными звуками)

53°40′32″N, 39°37′38″E (улица Мира обрывается прямо в парк несколькими ступенями, будьте осторожны за рулем)

53°41′07″N, 39°34′07″E


Приятного путешествия!

Подмосковный Silent Hill Путешествие по России, Заброшенное, Шахта, Рязанская область, Длиннопост
Показать полностью 18

Ока как Ока. Липецк - Кольский - Липецк. Дважды

Это не похвальбы пост. Просто хватит сидеть на диване!
Ока как Ока. Липецк - Кольский - Липецк. Дважды Авто, Ока, Путешествие по России, Мурманск, Кольский полуостров, Длиннопост

Почему Кольский? Совершенно случайно. В 2013 году 2000-километровых поездок мне показалось мало. Как раз узнал, что один из друзей едет на Renault Duster в Мурманскую область, и я вписался вторым водителем. Поездка выдалась скомканной, и я не увидел в дороге никаких особых ужасов, каких не видела бы моя Ока в родной Липецкой области. Поэтому через год посадил жену в нашу Оку, и в путь. И еще раз в 2016. Один экипаж из двух человек, больше никого. С собой комплект инструмента, необходимый минимум запчастей, провода для "прикуривания", еда на 2 недели (вот это напрасно, в Мурманске прекрасные и не дорогие магазины, в том числе круглосуточные), вода на 5 суток, по 2 теплых комплекта одежды и полная смена белья на 2 недели. Ручная лебедка, разные по длине тросы (до 20 метров), шаклы, лопата, топор, резиновые сапоги. Палатка, спальники, газовое оборудование - почти полная автономка.


Теоретически в такие поездки надо отправляться на заряженном внедорожнике. Практически же на 150 километров горных дорог и бездорожья пришлось 6500 км асфальта. Да, Ока хреново тянет в гору, особенно груженая под завязку, часто буксует своим моноприводом и безнадежно нуждается в пониженной передаче. Да, клиренс 165 маловат для горных дорог (особенно когда от него остается 130). Но передо мной стоял выбор: копить/брать кредит, или сесть и поехать. Я выбрал второе, и ни разу не пожалел.


Режим движения свободный: где устал - там поспал. Где захотел - там помылся. Жене грел газом "баню" в отдельной палатке, сам больше мылся в открытых водоемах. Средний расход топлива по трассе на скорости 110 км/ч составил 5.5 литров на сотню, в общем за поездку - примерно 5.9 на сотню. При загрузке около 380 кг, включая меня с женой. Максимальный суточный пробег - 1300 км по трассе. Общий пробег за обе поездки - 13000 км, из них около 250 км реальной жести. Машине 12 лет, пробег 150к. По-настоящему серьезных поломок в дороге не было, за обе поездки (суммарно 13000+ км):


1. Тосол ушел через треснувший шланг, дважды. Вибрация очень способствует. Полевой ремонт своими силами, нужны только нож, отвертка и тосол.

2. Взрыв расширительного бачка, когда я уснул при прогреве мотора (ночевка в машине). Движение на воде 300 км до цивилизации, полевой ремонт своими силами. Двигатель не пострадал.

3. Лопнул сварной шов на задней балке, развал ушел за грань разумного. Движение своим ходом до дома (3000 км).

4. Прогорел выпускной клапан одного из двух цилиндров, компрессия упала с 14 до 4. Движение своим ходом до дома, на высоких оборотах даже не заметно (3000 км).

5. Рассыпался передний правый ступичный подшипник (пробег всего 2000 км, как раз заменил и обкатал перед поезкой). Замена в случайном автосервисе Ярославля (привет тебе, мудила криворукий! Шаровую опору надо все-таки прикручивать, а не наживлять).

6. Постоянная течь тосола из района радиатора всю вторую поездку, несмотря на попытку замены шланга. Как оказалось, треснул сам радиатор. Просто доливал тосол, около 10 литров на всю дорогу.

7. Бесчисленное количество отломанных, оторванных, отбитых и лопнувших мелочей, которые на скорость не влияют.


А теперь фоточки!

Ока как Ока. Липецк - Кольский - Липецк. Дважды Авто, Ока, Путешествие по России, Мурманск, Кольский полуостров, Длиннопост
Спуск с батареи Поночевного к памятнику в ее честь. Мы нормально едем, остановились только ради фото. Краска царапается? Не знаю, на этой машине давно уже не понятно, царапается она или нет =)
Ока как Ока. Липецк - Кольский - Липецк. Дважды Авто, Ока, Путешествие по России, Мурманск, Кольский полуостров, Длиннопост
Такие места проходятся осторожно, на тормозах или прижигая сцепление. Но сперва остановка, обход по периметру, осмотр с разных сторон. Не стыдно подложить камней или подбросить грунта, если страшно. Впрочем, как ни бережешься - все равно рано или поздно получишь по первое число, и не один раз. Так что если поддон картера двигателя хрупкий - вообще лучше не лезть, машина может превратиться в тыкву за 5 минут. У меня поддон мягкий, железный, уже после первой поездки стал похож на котлету, но масло по камням ни разу не расплескал. Бензобак ничем не лучше, порогов вообще больше нет. Да и не надо =)
Ока как Ока. Липецк - Кольский - Липецк. Дважды Авто, Ока, Путешествие по России, Мурманск, Кольский полуостров, Длиннопост
Округая галька разошлась под колесами, и машина буквально рухнула подрамником на камни. Западный берег п-ова Средний, на заднем плане бухта Малая Волоковая. Спасибо добрым людям на Toyota Land Cruiser за оказанную поддержку! И другим добрым людям, которые подъехали и поинтересовались, не надо ли помочь, пока мы ждали первых. И еще тому парню на УАЗе, который затащил меня на перевал через Мустатунтури (в 2014 году дорожное полотно шло косой волной с высотой валов сантиметров в 20, и все это при нехилом подъеме, на Оке - только лебедка).
Ока как Ока. Липецк - Кольский - Липецк. Дважды Авто, Ока, Путешествие по России, Мурманск, Кольский полуостров, Длиннопост
Самая дальняя точка Парваарской дороги ("старая немецкая", через стрельбище на Печенгу), до которой мы добрались - пямятный знак в честь бойцов 7-й погранзаставы 100-го погранотряда. В этой низине дорожное полотно размыто до валунов размером с конскую голову. Не то чтобы дальше нельзя было проехать на Оке, но уже страшно. Случись что - за помощью идти все дальше и дальше, а вероятность повстречать другой экипаж все ниже и ниже. Впрочем, желание доехать до п-ова Крестовый со стороны Мустатунтури осталось, так что как знать, как знать. Может, в следующий раз?
Ока как Ока. Липецк - Кольский - Липецк. Дважды Авто, Ока, Путешествие по России, Мурманск, Кольский полуостров, Длиннопост
Просто красивый закат, для разнообразия подборки.
Ока как Ока. Липецк - Кольский - Липецк. Дважды Авто, Ока, Путешествие по России, Мурманск, Кольский полуостров, Длиннопост
На выезде с Парваарской дороги я потерял всякие остатки осторожности, превысил скорость и на мокрых камнях соскочил с дорожного полотна. Под правыми колесами обрыв метра полтора, домкратом делу не поможешь. К счастью, до основной дороги на п-ов Рыбачий оставалось метров 100, и УАЗ с местными номерами выдернул нас уже через 15 минут. Водитель и пассажиры, правда, не слишком горели желанием помочь - мне такая позиция не понятна, но все равно спасибо им за помощь. Сам охотно помогаю всем попавшим в беду, кроме пьяных и хамов - было дело, даже тащил своей Окой ВАЗ-2105 на "галстуке" до ближайшей заправки.
Ока как Ока. Липецк - Кольский - Липецк. Дважды Авто, Ока, Путешествие по России, Мурманск, Кольский полуостров, Длиннопост
Стоянка в Ловозерских Тундрах, недалеко от Западного цирка Раслака. До самого цирка не доехал 2 километра, потому что монопривод начал рыть "грунт" (скорее гравий) и отказался ехать, пришлось остановиться у пробных разработок (там еще ручей пересекает дорогу, приметное место) и прогуляться пешком. Да, на Дастере я там спокойно проезжал в 2013, но возможность доехать до самой конечной точки, выйти из машины, осмотреться и поехать обратно - это не то, ради чего лично я поехал на Кольский =)
Ока как Ока. Липецк - Кольский - Липецк. Дважды Авто, Ока, Путешествие по России, Мурманск, Кольский полуостров, Длиннопост
Вид на ночную Ревду с рудника Северный, что недалеко от рудника Умба.
Ока как Ока. Липецк - Кольский - Липецк. Дважды Авто, Ока, Путешествие по России, Мурманск, Кольский полуостров, Длиннопост
Ночное небо над трассой Кандалакша - Варзуга, что идет по Терскому берегу. Разве можно писать про Север и не запостить ёлок? =)
Ока как Ока. Липецк - Кольский - Липецк. Дважды Авто, Ока, Путешествие по России, Мурманск, Кольский полуостров, Длиннопост
Доехать до устья р. Варзуги мы пытались от мыса Корабль вдоль берега моря, но в какой-то момент дорога нырнула в протоку с песчаным дном, полметра глубиной и с высотой берегов еще в полметра. Пришлось разворачиваться и искать объезда по морскому дну, которое, кстати, оказалось на удивление удобным для езды. Но местами песчаная приливная полоса перегорожена каменными россыпями, да и страшновато ехать по территории, которая через несколько часов скроется под водой, мало ли что может случиться.
Ока как Ока. Липецк - Кольский - Липецк. Дважды Авто, Ока, Путешествие по России, Мурманск, Кольский полуостров, Длиннопост
Для песка Ока не создана, совершенно. Не то, что тронуться - даже перейти со второй передачи на первую невозможно, сразу закапываешься. Давление травить до 0.5 атмосферы не рискнул, потому что предпочитаю зарыться сразу, чем через 3 километра =) Хорошо, что берег Белого моря в этом месте изобилует пиломатериалами всех возможных габаритов, откапываться одно удовольствие. До д. Кузомень, кстати, так и не добрались: план поездки не позволял ночевать "по ту сторону моря", а прилив надвигался, пришлось эвакуироваться обратно тем же "морским путем".
Ока как Ока. Липецк - Кольский - Липецк. Дважды Авто, Ока, Путешествие по России, Мурманск, Кольский полуостров, Длиннопост

Мыс Корабль за закате


В посте получилась одна Ока, но уместить с ней даже самые знаковые достопримечательности оказалось совершенно невозможно, даже 50 / 50. Тем более, что отчетов по Кольскому и без меня уже много, а вот по Оке - мало =) Так что саму поездку запилю отдельным постом в формате мини-путеводителя по Кольскому как-нибудь позже.

Показать полностью 12
Отличная работа, все прочитано!