Вчера решила лечь спать пораньше и почитать подольше.
Но организм, выполнив вечерний ритуал, несмотря на раннее время, таки заснул. И отсчитав привычное для сна время, проснулся. В 5 утра глазки открылись и мозг зашевелился.
Я пыталась его утихомирить и вернуть в состояние сна. Но мозг был другого мнения. Он упорно продолжал просыпаться. Почему-то в воскресенье в 5 утра он озадачился вопросом - а есть ли в школьной программе астрономия? И если нет, то когда и почему она от туда исчезла?
Я честно просила его утихомириться... Какая астрономия в воскресное утро?..Но мозг требовал информацию. Руки сопротивлялись и никак не хотели тянуться за телефоном, а только крепче обнимали подушку.Мозг не сдавался и решил думать сам.
Довольно быстро сложилась такая картинка.
Среднее образование должно дать человеку представление о мире, в котором он живёт. Привить минимальный набор навыков. А самое главное - дать возможность выбора - как жить дальше.
Основные навыки, которые должно дать начальное образование - это читать, писать, считать. Плюс что-то делать руками. Так называемая мелкая моторика.
Идём дальше.
Среднее образование должно дать представление о мире во всём его многообразии.
Получение навыков в быту никто не отменяет. Семья, знакомые, всё, что окружает и с чем сталкивается человек в обычной жизни, даёт опыт и знания. И помогает сделать выбор. В поликлинике добрый доктор. Он умный и оооочень помогает. Когда вырасту буду таким же доктором.
Задача среднего образования - расширить горизонты.
И вот человек встречается с биологией, анатомией, химией... Представление о добром докторе в белом халате расширяется. И вполне ожидаемо может появиться желание не только решать проблему конкретного человека, пришедшего на приём, а решить глобальную проблему. Например, разработать вакцину от слабоумия.
Среднее образование получат миллионы людей. Тысячи обратят более пристальное внимание на анатомию. Сотни пойдут развиваться дальше в медицине. Десятки станут классными специалистами. Один станет гением от медицины и сделает открытие, которое спасёт мир.
Для тех, кто знаком с теорией продаж - да, это та самая "воронка продаж".
Та же самая история вырисовывается с уроками физики и черчения и гениальными инженерами-изобретателями.
А что астрономия?
Что даст знание строения планет и того, что Земля вращается вокруг Солнца? Тем более, что о Земле и Солнце можно узнать и на уроке естествознания...
Ну, например, можно узнать, что та далёкая маленькая звёздочка - это чьё-то большое Солнце.
Виктор Цой об этом знал.
А ещё, решая физические задачки в рамках астрономии, можно понять - как работает спутниковая связь. Как сделать так, чтобы предмет летел по баллистической траектории с выходом за пределы атмосферы. Как из космоса увидеть то, что находится глубоко под землёй. Да и много ещё чего.
А теперь представим, что будет, если из программы среднего образования убрать астрономию?
Правильно! Закроется та самая "воронка продаж" для развития целой отрасли. Даже нескольких отраслей.
Это исследование и использование космоса. Это спутниковая связь. Это военная промышленность. Это медицинские исследования. И это только то, что я, дилетант, смогла вспомнить.
Т.е. миллионы людей не узнают, что всё это существует. Тысячи не обратят более пристальное внимание на эту отрасль науки. Сотни не пойдут развиваться в ней дальше. Десятки не станут классными специалистами. И не найдётся тот гений, который устроит прорыв в этой науке.
Наш прорыв. Его устроят в другом месте. В другой стране.
Вот тут проснулись даже руки и потянулись таки к телефону. И мозг нашёл ответы на заданные в самом начале вопросы.
Астрономия исчезла из школьной программы в самом начале 90-х. В 1991 году этот предмет стал факультативным и очень быстро ушёл из школы. Кто-то решил, что развивать науку и промышленность в космической сфере нам не надо.
В 2017 году астрономию вернули в школы. Но как-то неуверенно. И складывается впечатление, что вернуть вернули, но потихоньку затирают.
Вопрос - почему? Нам по-прежнему не нужна космическая отрасль?