
beeFuuuurcation

Семь моих собеседований, или как устроиться на работу, если ты никогда этого не делал (Часть 3. Конец)
http://pikabu.ru/story/sem_moikh_sobesedovaniy_ili_kak_ustro... - начало;
http://pikabu.ru/story/sem_moikh_sobesedovaniy_ili_kak_ustro... - середина.
Я наконец-то сделала это - дописала свою историю про жизнь в Тюмени. Спасибо всем, кто заинтересовался и прочитает до конца.
А если по порядку, то было вот что.
Совсем туго стало в ноябре - денег сильно не хватало, просить у семьи было стыдно, к тому же к ноябрю моя сестра раскололась и сообщила, что я стану тётей. Тем не менее, близкие помогали и спонсировали мое жилье. В декабре совершила, казалось, невозможное: уговорила хозяйку снизить стоимость квартиры на 4 тысячи. Маленькая победа в битве за самостоятельность.
В это время я перестала ездить на общественном транспорте, на собеседования ходила пешком. Одно из собеседований была в районе "Острова", на Богдановича. Для тех, кто тюменский и понимает - я живу у "Порта" =) в общем, в среднем на передвижения туда-обратно я тратила полтора-два часа, тогда же заметила, какие медлительные тюменцы на улице, ну прям невыносимо медленно ходят... ну это так, в общем,
СОБЕСЕДОВАНИЕ №5.
5) Детский центр для дошкольников и младших школьников.
Требовался специалист-методист, зам.директора по воспитательной работе (так прям и написано в вакансии). Отправила резюме, воспитательной работы у меня навалом, пригласили пособеседоваться. Детских центров к тому моменту я уже насмотрелась, и в этом мне понравилось, серьезные, но добродушные девочки-администраторы, в группах нет диких криков (шум есть, но такой...здоровый, когда дети чем-то заняты. Это, кстати, всегда показатель отношения к детям: звенящая тишина в ДОУ значит, что с дисциплиной перегнули, шум, истошные детские вопли - что на детей пофиг). Мы с управляющей поднялись на второй этаж.
Она очень жестко со мной поговорила: и вот одеты вы мрачновато, и ногти мы разрешаем ярко красить, и вообще - а я сижу такая, с косой, в строгой рубашке, и ногти у меня вообще не накрашены. И все ради того, чтоб универсально выглядеть, чтоб подойти на любое собеседование в любой момент) Сейчас сижу, вспоминаю, вот же дура.
ПРАВИЛО №6: ЛЮБОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО, ПОТОМУ ЧТО ТЫ ИНДИВИДУАЛЕН.
Насчет внешнего вида отшутилась, долго работала в гимназии, поэтому так строга, и тут началось: так а зачем вам дошкольное образование, у вас ведь тут нет опыта, это же и психология, и то, и сё... и вот аспирантура у вас указана, зачем мы вам? И слушала и думала, как же она права, чёрт возьми. Как же права.
Нафига мне это все? Что я ищу? Зачем хожу на собеседования по тем вакансиям, которые мне вообще не подходят? Почему выбираю работу, которая не позволит мне писать дисер и делать то, что я хочу?
Мне стоило бы в этом месте улыбнуться моей визави, пожелать ей успехов и уйти, просветленной. НО НЕТ)))
Моя упертость взяла свое, и за пять минут я доказала ей, что мой опыт, как профессиональный, так и жизненный, позволяет отличить психологические особенности трехлетнего ребенка от пятилетки, и что для этого существует специальная литература, а также курсы повышения квалификации, и что я уж точно при большом желании смогу вникнуть в специфику работы с дошкольниками и бла-бла-бла... Я вдохновенно рисовала ей перспективы моего развития и безбожно врала, больше даже себе, чем моей потенциальной начальнице. Мне не хватало гордости признаться в том, что эта работа мне не подходит, и что я не хочу здесь работать.
Я получила приглашение на второй этап собеседования, с владелицей центра. На него я не пошла.
Еще одно собеседование прошло в эти дни и тоже в Восточном, на Михаила Сперанского.
СОБЕСЕДОВАНИЕ №6
6) Фирма по продаже правового программного обеспечения для организаций (конкурент консорциума из собеседования №2).
Вакансия - специалист по обучению. Работа на выезде, 3-4 организации в день. Меня клятвенно заверили, что предыдущий специалист успевала объехать всех на общественном транспорте. Первый этап прошел как надо, я понравилась, мне понравилось. Второй этап собеседования - с руководителем отдела. И тут начались несостыковочки.
Выяснилось, что трудовой договор и запись в трудовой книжке у меня будет. но зарплата у меня серая. Плюс я могу подрабатывать продажами: выезжаю, например, на обучение, а на месте выясняю, что ребятам не хватает того или иного продукта, который, конечно, можно докупить. Конечно же, заверил меня руководитель отдела, это мое личное дело, буду я что-то продавать или нет, но вот такая возможность есть. Очень мило. На этом же собеседовании окончательно запуталась судьба предыдущей сотрудницы: вначале она вроде как ушла в декрет, а потом, оказывается, занималась личными делами в рабочее время...в общем, странная история.
Несовпадений было многовато, как и рабочих обязанностей. И все на официальных 15к. На стажировку я так и не вышла.
***
В этот период я начала приглядываться к любой неквалифицированной работе, работе для студентов - в принципе, я и оказалась снова в положении студента: опыта нужного нет, денег немного плюс диссертация. Мой сосед-бармен на мой бурный обзвон общепита сказал: "Ну так-то норм", и в конце ноября я попала на самое короткое и самое многообещающее собеседование.
СОБЕСЕДОВАНИЕ №7
7) Известный в городе коктейльный бар
Пришла, поздоровалась с дедом на хостес, администратор Аня посадила меня с анкетой в кабинке. Потом поговорили, все просто: обсудили мою личную жизнь (а вернее, полное ее отсутствие), учебу, мои планы.
- Когда планируешь на стажировку выходить? - спросила Аня.
- Ну....а завтра можно?
- Ну так, ващет, и подразумевалось)
На следующий день я вышла на работу.
РАБОТА №3. ОФИЦИАНТ.
Тут стоит сделать отступление. Так вот, я всегда мечтала поработать в общепите, это был интерес на грани научного любопытства и мечты о собственном баре. Я хотела попробовать, "как это". И стоит сказать, эта работа дала мне повод развиваться в новом направлении. Хотя моя семья считала, что это "глупая работа" (в это время из Екб все настойчивей стали звонки в стиле "возвращайся, чем ты там занята"), я с уверенностью могу сказать - труд официанта не лучше и не хуже, чем любой другой. И уж точно не примитивнее: например, в "моем" баре офики прекрасно ориентируются в виски, много знают об истории и технологии приготовления разных видов алкоголя. Помимо чисто физического труда - подача блюд, уборка - еще куча достаточно интеллектуальной работы, а кроме того, нужно уметь делать, например, экстрим-подачу коктейлей (я научилась подавать коктейли типа "Глубинная бомба" и "Домино"). А главное, нужно быть внимательным, полезным и всегда в хорошем настроении, что бывает очень сложно. На Пикабу много работников этой сферы, есть люди, которые расскажут о ней гораздо лучше, чем я, поэтому расскажу о своих впечатлениях, а не о механике работы заведения.
На следующий день утром я бежала к служебному входу в бар: нужно быть к 10:00. Кроме меня пришла еще одна стажерка, барышня со звучным именем Лиля, больше похожая на карикатурный персонаж, чем на реального человека - этакая смесь всех чудаковатых мамочек из ситкомов. Мне показали список еженедельных обязанностей официанта, а также список всего, что нужно приготовить-помыть-натереть, чтобы подготовить смену. Все просто. Познакомилась с мойщицей, позже уже поняла, что это бесперспективное занятие, мойщицы меняются часто.
Первый день, бизнес-ланч. Моя задача - просто быть на хосте, помогать гостям раздеваться, вести в зал. По логике, это обязанности хостес, но если в запару он не успевает, то надо помогать. Заказов, конечно, еще не дают. Я, конечно, справилась: я улыбалась, как надо, провожала гостей к столу, подавала меню, рассказывала о предложении дня. Тем временем на кухне началась запара, "взрослые" офики не успевали выносить блюда - их было всего двое, а гостей на бизнесе больше 50, полная посадка. Я помогала и здесь, успевая выносить хлеб, натирать приборы, подала пару блюд. Смена прошла хорошо.
У владельцев этого заведения большое внимание уделяется обучению персонала, постоянно проходят занятия по новым коктейлям, алкоголю...нас отправили учиться уже в первый день, отрабатывать коктейли из нового меню, которое должно было появиться в новом году.
Сделаю второе отступление: я хорошо разбираюсь в алкоголе, даже слишком хорошо. Интересы юности плюс некоторые ребята из моего окружения делали свое дело, и я разбиралась в типах коктейлей, в барном стекле, ну и во всяких мелочах. На любительском уровне, конечно, но тем не менее. На обучении один из "старичков"-официантов решил...хм... так скажем, уличить в некомпетентности своих коллег, спросил: "А кто знает, что такое олд фэшн?" в общей тишине из меня вырвалось восклицание: "ну бокал, например", и я почувствовала себя неловко: на меня уставились все. Отшутилась в стиле "был у меня один бармен", а потом это привязалось - "Девушка бармена".
Конец стажировки наступал тогда, когда стажер сдавал меню. Так вот, я получила специальную карту официанта, но меню так и не сдала: два месяца я отработала со стажерским бейджиком. Есть мнение, что это даже выгодно на первых порах, потому что косяки стажера простительны. Потом - повод для шуток, конечно. Почему я не сдала меню, не знаю, это было не так уж и сложно... Хотя нет! Было! Кухню я сдавала неделю) Моя память отказывалась запоминать составы блюд. Я рисовала таблички, памятки и в итоге сдала. С коктейлями продвигалось еще медленнее. А потом замаячило новое меню, и я забила.
Тезисно о самых ярких воспоминаниях и о том, чему я научилась в баре:
1) Дисциплина превыше всего. Я наполучала около 2 тысяч штрафа за опоздания, смогла отбить только 500 рублей из них. Сейчас вовсе не опаздываю никуда.
2) Субординация - сложный вопрос. Отношения на кухне в принципе простые, но не стоит задирать нос или ходить с кислой миной. Одна из официанток неизменно вызывала негодование и недоумение поваров - вечно чем-то недовольная. Негатива бывает много, и ходить дуться на кого - не лучший способ решить проблему. Да, поваров лучше не бесить лишний раз, наш шеф-повар славен тем, что в запару может начать кидаться посудой. Такие дела.
3) У меня был нервный срыв. Всю жизнь считала, что я очень сдержанная, но в одну из ночных смен я распсиховалась: несколько раз накосячила с заказом бармену, и бармен отдала мне морс с водкой, разлитые по бокалам и шотам, а не в графинах. Я психанула. Ушла на кухню, следом за мной зашла Аня-управляющая... до сих пор стыдно за эту истерику и до сих пор удивляюсь, как она удержалась, чтоб мне не треснуть. Я вела себя омерзительно. Вопила, что устала, что меня все бесит... на тот момент я провела в зале около 3 часов без перерыва, а конца-края не было видно. Аня в ответ наорала на меня, поставив на место, а через полчаса отпустила на перекур.
4) Взаимопомощь нужна. До бара я привыкла брать на себя ответственность, порой даже больше, чем реально могла вывезти. В баре узнала, что я не всемогущая, и что важно доверять и помогать друг другу, иначе сама же себя достанешь. Странно делать такие выводы на пороге 25-летия, но я действительно этого не понимала - слишком рано стала мини-начальником в экспедах, наверно. Да и вообще, именно работа в баре показывает, действительно ли у тебя есть коммуникабельность, целеустремленность, умение работать в команде, сосредоточенность - все, о чем ты пишешь в резюме.
5) Я узнала, что умею продавать. Вообще хоть что почти хоть к кому. В одну из моих смен в баре была менеджер по персоналу, которая оценила мой уровень общения с детьми: я принимала заказ у ребенка лично, а не через родителей, как это часто бывает. Это успех, скажу я вам) Еще научилась говорить коротко и по делу, но этот навык постепенно утрачивается, судя по этому посту.
6) Про стереотипы об общепите:
- бармены не пьют на работе. Никакого алкоголя. Могут попробовать коктейль на вкус, это важно. Если видите, что бармен сунул в ваш коктейль трубочку, зажав пальцем, а потом вынул и облизал - не волнуйтесь, он пробует. Это на самом деле важно, случается разное, от вдруг просроченных ингредиентов (молока, например) до изменившегося вкуса (поменялась партия алкоголя, и все, вкус другой);
- никто ничем не тыкает в вашу еду! И никто мелко не мстит. Ни одно заведение не будет подставлять само себя из-за поведения какого-то мудака, простите. Это того не стоит, вред от "мести" для заведения куда больше.
- без медкнижки работают только стажеры (и то недолго) и иногда в небольших заведениях. У нас в баре людям не давали зарплату, пока не сделают медкнижку, сан.минимум все проходили организованно.
- требующие скидку и взаимозачет - геморрой для администратора. Со взаимозачетом не буду вдаваться в подробности, но если вы хотите плюшек от заведения, лучше спросите честно у официанта или админа, какие есть предложения, возможно, что-то вас заинтересует.
- Про сезонные предложения, акции и дополнительные ингредиенты в блюдо: очень неоднозначно. Здесь есть несколько моментов, во-первых, ни одно заведение не стремится "впарить" несвежее, протухшее или еще какое. У нас, например, как-то на старт-меню (т.е. то, что необходимо продать в первую очередь) по бару была мята: ее просто очень много привезли, и ее необходимо было "прогнать". Абсолютно свежая, хорошая мята, которая просто бы сдохла, если бы официанты ее не продавали. Помню, в этот вечер я предлагала гостям мяту в лимонад, в принципе хорошее решение, правда на третьем лимонаде бармен меня остановила: я продала доп.мяту в ананасовый лимонад. Сочетание так себе. Включила голову, перестала пихать мяту куда попало.
А так, совет простой: если вам что-то предлагают, спросите об этом все: будет ли вкусно, большая ли порция, можно ли унести с собой, если не съедите. И главный совет: почему дешево? =) и делайте выводы. Все-таки чаще всего спец. предложение стоит того, чтобы его попробовать.
- Про чаевые - больная тема. Мои самые большие чаевые - 1600 рублей за вечернюю смену. В принципе неплохо, у ребят получалось по 2-3 тысячи. Чаевые затягивают: присматриваешься уже, кто сколько оставит, оставит ли вообще...ну это все глупости, у меня развеялись все стереотипы: люди могут расплатиться по безналу и оставить на чай, могут "насидеть" хороший чек и оставить 10 рублей сдачи. Вообще это как лотерея, конечно. Единственное здесь правило - нельзя смотреть на гостя, как на кошелек на ножках, они это чувствуют это скажется на твоей работе. Да, насчет того, сколько оставлять и оставлять ли вообще: часто люди (особенно на бизнес-ланче) оставляют сдачу. Так вот, это не чаевые - это показатель того, что в заведении дурацкая ценовая политика, и можно было бы округлить стоимость бизнес-ланча до приемлемо круглой цифры. Если вы оставляете это в качестве чаевых, то это по правилам вроде бы не очень хорошо, но офики, которые вопят "засуньте свою десятку себе в жэ", тоже не правы: 7-8 таких столов - и к концу смены у тебя есть копеечка на завтрашний автобус и сигареты-шоколадку, например. В любом случае, чай - это приятно. Если вам действительно понравилось в заведении, оставьте на чай, даже чуть-чуть. А если вы принципиально не даете на чай - значит, вы оставили хороший чек (зачастую официанты имеют процент с продаж). Наверно
- Да, доедаем. По крайней мере, кусочничаем, гренку там нетронутую или картошку. Ну это стажерская привычка, на самом деле. Потом проходит. Если не хотите, чтобы за вами доедали, попросите завернуть с собой - это норма сейчас везде.
- Мои любимые смены - воскресенья. Немного народу, всегда интересные гости. В мои воскресные смены прошла съемка нового меню, я попробовала всё. Один раз были сербы, работают на Севере по нефтянке. Сидели долго, водка, сливовицы чуть-чуть (причем сливовицу пили русские, а сербы только водку), греческий салат, мясо...ну нормально в общем. А ближе к ночи пришли парни-американцы, которые путешествуют по России. По своему стилю поведения они были похожи на Батыеву орду - громкие, шумные, все быстро нужно. Много пива и холодец, один на всех. Russian ice-creame, ага. Так вот, нужно было видеть взгляды сербов и русских на этот американский стол - столько негодования, неприкрытой ненависти... даже странно было. Ну и вообще, историй с воскресений много, как-нибудь расскажу.
Я проработала в баре 2 месяца, в расчет получила только почасовку. Это позволило мне самостоятельно заплатить за квартиру, и еще немножко осталось. Через месяц я снова смогу посещать свой любимый бар - как бывшему сотруднику, мне нельзя было там появляться в течение 3 месяцев. Причина ухода простая: я нашла работу по душе - преподавание.
***
ЭПИЛОГ
Прошло больше полугода с того момента, как я перетащила шмотки из столицы Урала в нефтегазовую столицу. Полгода поисков работы, рассылки резюме, собеседований, случайных работ. Сейчас с уверенностью могу сказать: я нашла свое место в городе, который стал для меня очень близким, понятным и даже, наверно, родным.
В январе у меня добавились ученики, и я теперь я могу заниматься только репетиторством. Я получаю неплохие деньги, хватает на жизнь. Сейчас у меня есть с десяток постоянных учеников 10-11 классов, есть девочка-пятиклассница, с которой мы готовим уроки.
У меня все еще есть долги, и работа на фрилансе не самый надежный вариант, конечно. Но я стала получать нормальные предложения о работе, я рассматриваю всё, хоть пока не даю ответ. Как точно подметила одна из моих бывших коллег, сейчас не только я вижу свои перспективы, но и перспективы видят меня.
Диссертация пишется, пишутся статьи. Я увлеклась выпечкой, теперь время мне это позволяет. В общем, много хорошего случилось, и верю, что еще случится. А летом - в поле.
Как я потеряла и нашла паспорт (в перерывах между работой и работой)
Сегодня пост не про работу (эпопея близится к концу), а про мою дурость и новогодние чудеса.
Значит, съездила я домой на Новый год, встретиться с семьей, чуть-чуть отдохнуть Приехала первого января, а в ночь на четвертое уже садилась в поезд (работа такая, надо было обратно в Тюмень).
Плацкарт, ну очень много народу, со мной рядом едут две девушки спортивного вида: рюкзаки, теплые костюмы, а также мама с ребенком. Разговариваем, шутим, гулькаем с пацаном, который катает по столику машинку - в общем, давно я не общалась с соседями по вагону, если честно. Чаще всего в последнее время попадаются сумрачные товарищи, которые либо на Север, либо с Севера, неадекватные любители истории ( "А ты знааааааешь, что всю историю переписывают???????" Ага, давай, удиви меня Задорновым с Фоменко). А мне с моей привычкой честно рассказывать, что я вот археолог или там в историю преподаю, на всякие странные беседы везет. Поэтому лучше уснуть и проснуться, когда уже туалеты закрыты.
Пять часов пути, два с половиной часа нездорового поездного сна (ну это когда просыпаешься на каждой станции с мыслью: "а это еще не Новосиб случайно"), и вот я в Тюмени. С утра еду на 16-часовую смену, на следующий день собираюсь в стоматологию. Полис всегда сунут в паспорт, а паспорта и нет.
Нигде нет. Даже там, где он мог быть гипотетически. Перебирая в памяти все возможные варианты, понимаю, что паспорт продолжает движение в Читу, на этом самом столике с машинкой - ну есть у меня привычка после посадки складывать билет в паспорт, а потом так ждать проводницу с бельем.
Звоню в РЖД, там говорят: идите к начальнику вокзала, пишите заяву. Ну ок чо) из-за работы еду только через два дня, понимаю умом, что еще чуть-чуть - и останется только идти в полицию. А восстанавливать паспорт в городе, который хоть тобой и нежно любим, но не дал тебе пока прописки, весьма сомнительно. Да, и поехать восстанавливать в Екб документы я тоже не могу, если только с Блаблакар каким-нибудь.
Кароч, тоскливое дело. Съездила, написала заяву. На вокзале повезло, все нормально объяснили, телеграмму в Читу отправили (ну вдруг проводница прихватила, и теперь можно будет у нее забрать).
На следующий день в Вконтакте приходит сообщение:
"Катя!!!!
У меня твой ПАСПОРТ!!!!
ты его в поезде оставила,когда ехала Екатеринбург-Тюмень.
Мы вместе с тобой тогда ехали.
мой тел. 8----------. Я в Екатеринбурге."
В Екатеринбурге, Карл! Да хоть на Мальвинских островах!
В общем, девушка Татьяна (судя по профилю в ВК - специалист из геологов) - добра тебе и счастья в этом Новом году и следующих! Ты сделала самый лучший подарок на Новый год, сотворив это маленькое чудо =)
А я теперь думаю, может начать снова контактами обмениваться в поездах, как раньше все делали?
P.S.Паспорт мой забирают на этой неделе, а на следующей везут в Тюмень. Поплюйте на мой профиль, чтоб не сглазить
P.P.S. И спасибо, что дочитали, надеюсь, не очень утомила
Семь собеседований и одна трудовая инспекция (без части)
Всем, кто подписался на меня - спасибо, что читаете) Это очень приятно. Продолжение истории встало, потому что сейчас занимаюсь спором с работодателем за деньги. Скорее всего, ничего не получу. Как только ситуация прояснится, вы узнаете об этом первыми.
Семь моих собеседований, или как устроиться на работу, если ты никогда этого не делал (Часть 2)
Продолжение, ч.1 - http://pikabu.ru/story/sem_moikh_sobesedovaniy_ili_kak_ustro...
Не хочу нагнетать интригу, как могу быстро пилю пост.
Поиски работы в какой-то момент начинают затягивать: утро начинается с открытия вакансий, подходящие радуют, отправляешь резюме и чаще - ничего. Можно, конечно, позвонить и узнать, а там эйчар или еще какой ответственный за персонал говорил: "Да, что-то припоминаю, ваше резюме... Фамилия? Ага... ааа, ну вот оно, я как раз хотела вам позвонить".
Резюме. В папке на рабочем столе у меня 13 резюме и 3 черновика, написанных специально для каждой вакансии, на которую я подавалась:
1) Администратор
2) Библиотекарь
3) Заместитель управляющего по учебной части
4) Специалист по обучению
5) Специалист (хз чего, просто специалист)
6) Учитель истории и обществознания
7) Администратор в офис
8) Организатор семинаров
9) Официант (да-да, детки, я писала резюме даже на гребаного официанта, хотя можно было бы просто позвонить)
10) Продавец-консультант
11) Специалист по работе в интернете
12) Специалист по работе с клиентами
13) Специалист сервисного контакт-центра
Я писала их, старательно выделяя свои лучшие для данной работы качества, после восьмого или девятого резюме начала скрывать свое обучение в аспирантуре - мне надоело оправдываться на собеседовании, что пар у меня нет, и что это не будет отрывать меня от работы.
Появляется и своеобразная зависимость от поиска, в минуту жизни трудную ты уже не жрешь что попало, а скорее лезешь на сайт с вакансиями и судорожно ищешь что-то подходящее в категориях "наука, образование" и "культура, искусство". Я плохо спала, мне снились кошмары, потому что меня угнетало мое состояние безработной. Чтобы компенсировать свою бесполезность, начала неистово заниматься домом: постоянно готовить что-то, мыть-стирать. Правда, с течением времени это тоже перестает приносить радость - ты делаешь это не потому, что любишь (а видит Бог, я люблю готовить), а потому, что заняться тебе больше нечем. Единственный плюс - начал двигаться текст диссертации. Даже написала со своим научруком статью к юбилею археолога Ю.Ф. Кирюшина.
В октябре у меня было 2 собеседования, которые привели меня в мир продаж и холодных звонков.
СОБЕСЕДОВАНИЕ №2.
2) Правовой консорциум
Собеседование прошло хорошо. Руководительница, довольно серьезная и практичная дама, сразу спросила, на что я живу в Тюмени
- нууууу, у меня есть накопления... и семья помогает... (ага, а также я периодически посматриваю, как бы выгоднее продать волосы, почки или спинной мозг)
- Не замужем?
- Нееет, и не собираюсь
- Все так говорят! Почему продажи?
(опа, формулировка "специалист по работе с клиентами" - это, оказывается, продажник. Боже, я жила в придуманном мире и ничего об этом не знала)
- Ну знаете, многие считают, что человек с опытом учителя вообще ничего не понимает в маркетинге. А вы пробовали когда-нибудь объяснить родителям, почему мы собираем на охрану и клининг именно столько? Или убедить их, как нужны платные образовательные услуги их детям?
- Да нет, мы наоборот, очень даже рады учителям, вы умеете забалтывать (как потом выяснилось, это действительно так). И вы вообще не боитесь общаться с новыми людьми. Значит, так, у тебя три дня на обучение, потом месяц мы тебя содержим - у тебя будет оклад в 20 тыщ. Со второго месяца выходишь на процент. Все устраивает? Тогда до завтра.
Да конечно меня все устраивало.
Параллельно с этим мне позвонили из интернет-агентства и тоже пригласили на собеседование.
СОБЕСЕДОВАНИЕ №3.
3) Интернет-агентство.
Приехала в офис около Автовокзала. Работа заключалась в том же самом. На первые две недели мне пообещали только процент, затем оклад около 10-15 тысяч. Процент хороший. Стажировка была минимальной, парень-руководитель проектов объяснил мне, чем в основном занимается контора. Всё было просто.
Обе организации предлагали удаленную работу, в принципе это меня и зацепило. Я могла совмещать! А значит заработать вдвое больше денег! Ох как я ошибалась, детки.
***
Обучение в консорциуме прошло быстро, я все схватывала на лету. Выучить основные функции правовой системы, поставляемые пакеты, отличия предложений для руководителей, бухгалтеров и юристов - да как геологу два пальца. В интернет-агентстве спектр услуг тоже не был для меня темным лесом: все-таки я не только сижу в интернете, но кое-что на тот момент уже знала о продвижении в соц.сетях (мы с друзьями по мере сил и возможностей ведем профессиональный паблик, в котором уже более 7 000 подписчиков, ну и так группы в ВК я вела - ничего сложного). Я должна была выходить на работу в консорциуме в понедельник, а в пятницу у меня был первый день в агентстве. И знаете, у меня получилось! В первый же день я договорилась о выезде специалиста. Да, первые звонки были трудными, я не могла понять, как лучше предложить, как не отпустить человека сразу после его первого "нет". Да, меня посылали с моим коммерческим предложением) Но у меня получилось.
В этот день я прикинула перспективы, и возможность в дальнейшем работать на окладе с процентом показалась мне более выгодной. Тем более, что такого, отработаю 2 недели, прокачаюсь, и вот я уже молодец и хороший продажник.
В общем, в понедельник я сходила в консорциум и сообщила, что не смогу у них работать. Моя несостоявшаяся начальница предложила потом поработать на фрилансе, я условно согласилась... Их вакансия висит до сих пор. Ну а я получила работу №2 в Тюмени.
РАБОТА №2. СПЕЦИАЛИСТ ПО РАБОТЕ С КЛИЕНТАМИ.
Рабочий день начинался в девять, но я постоянно опаздывала, поэтому чаще всего я начинала обзвон около половины десятого утра. В принципе, это правильно, потому что по тем редким звонкам, которые я совершала в 9:00, мало кто готов ответить осмысленно, нужен ли ему сайт или нет. Плотный обзвон - до 12:00, за это время я делала от 60 до 80% холодных звонков. Потом обед, в офисе или в столовке бизнес-центра (по сравнению со школьной столовой, в которой я обреталась последние три года - цены на бизнес-ланч конские).
Потом вторая половина дня, в основном "теплые": звонки по потенциальным клиентам, уточнения, переписка. Звонить после 17:00 перспективно только по кафе-ресторанам и салонам красоты.
Самым интересным в этой моей работе было наблюдение за тем, как люди выстраивают свой бизнес, как они относятся к рекламе и продвижению. Тут можно выявить несколько базовых постулатов:
1) "А зачем мне реклама?" - мотивировка разная: у кого-то очень узкая сфера, например, был у меня один дяденька, который занимался аудитом, и клиентов у него было предостаточно. То же самое в тюменских городах - Ялуторовске, Заводоуковске и на Севере, в Сургуте и Нефтеюганске (это те, кого обзванивала). Один мужик, продающий в Ялте двери, дал мне пятиминутный урок маркетинга по-ялуторовски: "Нахрена, говорит, мне заказывать сайт за пятнашку, если за эти деньги я повешу растяжку "ДВЕРИ ТУТ", а лучше две - и все в Ялте будут знать, где им купить эти двери!" Забавный. Чтобы поддерживать с ним контакт по вопросам продвижения, мне пришлось завести акк в "Одноклассниках".
Были очень грубые отказы: в одном тату-салоне меня долго простебывали на тему того, зачем им может быть сайт, ну просто издевались. Это было на второй или третий день моей работы, и под конец разговора этот мужик мне так осточертел, что я, положив трубку, сматерилась, чем напугала своих коллег. Потом начала забивать на такое.
2) "Почему у вас так дорого? Вот у меня брат/забрат/друг мужа/еще какой-то хрен с горы МОЖЕТ СДЕЛАТЬ КРАСИВЫЙ САЙТ ЗА ПЯТЬ!". Ага. А продвигать ты его сам(а) будешь? Или кто, конь в пальто? Люди очень странно относятся к этому. На самом деле, у нашего интернет-агентства были вполне себе демократичные цены (15 тысяч за лендинг на 1С, плюс поддержка, скидон на продвижение), но это дорого. Как по мне, лучше вложиться в хороший сайт, чем отдавать бабки кому-то, кто сделает еще неизвестно что, или платить за то же ведение группы в "ВКонтакте". Не спорю, есть хорошие частники, у которых можно заказать сайт, и всё будет хорошо. А можно получить еще и продвижение, работающую рекламу. В общем, оставим эту тему. Тем более кризис. А вот, да:
3) Вообще, кризис чувствуется: люди "жмутся", экономят деньги, ждут Нового года, чтобы выкроить в бюджете хоть что-то. Не знаю, будут ли заказы к концу декабря, но что-то мне подсказывает, что нет. Однажды у меня был день психологической разгрузки малого бизнеса: несколько звонков подряд я попадала на удрученных дядек, которые не знали, что им дальше делать в условиях кризиса. Я поддакивала в нужных местах, утешала, но больше просто слушала. Да, я ничего им не продала, но надеюсь, хотя бы чуть-чуть их поддержала.
Предлагать услуги по продвижению может быть очень грустно. За месяц работы я нередко слышала грустный мужской голос на том конце, который сообщал, что "мы уже закрылись" или "да я вот всё, продаю этот бизнес". И это тоже кризис.
4) Постоянное откладывание решений. Редко кто, рассмотрев предложение, сразу говорит "нет", чаще слышишь: "а вот мы обсуждаем, перезвоните нам завтра/послезавтра/в четверг/на следующей неделе/весной/на следующий миллениум". Ты перезваниваешь, а там опять та же фигня. В принципе, ясно, что такие потенциальные клиенты не очень-то и потенциальные, но звонишь, надеешься... Я не любила эту часть работы, она была самая нервная и трудоемкая.
Можно рассказывать долго про самых запоминающихся клиентов, но тут, пожалуй, любой продажник меня переплюнет. Я все-таки оттуда ушла. Ушла, потому что перестала чувствовать отдачу: мои потенциальные клиенты уходили как будто в никуда, ими никто не занимался, по ним ничего не было слышно.
И мне не заплатили. По большому счету, не за что: ведь ни один из моих "не выстрелил". Оклад тоже как-то сам собой отменился - мой непосредственный начальник сообщил, что ему просто нечем мне заплатить. Клиенты были, но немного. Для себя я вынесла еще одно правило, №4: НЕ РАБОТАЙ В ПРОДАЖАХ НА ПРОЦЕНТЕ. И ВООБЩЕ ЛУЧШЕ НЕ РАБОТАЙ В ПРОДАЖАХ, ЕСЛИ ЭТО НЕ НА ВСЮ ЖИЗНЬ.
Я начала готовить пути к отступлению, подалась в родной ИПОС, где я пока лаборантствую (если можно это так назвать) на общественных началах. В науке сейчас тоже тяжело и не до аспирантов.
***
И вот я снова на 72.ru. Но уже есть просвет, у меня появилась подработка: репетиторство. Учить - это я умею делать лучше всего. За месяц у меня набралось 3 ученика, по истории и обществознанию, и они появляются и будут появляться, пока не отменят ЕГЭ. Это уже кое-что, но для жизни все равно мало. Кстати, параллельно с работой в интернет-агентстве я прошла собеседование в один репетиторский центр
СОБЕСЕДОВАНИЕ №4
4) Репетиторский центр
Это был мой звездный час: у меня прекрасное резюме, я еще молода (причем на столько, что моему работодателю пришлось добавить мне 6 лет, чтобы я вызывала больше доверия у родителей). Обязательное условие - выполнение тестовых заданий по истории и обществу. Я отщелкиваю это дело, как орехи. Ура! Есть еще подработка, да еще и в вечернее время, идеально.
В общем, учеников в этом центре у меня все еще нет)) Но я не теряю надежды. Отсюда правило №5: НИКОГДА НЕ ЗАБЫВАЙ О ПОДРАБОТКЕ И НЕ ОПУСКАЙ РУКИ.
На этом пока закончу. В следующий раз, детки, я расскажу вам, как делала мучительный выбор между "нормальной" и "дурацкой" работой. И выбрала себя.
Семь моих собеседований, или как устроиться на работу, если ты никогда этого не делал
"Идеальная работа - она как идеальный брак: если не навсегда, то по любви"
Ну что детки, сегодня я расскажу вам о том, с чего началась моя самостоятельная жизнь в другом городе, и это будет трудоустройство.
Сейчас, когда я сделала свой окончательный выбор с местом работы, я могу сказать только одно: это кошмар. Найти работу в Тюмени очень сложно. Как сказал один мой знакомый: "Да тут очень много работы - только никуда не берут и не платят".
Я устраивалась на работу непозволительно долго, выматывая нервы себе, моему безгранично терпеливому соседу, своей семье и вообще всем окружающим, причем только по той причине, что я не могла найти работу, которая бы одновременно нравилась мне и не отнимала у меня слишком много сил, необходимых для написания диссертации. Опыта поиска вакансий у меня не было, ведь в свое время мне повезло - меня просто взяли в родную школу педагогом-организатором. Это было еще на 2 курсе университета, я тогда, хоть и задумывалась о подработке, никогда бы не нашла такой шикарный вариант. У меня была официальная зарплата, соц. пакет, оплачиваемый отпуск в 56 дней. Сейчас я понимаю, насколько это удобно, но школа не позволяла мне заниматься чем-то, кроме самой работы. Каждый, кто работал в школе знает: ты либо работаешь (и чаще всего, это навсегда), либо уходишь. Я ушла. А сейчас - о трудоустройстве по-тюменски и о тех уроках, которые я из этого вынесла.
ДИСКЛЕЙМЕР. ВСЕ НАЗВАНИЯ и ИМЕНА ИЗМЕНЕНЫ. СОВПАДЕНИЯ С ЛЮБЫМИ ДРУГИМИ СИТУАЦИЯМИ СЛУЧАЙНЫ
Во-первых, я долго искала подходящие вакансии. В июне я наткнулась на объявление "требуется археолог" в организацию, название которой мне было неизвестно. От своих друзей я знала, что есть в Тюмени один черный археолог, который всеми силами пытается легализоваться, организовал музей из своих находок и предлагает бешеную зарплату. Но это был не он. Я позвонила, отправила им резюме и вечером мне позвонил руководитель. После десяти минут разговора он предложил мне устроиться на работу осенью. Радости не было предела - я смогла, так легко взяла и нашла работу! И че в этом сложного?
Пара месяцев работы в поле, и от своих старших коллег я наслушалась много о своем работодателе: и о его негативной репутации, и о мутных схемах проведения хоздоговорных работ. Один из ИПОСовских сотрудников, прямо мне сказал, что на него катают заявы во все возможные инстанции и его надо "выгонять" из Тюмени (а контора зарегистрирована в Томске, есть филиал в ХМАО и Тюмени). Я звонила этому мужику в августе, с поздравлениями на день археолога и выяснением, "чо там по работе", а потом еще в сентябре. Осенью стало ясно, что ему нужен листовик, и что он хочет получить лист на меня, а мне это не улыбалось - честное имя себе дороже, чем участие в странноватых экспертизах. Поэтому больше я ему не звонила.
Отсюда Правило №1: ПРОВЕРЯЙ РЕПУТАЦИЮ РАБОТОДАТЕЛЯ.
Уже осенью разместила свое резюме "учитель, преподаватель" и стала ждать. Звонили разные, в том числе кидоки: есть в Тюмени контора, которая занимается очень мутным сетевым маркетингом. Приходишь, заполняешь анкету, платишь 400 р., а потом через три дня стажировки "вы нам не подходите". Офис у ребят расположен где-то на Республики, и требуются им все: от водителя до (sic!) библиотекаря. Таких было много, как и предложений подработать "администратором интернет-магазина" и "легальный заработок". На эти собеседования не ходила, смысла не было.
Но у меня же выложено резюме! И однажды раздался звонок:
"Е*** А***вна, я рада предложить вам работу в нашей школе! У нас три параллели, которые скучают без истории и общества, а также правоведения. А еще вы можете запилить им какой-нибудь кружок!"
Я мысленно подсчитала свою зарплату и уже хотела спросить, куда ехать, как завуч на том конце провода сообщила:
"Есть один нюанс... наша школа расположена в Боровом"
Я притухла. С той стороны мне обещали служебную квартиру, отличнейшие условия, никакого геморроя, но я уже не слушала. И хотя прокручивала в голове, во сколько нужно вставать, чтобы в 8 утра (а лучше в 7:45) быть на рабочем месте, уже знала, что нет. Потому что это Боровое. И незачем ехать писать диссертацию в Тюмень, если будешь снова жить в школе.
***
Еще один звонок меня обрадовал не меньше. Приятный женский голос похвалил мое резюме и предложил работу администратора частной продленки в Восточном округе. На следующее утро я поехала на свой "тестовый день" и так получила свою первую работу в Тюмени.
РАБОТА №1. АДМИНИСТРАТОР ЧАСТНОЙ ПРОДЛЕНКИ
Это был второй центр, который открыла моя начальница. Просто продленка для учащихся 1-3 классов окрестных школ (на момент моей работы кружки только планировались). Работа не сложная, на самом деле: подъезжаешь к восьми утра (лучше к 7:30, потому что некоторые родители закидывают детей пораньше), приходят второклассники, которые учатся во вторую смену, играют, завтракают, ты делаешь с ними уроки. Потом пересменка, приходят первоклассники с первой смены, ты кормишь их, делаешь с ними уроки, потом игры, полдник, их забирают родители, а тебе нужно прибраться в центре, закрыть его и отправиться домой. До следующего дня, и так пять раз в неделю.
В реальности мой рабочий день проходил так:
8:00 - в мыле прибегаю в центр. Дети уже в наличии.
8:00 - 9:30 - дети играют. Идут смертельные бои за биоников. Лучшие друзья дерутся и одновременно плачут. Растаскиваю по углам, провожу воспитательные беседы. Одновременно левой ногой делаю уроки с Соней, единственной девочкой в этой смене.
9:30 - 11:00 - в это время можно усадить детей позавтракать, а это значит - занять их накрыванием стола, едой и уборкой, а также посмотреть на слезы Леночки, которой мама не заворачивает завтрак. Бионики запрятаны в стол, в Багдаде всё спокойно.
11:00 - 12:00 - распахиваются врата ада, и начинается пересменка: одни уходят, другие приходят. Это время самых ожесточенных драк за игрушки, драк просто так, а также тихого рисования в уголке некоторых детей. Звезда этого времени - белокурый Евгений, похожий на подслеповатого ангела: он может одновременно заливисто смеяться и лупасить какую-нибудь зазевавшуюся девочку, причем лучше ногами. Когда Женечке было 2 года, его родители начали разводиться и чуть-чуть забыли про него, в результате ребенок начал стремительно терять зрение. Мама спохватилась вовремя и окружила ребенка безмерной заботой, ну а конец немного предсказуем: пацан к шести годам прекрасно умеет манипулировать на родительских чувствах и уже прекрасно знает, как состроить из себя "брошеного ребенка". Интеллект у Жени явно выше среднего, однако для меня, имевшей дело с матерыми семиклассниками, он всё равно был проблемкой. Однажды, когда Женя в очередной раз завопил в истерике, я завопила вместе с ним. Чадо со стуком захлопнуло челюсть и уставилось на меня, слезы моментально высохли. Я сказала: "Знаешь, я тоже так умею". А мне было от чего кричать, потому что
12:00 - 16:00 - это уборка-сбор орущих детей в кучу-совместные игры или хоть что-то-уборка-обед-уборка-уроки-уборка-уроки левой ногой-разнимание дерущихся-психологическая разгрузка детей, пострадавших от Жени-уборка (а вы знали, что некоторые дети не попадают сразу в унитаз, и необходимо следить за чистотой ободка?)-разгон ютящихся по углам парочек с непонятными играми а-ля "в доктора"-уборка-доделывание уроков-уборка
Уборка постоянно. Всегда. Единственная радость - маленькая ласковая Оля. Забирали Олю папа и бабушка, что с мамой, непонятно. Оля была моей маленькой коалой, которая могла висеть на мне часами и при этом помогать во всех делах. Она сама всегда хорошо делала уроки и вообще была лучше всех. По ней я скучаю особенно.
16:00 - 19:00 - Детей начинают разбирать!!!!! Когда забирают Женб, в зал опускается диско-шар, и это событие отмечает вся группа. На второй день я придумала гулять, как раз между 15:00 и 16:00, и это вышло мне боком: на прогулке одна из девочек, Ксюша, потеряла свою шапку. Был хороший теплый день, дети бегали без курток, повесив их вначале на меня, а затем свалив в песочницу. Через 40 минут я начала собирать детей, раздала всем шмотье в руки, отдав Ксюше ее шапку. В центр она вернулась, судя по всему, без нее. Ксюшина мама, жесткая тетка с очень серьезными амбициями насчет дочери, впоследствии потребовала шапку возместить. Мне настолько было лень ругаться, да и ребенка не хотелось обижать, поэтому я просто сказала своей начальнице - вычитай из зарплаты. Мне пофиг.
Формально центр работает до 18:00, но ту же Олю забирали и в пол-седьмого. После этого я убиралась, мыла полы.
На второй день работы я устала безумно. В это же время приехал один мой казахстанский друг-антрополог, и вечером, после моей работы, мы покатили на экскурсию по Тюмени. Вернулись поздно, а потом еще засиделись на кухне....Короче, свой третий день я проспала.
Еле как отработав в пятницу, я радовалась выходным. В понедельник на собеседование пришла женщина с воттакенным стажем работы в началке, и я поняла, что работать здесь не буду точно. Мы поговорили с моей начальницей, и она в самых теплых выражениях предложила мне вести кружки, например, французский и какое-нибудь рукоделие. Я вежливо согласилась, хотя и знала, что больше не вернусь. В одном она оказалась права: я могла бы работать в центре, но я не собиралась делать карьеру в образовании, тем более в начальном, и смысла оставаться в продленке мне не было.
Итог - 4 тыщи зарплаты за 4 дня, из них минус 800 рублей за Ксюшину шапку. И правило №2: НИКОГДА НЕ РАБОТАЙ ТАМ, ГДЕ ТЕБЕ НЕ НРАВИТСЯ, ДАЖЕ ЗА ДЕНЬГИ.
Когда через пару дней пришла закинуть ключи от центра той опытной женщине-педагогу, она вывела детей на прогулку. Вид у нее был охреневший. Надеюсь, у нее все хорошо, и она получает хорошую зарплату.
***
Потом портал 72.ру предлагал мне отличные варианты администратора учебного центра и специалиста по работе с клиентами. Вначале я радовалась этим вакансиям, как ребенок и даже ходила туда на собеседования. Так случилось мое СОБЕСЕДОВАНИЕ №1: АДМИНИСТРАТОР УЧЕБНОГО ЦЕНТРА
1) Учебный центр "Разум"
Учебный центр имеет несколько филиалов в Тюмени, головной офис рядом с домом. Утром я поехала на собеседование, где, переодевшись в бахилы, последовала за менеджером в класс.
Скажу сразу, я понравилась и даже подходила им. Обязанностей в разы меньше, уборка помещений включена.
М: - у вас очень хороший опыт, большое резюме. Наверное, вам следует его сократить для других вакансий?
(ну да, потом я действительно сократила свое резюме, сделав его гораздо более удобоваримым. Хватило на 16 вакансий)
М: - а отношения у вас с начальством какие? А вы вот как, любите там конфликтовать?
(слишком быстро ответила и слишком натянуто - что я вообще всех люблю слушать и совсем не конфликтная. Ложь и промоакция, я спорю. Правда, только тогда, когда задета чья-то честь, или я уверена в некомпетентности, но все равно спорю)
М: - а зарплата у нас будет оклад плюс процент
(ох уж мне эта схема, значит, будешь получать оклад. А объединение администратора и продажника - это эпик фэйл, даже соваться не стоит. Но об этом я узнала значительно позже)
М: - в общем, мы вам позвоним и пригласим на второй этап собеседования
(ага, щас. Это я вам позвоню, и вы меня позовете, так всегда делается. Но я не позвоню)
Вышла окрыленная. В автобусе осознала, что это пятидневка, за которой потянется рутина, выходные на диване и невозможность работать в лабе по будням.
Я не позвонила. Тогда родилось правило №3, которое я до конца осознала только недавно: НЕ РАБОТАЙ ЖЕСТКИМ ГРАФИКОМ, ЕСЛИ НЕ ХОЧЕШЬ ЗАСТРЯТЬ НА ЭТОЙ РАБОТЕ.