Угораздило меня, студента третьего курса IT-кафедры одного из ВУЗов Санкт-Петербурга, вляпаться в практику, не отходя от кафедры. Преподаватель, которому наша группа сдавала курсовую, взял нас с другом в оборот. Вроде и хороши были работы, да чем-то мы ему приглянулись. Всё, говорит, поставлю, только если пообещаете практику на кафедре пройти. А нам-то и в кайф - не надо никуда бегать, документы все за нас оформят, на кафедре всё знакомое. Это я потом понял, как много опыта по самостоятельному трудоустройству мы упустили. А тогда это было элементом вожделенной халявы!
Взялись мы оборудовать новые аудитории старой техникой, тянуть витую пару, развешивать роутеры да настраивать ПО. Да так увлеклись, что по осени превратились с лёгкой руки зав.кафедрой в лаборантов. Была возможность поэкспериментировать с настройками сети, попробовать разные конфигурации - лишь бы образовательному процессу не вредило. Я, например, поставил в первый же год сервер на линуксе, сделал его входным шлюзом на кафедру и настроил фильтрацию контента. До этого все сервера были на винде. Позже раскидали несколько точек WiFi. Это сейчас без MESH-сети ни одна образовательная организация не обходится, а то дело было лет 15 назад. Тогда многое в новинку было.
Но самым главным приемуществом такой подработки было, конечно же, знакомство с профессорско-преподавательским составом своей кафедры и не только. Препод, который нас на всё это подбил, уже через год с радостью убежал в закат. Но с написанием дипломов нам помогали все понемножку. Не в плане халявы, но по конкретным вопросам. В итоге дипломы получились добротные и нестандартные. Тогда от всех требовали написать "информационную систему" с ООП и базой данных. Соответственно, везде должны была быть диаграмма классов (UML) и схема БД. У меня не было ни того ни другого.
Была админка, позволяющая управлять web-сервером, с доступом через браузер. Ближайшим аналогом был webmin. Чем я его теоретически переплюнул - уже не помню. Но всем понравилось. Даже несмотря на то, что вместо админки был, так называемый, "исследовательский прототип". Ну и обещания продолжить работу на кафедре (а значит, довести разработку до конца).
Друг сразу свалил после выпуска, я остался. Убеждали поступать в аспирантуру, но я отказался и продолжил работу обычным инженером. Потому что видел аспирантов, которые трудились вместе со мной. Либо они шли соискателями, дописывая куски докторских диссертаций других сотрудников, либо мучились в поисках вдохновения на собственные научные труды. Большинство из них свалило через год-другой, потому что надо было работать и зарабатывать. Всё их "написание кандидатских" сводилось к отправке десятка страниц введения на публикацию в разные научные журналы. За денежку, само собой. Каждый раз порядок страниц менялся. Содержание оставалось прежним. Тогда понятие "выгорание" было не на слуху, но положение было именно таким.
Ещё им давали педагогическую нагрузку. Не все к этому оказались готовы, кто-то свалил именно из-за студентов. А мне эта часть как-раз таки пришлась по душе и я вёл практику по нескольким дисциплинам, смежным с моей работой и защищённым дипломом. Агитация в аспиранты не прекращалась, но я пошёл своим путём. А именно решил принести высшее благо: завершить проект, описанный в собственном дипломе, и расширить его до полноценной информационной системы управления кафедрой!
Проект для рядового инженера был амбициозный, а значит требующий поддержки. Тогда я не придумал ничего более умного, чем свалить всё на студентов. Нужна мотивация? А пусть это будет их дипломной работой. Проект большой? Давайте разделим его на части и организуем командную работу! Доступные мне студенты - ещё далеко не выпускники? Пусть пишут три года, больше шансов достичь осязаемого результата.
Сказано - сделано. Взял пятерых самых толковых третьекурсников, у которых вёл пары, объяснил задачу и начал подготовку. Организовал общение, раздавал задачи. Поскольку работал не только на кафедре, то одного из них удалось даже пристроить ко мне в фирму на практику после третьего курса. Некоторые куски им пригодились в качестве курсовиков по разным предметам. Бонусом было то, что я их познакомил с нужными людьми на кафедре, то есть протащил немножко своим путём.
Долго ли, коротко ли, до финала дошли не все. Команда уже из четверых студентов подрасшаталась к пятому курсу, но работала слаженно. Прикрывали друг друга, помогали, успешно играли в команду разработчиков. Единственное что к тому моменту исчезло - это надежда на внедрение, потому что внедрять было нечего. Ожидался снова полноценный "исследовательский прототип". Мой косяк, как организатора, конечно же. Дипломное руководство ими мне официально не оформили, потому что нет учёной степени. Денежки за три года моих трудов получили другие более уважаемые преподаватели. Я же шёл в их работах как технический консультант.
На защите они были восхитительны. Несмотря на мой статус, с меня спрашивали, как с руководителя. Я рекомендовал двоим снизить оценки до "хорошо" за недостаточное усердие, но они защитились так, что все заслужили "отлично". Горжусь ими по сей день.
При чём тут аспирантура, спросите вы? В тот год начали возвращаться мои однокурсники, свалившие ранее из аспирантуры. У них появились идеи за время работы, они были готовы эти идеи реализовать. Кто не свалил, тоже нашли пути развития так или иначе. А я наоборот, сваливал из универа. Ещё за год до дня защиты я всех предупредил, что выпущу этих ребят - и пойду поработаю. Во-первых, хотелось зарабатывать. За инженерные работы платили мало, за преподавание и вовсе почти не платили. Во-вторых, думал тоже найти искру, которую можно будет развить в пламя кандидатской. Но...
В конце защиты моих подопечных меня вызвали и попросили оценить проделанную ими работу с точки зрения дипломного руководителя. Я, конечно, был на эмоциях, стал восторженно описывать приобретённые ими командные и технические навыки, объём проделанной работы и т.д. Тогда меня прервали и попросили ответить на поставленный вопрос кратко и по существу. Я поперхнулся, потом подавил желание высказать всё, что думаю о прервавшем. Всё же это могло навредить ребятам. И зачитал вкратце то, что было указано в бумажке под названием "отзыв руководителя".
Думаю, это был лишь повод. Но я разом вспомнил всю бумажную работу, которую проделывали при мне аспиранты. Вспомнил, как преподаватели проводили с ними кучу времени не в развитии идей, а в придумывании новых формулировок для изложения старых статей. Представил объём бессмысленной писанины и бюрократии, который предстоит пропустить через себя. Осознал, насколько на моих глазах менялись аспиранты, защищавшие свои работы, превращавшиеся в кандидатов тех. наук, доцентов. Они к тому моменту говорили будто на другом языке. И я принял решение никогда больше туда не возвращаться.
PS: вернулся, конечно же, но не в аспирантуру, не в преподавание и это уже совсем другая история.