Все понарошку
Сижу в лаборантской и слышу через открытую дверь из кабинета гневный голос:
— Вы что, совсем обалдели! Вы чего здесь делаете?!
— Да мы попить зашли...
— А дежурить за вас кто будет? Уже семь минут от перемены прошло! А ну выметайтесь!
И естественно, первый вопрос, которым я задалась — а почему, собственно? В смысле почему они не на дежурстве?
Да просто все. Они не видят в этом смысла.
Они не понимают, зачем они стоят на лестницах и в коридорах раз в неделю каждую перемену в течении четверти каждый год. (А кто-нибудь вообще, к слову, понимает — зачем?)
Если бы вам сказали, что вы у себя на работе по 10 минут каждый час должны стоять у кулера, что бы вы ответили? Я бы пальцем у виска покрутила и пошла по своим делам.
Примерно 2,5 года я на своем факультете занималась организацией интеллектуальных игр. Однажды мне написала девочка с другого факультета, она собирала документы на повышенную стипендию и ей нужны были подтверждения об участии со всех мероприятий, на которых она была. В том числе с моего. «Мне нужна бумага, подтверждающая мое участие участие в игре, со списком команды, указание занятого места и вашей подписью».
Я тогда вообще, помню, не поняла прикола. Мне 20 лет, я тут ничего не решаю, зачем кому-то моя подпись? Сейчас, когда я эту историю вспоминаю, я понимаю, что я была главоргом, поэтому, очевидно, моя подпись имела смысл.
Представьте себе автостраду, по которой едет джип, почти вдвое превышая скоростной режим. В какой-то момент он видит машину, едущую навстречу, которая мигает ему фарами. Нормальная ситуация, не так ли? И все знают, что это значит: впереди засели гаишники. Джип сбавляет скорость, замечает пост, спокойно его проезжает и, не моргнув глазом, опять набирает 200 км/ч.
Зачем было установлено ограничение скорости? Зачем на дороге стоит патруль? Какие последствия имеют значение — авария или штраф? Зачем джипу моргали фарами? Зачем он сбавил скорость только перед патрулем?
По тв в очередной передаче обсуждают эпидемическую обстановку.
— Человек должен понимать, что если он сбежит из карантина его посадят в тюрьму.
Да вы смеетесь что ли? Какое последствие важнее — тюрьма или то что близкие заболеют?
Наше воспитание, образовательная и судебная система построены не на оценке последствий, а на страхе. Отсюда получаются люди, которые
1) уверены, что от них ничего не зависит — то есть последствия никак не коррелируют с их действиями и выбором (стоять ли на дежурстве, подписывать ли документы, соблюдать ли скоростной режим и карантин);
2) не понимают, зачем нужны те или иные действия и ограничения;
3) не готовы принять на себя ответственность за последствия собственного выбора;
4) готовы из кожи вон вылезти, чтобы обойти бессмысленные, на их взгляд, ограничения и избежать наказания, да еще и хвастаются своей смекалкой на этот счет.
Ну хорошо, ты очень хитрый и сбежал из карантина и побежал обниматься с домашними. А хуже-то кому?
Что характерно, люди, которые гоняют 200 км/ч и бегут из карантина получаются из тех, кому не объяснили, зачем они дежурят. Не объяснили. И что самое неприятное — даже если объяснили, ответственности они все равно не несут и не имеют никаких полномочий. Как и позже студенты-активисты думают, что их подписи не имеют значения, и никто не ходит на выборы, потому что считает, что они ничего не решают.