SeriousMcNabbs

На Пикабу
поставил 56 плюсов и 1 минус
Награды:
С Днем рождения, Пикабу!
147 рейтинг 8 подписчиков 15 подписок 2 поста 0 в горячем

Абитуриенту - 2022 (и 2023 тоже), часть первая

Данный пост будет актуален для нынешних старшеклассников и их родителей. В нём я постараюсь осветить все этапы подготовки к поступлению в высшие учебные заведения.

С чего нужно начать? И когда?
Идеальное время начала подготовки - за 2 года до поступления, т.е. после окончания 9 класса. Первое, с чем желательно определиться - будущее направление подготовки и соответствующие предметы, которые выпускник планирует выбрать на ЕГЭ. Стоит помнить, что конкурс проходит по направлению подготовки, т.е. в рамках одного направления в конечном итоге могут быть сразу несколько специализаций (из которых потом придётся выбирать либо вам, либо вуз это будет делать сам).
Определившись с предметами ЕГЭ, нужно понять "стартовый уровень", т.е. провести независимую диагностику. Самый простой, но не самый эффективный уровень - попытаться решить вариант ЕГЭ. Её может провести и учитель, можно под контролем родителей дома, главное не пускать на самотёк, ребята часто необъективно себя оценивают. По всем предметам в ЕГЭ есть задания, которые должен уметь решать выпускник 9 класса. По математике это больше половины первой части и планиметрическая задача во второй, по информатике - примерно такая же картина; а по такому предмету, как география, например, - существенно больше половины и некоторые вещи придётся вспоминать вообще из программы 6 класса (чтобы построить профиль местности).

Какие основные способы поступления?
Их два: ЕГЭ (в некоторые вузы ЕГЭ + ДВИ (дополнительные вступительные испытания)) и поступление через перечневую олимпиаду. Перечневые олимпиады - олимпиады, утверждённые Министерством просвещения на конкретный год, дают льготы разного уровня при поступлении и действуют не только в том вузе, который её проводит. Но льготы могут быть разными.  Список утверждается ежегодно в конце августа на следующий учебный год. Эти олимпиады трёх уровней. Победителей и призёров олимпиад первого уровня зачисляют БВИ (без вступительных испытаний), для второго уровня - зачисление на профильное направление, либо 100 баллов на ЕГЭ по соответствующему предмету, для третьего уровня - 100 баллов на ЕГЭ по соответствующему предмету. Важно: чтобы иметь возможность воспользоваться льготами олимпиад, необходимо сдавать ЕГЭ по этому предмету и сдать его не меньше чем на 75 баллов (некоторые топ-вузы ставят более высокий порог). В противном случае, льгота "сгорает". Льготу "без вступительных испытаний" можно использовать только в один вуз, льготу - 100 баллов во все вузы, куда поступает абитуриент. Всероссийская олимпиада школьников, разумеется, относится к олимпиадам первого уровня.

Легко ли "взять" перечневую олимпиаду?
Если ученик не имеет олимпиадного опыта, то это непросто. Олимпиады школьников - своеобразный спорт, где опыт участия на разных этапах - ключевой момент, и чем раньше школьник начинает принимать в них участие, тем больше шансов на то, что он когда-нибудь победит (если он готовится к ним, а не участвует просто так). Как правило, первые этапы проходят дистанционно и/или онлайн, финальные этапы - очно (пандемия коронавируса и тут мутит воду, но в целом очные этапы вернулись).

Может ли вуз не принять льготу олимпиадника?
Теоретически да, но вуз не может не принимать результаты конкретных олимпиад, вуз может не принимать результаты олимпиад конкретного уровня целиком, что невыгодно, поскольку в таком случае в списке может оказаться и олимпиада, проводимая самим вузом.

Каким образом формируется рейтинг для поступающего по ЕГЭ?
В расчёт для поступающего по ЕГЭ берётся сумма баллов за экзамены, являющимися вступительными по данному направлению подготовки. Приоритет предметов в сумме значения не имеет. Поэтому критически важно заложить в голове, что для поступления в вуз будущему инженеру-программисту русский язык настолько же важен, насколько информатика. Из собственной практики могу привести пример, когда один мой выпускник, провалив профильную математику "добрал" баллы на экзамене по русскому и информатике. Абитуриент, у которого 90 по информатике, 60 по русскому и 70 по математике будет стоять ниже в рейтинге, чем тот, у которого 80 по русскому, 80 по информатике и 70 по математике. Более того, как показывает мой опыт, набрать много баллов проще всего по русскому языку, поскольку предмет изучается дольше всего, в среднем звене русский язык с литературой изучается по 8-9 уроков суммарно в неделю, такого нет даже по математике. Поэтому часто мои выпускники-технари набирают от 80 баллов по русскому языку и выше, и такой результат не считается очень высоким, в отличии от математики и информатики, где такой результат уже можно рассматривать для зачисления на бюджет в не самый плохой вуз.

Дополнительные вступительные испытания
ДВИ проводятся вузами самостоятельно (там, где им разрешено министерством). Это чаще всего творческие испытания на актёрские, архитектурные и другие направления, но есть и предметные ДВИ, которые проводят топ-вузы. Причём, абитуриент условно может сдавать математику или физику на ЕГЭ, и ему придётся сдать дополнительный экзамен по этим же предметам в вузе (например в МГУ). Оценивается ДВИ по стобалльной шкале и этот результат прибавляется к баллам ЕГЭ, в зачёт идёт сумма.

Абитуриенту - 2022 (и 2023 тоже), часть первая Школа, Поступление в ВУЗ, Длиннопост, ЕГЭ, Экзамен, Предметная олимпиада

На фото: студенты первого курса вуза пришли на первый зачёт

Чем может помочь школа (и обязана ли) при подготовке к ЕГЭ?

Вопреки распространённому мнению, школа не обязана безусловно "готовить к ЕГЭ". Уровень среднего общего образования (10 - 11 класс) предусматривает наличие профилей, в рамках которого изучение отдельных предметов проводится на профильном уровне. От этого зависит количество уроков в неделю, например для технологического профиля, где происходит "профилизация" информатики предусмотрено 4 урока в неделю в 10 и столько же в 11 классе. На базовом уровне на изучение информатики отводится 1 урок в 10 и столько же в 11 классе. Для любого ЕГЭ разработана спецификация (доступна вместе с демо-версией на сайте ФИПИ - разработчика заданий ЕГЭ) и в ней есть таблица, где напротив каждого задания стоит уровень сложности: базовый (Б), повышенный (П), высокий (В). Так вот, при изучении предмета на базовом уровне выпускник должен уметь решать только задания базового уровня сложности. По математике этого хватит на 39 баллов, по информатике - на 50, а например по истории - на 45. Если же уровень изучения предмета профильный, то тут уже можно говорить о полноценной подготовке в рамках школы. Такая система сложилась вследствие того, что считается, что учащийся 10 класса должен выбирать школу по профильному принципу, а не по территориальному. На практике дело обстоит иначе: множество школ выбирают универсальный профиль (т.е. отсутствие предметов на профильном уровне, либо "профилизируется" один-два предмета) ввиду нехватки ресурсов, квалифицированных кадров и т.д. Особенно, насколько я знаю, это характерно для регионов, которые находятся далеко от Москвы, небольших населённых пунктов и т.д. В классическом профиле углубляется изучение не менее чем трёх предметов.


В этом посте я рассказал о стартовых условиях и первичных задачах, которые стоят перед будущим абитуриентам. Если есть вопросы, пишите их в комментариях, в следующей части отвечу на них и расскажу более подробнее про опыт подготовки к ЕГЭ своих школьников. Продолжение следует...

Показать полностью 1

Подготовка к поступлению в вуз для старшеклассника

Доброго дня, уважаемое сообщество Пикабу!
В комментариях к постам увидел некую заинтересованность от старшеклассников (в особенности от их родителей) в информации о том, как правильно готовиться к поступлению, к ЕГЭ, выбирать вуз и так далее. Прошерстив поиск, не нашёл ничего конкретного.
Насколько заинтересованы в этом на Пикабу?
По роду деятельности - учителя школы, который уже шесть лет выпускает старшеклассников - могу рассказать об этом изнутри: как и когда что делать на примере своих выпускников. А выпускники мои (под выпускниками имею в виду всех, кого учил) - студенты МГТУ им. Баумана, МИФИ, МАИ, МЭИ, Станкина (те, кто по моему профилю математики и информатики, есть и много по другим направлениям). Самые ранние уже окончили вузы. Если интересует ЕГЭ - спрашивайте что конкретно, как эксперт ЕГЭ могу рассказать про все этапы от подготовки до сдачи экзамена и подачи апелляций (разумеется, в пределах открытой информации). Работая с ребятами, уже выработал стратегию подготовки, адаптируя её под конкретные условия. Ах да, педагогическое - моё второе образование, по первому я инженер, выпускник МГТУ им. Н.Э.Баумана, про этот вуз знаю гораздо больше, чем про другие.

Пишите в комментариях, что хотели бы узнать, какие-то главные вещи соберу потом в пост.

Отличная работа, все прочитано!