Ремонт шуруповёрта. Иногда они возвращаются
Приветствую всех, уважаемые Ремонтёры! Когда меня попросили посмотреть шуруповёрт и решить, можно ли его отремонтировать, я, признаюсь, ожидал увидеть нечто подобное (картинка честно взята с просторов Интернета):
В реальности меня ожидало вот такое чудо. Только не подумайте, что к нему относились небрежно. Нет, ни в коем случае. Просто им много, очень много работали. Именно так выглядят передовики производства, спустя пару-тройку лет.
На момент фотографирования, шуруповерт был уже основательно разобран. Когда же стало понятно, что это будет интересный случай, я на скорую руку собрал раскиданные части и обозначил общий вид.
Неисправность проявлялась в том, что патрон еле-еле крутился, а рукоятка ощутимо нагревалась. А после того, как шуруповёрт простоял ночь, выяснилось, что еще и аккумулятор разрядился в хлам. До 6 вольт с первоначальных 18 вольт!
Что открылось моему взору после разборки корпуса:
Запах стоял соответствующий, можете себе представить.
Аккумулятор, несмотря на тревоги, оказался очень даже исправным. Вначале долго и как-то неохотно набирал заряд от лабораторного блока питания. А затем ожил и, даже, прошёл тест на разряд фиксированным током. Внутри корпуса плашмя лежат пять элементов 18650 от Samsung. Сверху над ними, крохотная платка с одной микросхемой, которая, по моему разумению, занимается только балансировкой элементов. Даже термодатчик уходит напрямую в разъём. А глубокий разряд объясняется тем, что в выключенном состоянии, неисправный шуруповерт потребляет ток около 150 мА. Вот он и выпил за ночь жизненную силу из аккумулятора.
Затрудняюсь сказать, есть ли у этой, сильно подгоревшей, платы, какое-то официальное название.
На мой взгляд, если судить по функционалу, это немного модифицированная плата BMS 5S. BMS, в данном контексте, означает “battery management system”. К этой плате подключён термодатчик, она подаёт питание на светодиод подсветки. Имеется токовая защита (на плате виден мощный низкоомный резистор). И, самое важное, она отслеживает нажатие кнопки. Глядя на её состояние, думаю, с ней всё понятно. А как поживает регулятор оборотов? Когда я подключил блок питания напрямую к кнопке, шуруповерт бодро закрутился, вот только регулировки частоты вращения не было. На этом ремонт можно было бы заканчивать, потому выгорело, практически, всё. А пользоваться шуруповёртом, у которого скорость сразу врубается на максимум, невыносимо неудобно. Однако, после перерыва и чашечки кофе, я решил продолжить ремонт и разобрать регулятор оборотов. Вот так он выглядит крупным планом:
Решение было принято верное. Регулятор оборотов, который ничего не регулирует, оказался вполне ремонтопригодным.
На фотографии виновник торжества. Всем хорошо известный, мосфет IRF3205 (55 Вольт, 110 Ампер (!)). Все выводы замкнуты накоротко. Глядя на его ток и с учётом состояния платы BMS, у меня даже идей нет о том, что произошло с шуруповёртом, и почему выгорела вся схема между аккумулятором и двигателем. Ну не молния же туда попала, в самом деле! Впрочем, случившееся не противоречит закону Паркинсона: «Устройство, защищённое плавкой вставкой, сгорит первым, тем самым, защитив плавкую вставку от перегорания».
Замена транзистор труда не составила, расположен он на плате удобно. Мощный паяльник, свинцовосодержащий припой и озеро флюса, творят чудеса.
Получилось как-то так.
Замечу, что заниматься разборкой корпуса регулятора оборотов, чтобы заменить транзистор, нерентабельно. От слова "совсем". Дело даже не в том, сколько стоит запчасть в сборе. Очень уж коварные и хлипкие защёлки придётся открыть. Мне удалось сломать только одну (!) из них. Однако, больше всего крови из меня выпил переключатель направления вращения. Контакт, которого, несколько раз вылетал, а пружинка не потерялась просто чудом. Такое можно проделать только из интереса, или же, когда время доставки запчасти велико и надо принимать решение. Купить для работы другой шуруповёрт, или к старому ещё можно приделать костылики.
После замены транзистора, появилась регулировка оборотов. Осталась решить судьбу платы защиты аккумулятора. По согласованию с владельцем шуруповёрта, я её временно убрал. Получилось так.
О рисках эксплуатации аккумулятора без защиты я его, конечно, предупредил. Как и рассказал о несложных правилах обращения с новым, по-сути теперь уже, устройством.
Безусловно, защита батареи нужна. Она и будет. Однако, исходя из личного опыта, предвижу впереди танцы с бубном. Случалось уже переделывать отвертки и шуруповёрты с никель-кадмиевых аккумуляторов на литиевые. Тогда я и узнал, что выбор плат BMS на Алиэкспресс, та ещё лотерея. Мало ли, что там продавец говорит. Сами знаете, что на сарае написано, а что там реально лежит. Словом, приходилось и мосфеты перепаивать, и модуль совсем убирать, потому что защита по току жила своей непонятной жизнью.
Вместе с этим, не теряю надежды найти оригинальную запчасть или отремонтировать старую. Тут уж, без великой силы Пикабу никак не обойтись. Если кто узнал модуль и знает где приобрести новый, пишите в комментариях. Было бы просто замечательно, если бы помогли с фотографией пострадавшей платы. Может быть, есть у кого такой же шуруповёрт. Потому что заменить модуль в сборе, на мой взгляд, это как-то неспортивно :) Рассчитываю на помощь, поэтому выкладываю фотки платы.
Её размер 46 х 24 мм.
На этом всё. Всем успехов в ремонтах! До встречи!