July7

July7

Пикабушница
поставилa 0 плюсов и 0 минусов
109 рейтинг 0 подписчиков 9 подписок 2 поста 0 в горячем

Алекситимия: нет слов для чувств

Всегда ли Вам легко описывать собственные чувства и эмоции? А можно ли вообще при помощи слов описать то, чего мы не можем увидеть, потрогать, услышать? Ведь эмоций так много, а слов для них так мало… Поговорим о вербализации эмоций и о том, что такое алекситимия.

Что я чувствую?

Алекситимия: нет слов для чувств Эмоции, Общество, Психология, Психосоматика, Длиннопост

Оноре Домье. Тридцать пять выражений лиц.

Мы все испытываем эмоции. Уже у 10-месячных младенцев исследователи обнаруживают несколько видов улыбок, а значит, можно говорить и об оттенках эмоций, которые ощущает ребенок. Начиная с пеленок и до конца жизни человек реагирует на окружающий мир положительно или не очень… Но такие понятные и знакомые эмоции, например, страха, гнева, радости, печали, с трудом поддаются детальному описанию.

«Опишите, что вы чувствуете» – достаточно типичная просьба, которую можно услышать на сеансе психотерапии. В принципе, такой вопрос может задать себе и сам человек, когда необходимо разобраться в трудной ситуации, понять себя. Попробуйте сейчас, пока читаете этот текст, спросить себя: «Что я чувствую?».

Если ваш ответ будет вроде: «Спину ломит, голова болит, я устал», то это не чувства и не эмоции, это телесные проявления, ощущения. Если же ваш ответ будет наподобие такого: «У меня есть проблема, я пытаюсь ее решить, не знаю, как…», то это тоже не описание эмоций, это описание мыслительных операций. Возможно, самым простым и типичным ответом на такой вопрос может стать следующий вариант: «Нормально» или «Я чувствую себя хорошо, плохо и т.д.». Но это всего лишь оценка вашего эмоционального состояния, а не сама эмоция.

Алекситимия: нет слов для чувств Эмоции, Общество, Психология, Психосоматика, Длиннопост

Как описать то, чего не видишь?

Да, эмоции достаточно трудно описывать, они фактически не поддаются детальным вербальным характеристикам. Неспроста ведь столь высока популярность смайликов, которые способны изобразить эмоцию наглядно, тем самым спасти нас от сложностей описания чувств.

Наверное, философам XX века идея со смайликами тоже показалась бы удачной; например, Ф. Ницше полагал, что язык вовсе не способен отображать внутреннюю реальность, ту, что, в отличие от внешнего мира, человек видеть не способен. Вспомним стихотворение М.Ю. Лермонтова:

«Холодной буквой трудно объяснить

Боренье дум. Нет звуков у людей

Довольно сильных, чтоб изобразить

Желание блаженства. Пыл страстей

Возвышенных я чувствую, но слов

Не нахожу и в этот миг готов

Пожертвовать собой, чтоб как-нибудь

Хоть тень их перелить в другую грудь».

Получается, что эмоции – это некий тайный, заброшенный сад, который находится где-то на задворках нашего сознания. Мы знаем, что этот сад есть, что он живет по своим природным законам, но «копаться» там не очень хочется.

«Без слов для чувств»

Вопрос о вербализации своих чувств и эмоций с каждым десятилетием становится все более актуальным. Бесстрастный человек в бесстрастном мире – кажется, что это лозунг современного общества. Сообщения становится короткими, общение – дистанционным, почти полностью исчез, а может, даже и уничтожен современными технологиями эпистолярный жанр, в котором люди без стеснения могли в подробностях описать свои переживания.

В 1973 году гарвардский психиатр П. Сифнеос обнаружил ряд повторяющихся особенностей у пациентов с психосоматическими расстройствами. Эти особенности сводились к одной важной характеристике – неспособность описывать и различать эмоции. П. Сифнеос предложил использовать термин «алекситимия», который буквально переводится как «без слов для чувств». Пациенты с алекситимией не могли определить, голодны они, раздражены, печальны или просто простужены.

П. Марти еще в XX веке называл алекситимию частью «личности нашего времени», в XXI же, в веке мультимедийных технологий, алекситимия все чаще встречается у молодых людей, в связи с чем данное явление стали определять как особенность современного человека.

Алекситимия не является специфическим заболеванием – это определённый стиль психики, психологическая характеристика человека, который:

А) полностью или в некоторой степени не способен описать эмоции;

Б) не понимает чувства окружающих людей;

В) не различает телесные ощущения и чувства;

Г) предпочитает описывать внешнюю сторону жизни.

Очень гиперболизирована реакция алекситимика на событие, которое требует немедленного эмоционального отклик, изображена в сцене сериала «Сообщество». Один из героев Эбед Надир в некоторых эпизодах демонстрирует признаки алекситимии, например, просит друзей: «Помогите отреагировать».

Проиллюстрируем аффективные нарушения алекситимиков примером из работы Дж. Немия. Пациенты используют такие слова, как «печальный», «гневный», «нервозный», но не способны детально описать, объяснить данные чувства. При просьбе врача объяснить более подробно, что за эмоцию они испытывают, пациенты заявляют: «просто не могу выразить это чувство словами».

Люди с алекситимией в деталях рассказывают о своей повседневной жизни, в первую очередь в негативном контексте, в форме повторяющихся жалоб. Если вы захотите узнать, как себя чувствует алекситимик, в ответ вы, скорее всего, услышите описание «внешних» событий, действий, бытийной стороны жизни. Личность с алекситимией чрезмерна прагматична, конфликтна, не испытывает эмпатию. С таким человеком трудно общаться.

Когнитивная сфера личностей с АТ также обладает рядом особенностей: преобладание наглядно-образного мышления, слабость символизации и категоризации в мышлении. Мышление алекситимиков можно охарактеризовать как операциональное мышление.

Что является причиной алекситимии?

Существуют различные теории, определяющие факторы формирования и развития АТ, которые опираются на деление АТ на вторичную и первичную.

Во-первых, теория дефицита, в основу которой легли исследования П. Сифнеоса. Ведущим фактором развития АТ по данной теории являются генетические особенности: дефекты или особые варианты развития головного мозга.

Во-вторых, теория нейроанатомически-нейрофизиологического нарушения, которая рассматривает АТ в качестве «синдрома расщепленного мозга». Алекситимия рассматривается как следствие недостаточной связи левого (сознательного, речевого, малоэмоционального) и правого (подсознательного, невербального, эмоционального) полушарий.

Данные теории определяют факторы развития первичной алекситимии, однако в отдельную группу выделяются и теории, которые описывают причины развития вторичной алекситимии.

Теория регрессии, или отрицания, определяет такие факторы, как хронические или острые формы тяжелых психических травм.

Теория социально-психологического формирования АТ основным фактором выделяет влияние общества на индивида. Алекситимия может стать следствием приспособления человека к требованиям индустриального современного общества, которое требует от человека конкретно-реалистичного мышления, эмоциональное же восприятие действительности не поощряется. Влияние на формирование АТ оказывает и воспитание в семье.

Я болею или мне грустно?

Кажется, что алекситимия не такая уж и серьезная проблема. Ну не может человек описать, что чувствует, не понимает, болеет или грустит, – ничего страшного. Однако проблема здесь кроется в следующем: даже если человек не в состоянии определить свои чувства, он все равно их испытывает, а значит, эмоция не находит никакого выхода. В таком случае возможно два исхода событий: либо эмоция найдет выход через резкий аффективный всплеск, то есть неадекватную эмоциональную реакцию на событие (например, сломать стул, разбить посуду из-за того, что собеседник спросил: «Почему ты не пришел на работу?»), либо эмоция проявится в физических недомоганиях. Именно в связи с психосоматическими заболеваниями и начали изучать алекситимию. Установлено, что высокий уровень алекситимии устойчиво положительно коррелирует с развитием гипертонии, желудочно-кишечных и онкологических заболеваний, ревматоидного артрита, ишемической болезни сердца, кардиологическими заболеваниями, хронических головных болей напряжения, постурального фобического головокружения, тревоги и депрессии, хронической боли в шее и спине.

А вдруг у меня алекситимия?

Многим современным людям может показаться, что у них есть алекситимия или проявляются какие-то ее признаки. Но, как мы уже говорили выше, эмоции и без алекситимии нелегко описать подробно. Поэтому, если вы просто не знаете, как описать страх или гнев, который вы чувствуете, но при этом понимаете, что это именно страх, а это – гнев, а это – головная боль, то навряд ли у вас алекситимия. Однако в любой момент вы можете проверить уровень алекситимии при помощи теста TAS-20-R.

Показать полностью 2

Поговорим с искусством. О чем говорит "Тройка" Перова?

Искусство - удивительное явление в жизни человека. Искусство позволяет выражать писателям, музыкантам, художникам, скульпторам ... нечто личное, транслировать свой субъективный взгляд на этот мир. Но, с другой стороны, если отойти в сторону, примерно на расстояние в столетие или в несколько столетий, посмотреть издали на искусство разных направлений, все эти субъективные картины мира складываются в одну, единую, цельную, через которую возможно понять, чем жили люди определенного десятилетия или столетия, о чем они думали, как воспринимали то или иное событие. Мне кажется, это прекрасный способ изучать, познавать мир. Я ни искусствовед, ни культуролог, я - филолог, и любая форма искусства мне кажется особым текстом, посланием, письмом, которое необходимо расшифровать, интерпретировать. Не претендую на объективность, ни в коем случае, когда речь идет о культуре, тут нет места объективности.
Поговорим с искусством. О чем говорит "Тройка" Перова? Искусство, Русская живопись, Русская литература, Обсуждение, Длиннопост

Взгляните на эту картину. Это "Тройка" Василия Перова. Что вы видите на ней? На какие мысли наводит этот сюжет? С чем ассоциируется?

Хотелось изложить здесь свое мнение, но больше всего хотелось бы услышать мнение других.

В первую очередь, вспомним, в каком году написана картина. Это 1866 год. Вторая половина XIX века – триумф реализма в России… и в литературе, и в живописи. В центре внимания настоящий, реальный человек, фон – исторические события. Удивительный период для культурной жизни России. Печатаются романы Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева. Вот-вот скоро вспыхнет полемика между Достоевским и Тургеневым, в глубине которой скрывается главный вопрос для России данного периода: «Каков путь развития России?». Этот вопрос, вызванный политическими изменениями, во многом определил развитие искусства второй половины XIX века.

В. Перов, как представитель реализма в живописи, участник Товарищества передвижников, как мне кажется, последовательно в своих картинах пытается тоже ответить на этот вопрос...  Перов в нескольких свои картинах уже отображал тему детского труда, но, я полагаю, на этом полотне можно отыскать и иные идейные сюжеты.

Поговорим с искусством. О чем говорит "Тройка" Перова? Искусство, Русская живопись, Русская литература, Обсуждение, Длиннопост

Тройка Чичикова.

Художник А. Лаптев

Этот сюжет, в моем видении, очень сильно перекликается с поэмой «Мертвые души» Н.В. Гоголя. Помните, все в школе учили: ««Эх, тройка! Птица тройка, кто тебя выдумал?...». Традиционно в литературоведении в этом отступлении видят путь России. Здесь прослеживается оптимистичный взгляд на будущее нашей страны. Гоголь, как один из тех, кто стоял у истоков реализма, очень сильно повлиял на взгляды поколения реалистов второй половины XIX века. Переклички с его произведениями мы находим и в литературе, и в живописи.

У Перова этот оптимистичный взгляд Гоголя искажается, путь Росси уже не кажется таким светлым… Трое детей, как образ народа, который только начал ощущать свою силу, осознавать себя, тянут непомерный груз… ношу прошлого исторического опыта. Измученные бледные лица, мрачный пейзаж, заледеневшая вода… Кажется, нет надежды…

Действительно, в рассматриваемый период в центр культуры помещается народ. Мыслители видят в народе истинный русских дух. Развивается движение «Хождение в народ», писатели сконцентрированы на описании русского быта, простого русского человека, подобные сюжеты появляются и на картинах. Вспомним жизнь и идеи Л.Н. Толстого, который решил стать ближе к народу, организовал школу для крестьянских детей. Многие заразились подобными идеями, особенно после неудачи восстания декабристов. Идеи славянофильства крепнут, путь России уже не так сильно связывают с идеями западных стран, у России должен быть свой путь, который невозможно преодолеть без народа. И вот на фоне подобных мнений, растущего демократического движения пишется картина Перова.

В связи со сказанным, возможна ли подобная интерпретация картины? Это изображение тяжелого детского труда, человека в трудных условиях? Или критическая оценка пути России? Или и то и другое...Художник вложил в полотно свое видение проблемы, которое было возможно на данном этапе времени. Сейчас мы можем это видение интерпретировать уже исходя из контекста. А что видите вы на этом полотне? О чем оно говорит вам? Очень хотелось бы услышать разные мнения. Поговорим с искусством…

Показать полностью 2
Отличная работа, все прочитано!