InzhirushkaFreg

На Пикабу
поставил 166 плюсов и 6 минусов
Награды:
5 лет на Пикабу
70 рейтинг 0 подписчиков 2 подписки 3 поста 0 в горячем

Парадокс наблюдателя

Когда хотел посостязаться с навигатором

Парадокс наблюдателя Парадокс наблюдателя, 2ГИС, Конкурс, Юмор
Парадокс наблюдателя Парадокс наблюдателя, 2ГИС, Конкурс, Юмор
Показать полностью 2

Ребёнку об эпилепсии

На онлайн курсах по физиологии ЦНС есть обязательное участие в семинарах. Семинар - это эссе до 1000 слов. Поскольку эссе - это вольная форма, а я только студент и не могу добавить что-то значимое к лекциям, я решила писать эссе в формате небольшого рассказа.

_______________________________

Иногда Оливер задаёт мне совсем нестандартные для 6-летнего мальчика вопросы. Когда он подошел ко мне впервые, он попросил ответить ему очень честно и дал понять, что ему совсем не интересно учить, что коровка говорит "му-му", а собачка "гав-гав". Тогда ему было 4 года и он спрашивал о космосе. Как нельзя было потерять его доверие тогда, так нельзя и сегодня. Еще немного предыстории: три дня назад в торговом центре мужчина в очереди потерял сознание и у него случился приступ эпилепсии. Оливер стеснялся спросить об этом до сегодняшнего дня.

Нужно сказать, что я не гений и не специалист по ответам на все "Почему и Как" от 6 летнего мальчишки, но! Я догадывалась, что этот вопрос прозвучит, а, значит, обязана была к нему подготовиться.


-Что именно тебе рассказать, Оливер?


-Почему его так трясло?


-Хорошо. Ты готов к тому, что это будет долгая история?


Оливер кивнул.


-Недавно я тебе рассказывала, что у нас в голове, в мозге, есть маленькие нейронные клетки, нейроны. Мы сможем разглядеть их только под микроскопом. Также, надеюсь ты помнишь о соединениях этих нейронов - синапсах.

"Даа... , - подумала я - мне о стольком тебе нужно будет рассказать. О ВПСП и ТПСП, о медиаторах, о Glu и ГАМК... И мне повезло, что ты умеешь слушать"


-Давай представим, что ты и я - нейронные клетки. И я советую тебе гулять на улице днём. То есть побуждаю тебя к действию. А по телевизору начался новый мультфильм, а ты его еще не видел, это побуждает в тебе желание остаться дома. Что ты сделаешь?


-Не знаю... если это новые "Стражи..."


-Хорошо. Ты был поставлен перед выбором? Так вот каждая нейронная клетка у тебя в голове постоянно принимает такие сложные решения. Клетки связаны между собой и на каждую приходит до нескольких тысяч таких "советов" и "аргументов" делать что-то или не делать. Нейрофизиологи называют такие сигналы как Возбуждающий (то есть призывающий к действию) Пост Синаптический Потенциал и Тормозный Пост Синаптический Потенциал. Если сокращённо ВПСП и ТПСП. Клетка принимает решение в пользу тех сигналов, количество которых больше.


-То есть призывающий к действию это твой совет гулять, да?


-Правильно. Теперь я расскажу о "медиаторах". Медиатор - это некоторое вещество, которое может влиять на наши нейроны. Мы с тобой поговорим о двух. Один вызывает в клетке возбуждение его называют Glu, потому что это "глутаминовая кислота", так сократили.

Второе вещество называется гамма-аминомаслянная-кислота или ГАМК, оно успокаивает нейроны в нашей голове. Запомнишь?


-Glu - призывает к действию, ГАМК - успокаивает.


-Отлично! В нашей голове эти два медиатора должны быть уравновешены. То что мы видели с тобой в торговом центре - это проявление болезни, которую называют Эпилепсия. Если Glu и ГАМК не смогли уравновесить друг друга могут появиться такие последствия. Но не всегда нарушение равновесия приводит к такой болезни. В детстве это проявляется в Синдроме Дефицита Внимания с Гиперактивностью (если захочешь, мы поговорим об этом в другой раз подробнее), в старшем возрасте может появляться тревожность, нервозность, нарушение сна. И уже в тяжелых случаях - эпилепсия.


-А почему у кого-то она есть, а у других нет?


-Чаще всего это врождённый недуг. В каком-то участке мозга существует слишком большое возбуждение. И при определённых условиях (сильные переживания, ишемия, интенсивные сенсорные ощущения), а может и самопроизвольно, такое возбуждение может захватить весь мозг. Это достаточно опасно. Ты сам видел, что если бы того мужчину не поймали, то он бы ударился головой, это, во-первых. Во-вторых, у него перенапрягаются сердце и сосуды, мышцы охватывают судороги, а еще некоторые нейронные клетки могут разрушиться.

Я умолчала, что причина в том, что во время приступа в клетку входит много Ca2+. Это приводит к гиперактивации вырабатывания ферментов в синапсах и "выгоранию" клеток. Это даже называется "нейротоксичное действие Glu". Но рассказать об этом 6-летнему мальчишке слишком сложно. Я боюсь, что хотя на самом деле кальций нужен для передачи сигнала в синапсах, он решит, что кальций это вредно.


-То есть такое продолжается с самого детства?


-Не совсем. Сегодня врачи могут проверить мозг ребёнка в детстве и для начала найти сам очаг. С большой точностью поможет 12-24 часовое ЭЭГ захватывающее ночной сон. А дальше больному нужно будет всю жизнь пить таблетки. Они бывают разные, ведь мы можем по-разному повлиять на равновесие. Вот тебе пример: возьмём весы. У нас есть 4 кубика. На правую чашу весов мы поставим 2 кубика, а на левую только один. Как сделать так, чтобы стало поровну?


-Поставить на левую последний кубик!


-Или?


-...или убрать один с правой?


-Молодец! Так же и с веществами в мозге: Мы можем либо мешать работе Glu, то есть уменьшать возбуждение. Или мы можем помогать успокаиваться, то есть помогать работать ГАМК. Еще существует третий способ сохранять ГАМК молекулы и не давать им разрушаться. Всё было бы очень просто, если бы можно было всю жизнь принимать один препарат, но тяжелая работа врача заключается в умении маневрировать между этими тремя способами, чтобы пациент не успел привыкнуть к лекарству и обрести от него зависимость. Но если настала ремиссия, то есть больной пошел на поправку, менять препарат нельзя. На самом деле, если начать лечение еще в детстве, то 75% детей расстаются со статусом эпилептика в зрелом возрасте. Всё потому что система ГАМК, которая важна для торможения, развивается позже возбуждающей системы, и к зрелому возрасту, если мы защитим ребёнка от припадков, работа его мозга может нормализоваться так, что даже пропадёт очаг возгорания. Если же таблетки не помогают, то может помочь хирург. Для нас очень важно не допустить припадка, потому что каждый припадок создаёт "колею" для следующих.

Конечно, жизнь человека с эпи-статусом не самая лёгкая, отношение общества неоднозначно и преимущественно негативно. Больных эпилепсией по-прежнему широко клеймят. Это может повлиять на людей экономически, социально и культурно. Больному нужно регулярно наблюдаться у врача, регулярно принимать и менять лекарства.

Но нужно понимать, что примерно каждый 200 человек страдает эпилепсией, а это 0.5% населения. Более того, каждый пятидесятый может стать эпилептиком, потому что имеет "очаг". И слава богу, если он себя не проявит.

Думаю ты уже подустал. Ты понял, что произошло с тем мужчиной?


-Он был болен, и, возможно, не принял вовремя лекарство.


-Мы с тобой не можем знать наверняка, почему это произошло, ведь мы не его врачи.



Доп материал:

1) Лекции Дубынина В.А.

2) http://www.aif.ru/health/life/1207515

Показать полностью

Форель лучший лосось


UPD: упс. Кто ж знал, что форель и правда лосось :D
И смешно и стыдно :D

Отличная работа, все прочитано!