EVitol

Пикабушник
79 рейтинг 0 подписчиков 8 подписок 3 поста 0 в горячем
Награды:
5 лет на Пикабу
0

Философия, эволюция и прогнозирование будущего

В начале немного философии, иногда она бывает очень полезной при выборе жизненной позиции. Итак, есть Мир, с которым мы соприкасаемся ежесекундно и каждодневно. Этот мир имеет огромное количество форм и состояний (как видимых и ощущаемых, так и сокрытых, даже недоступных органам нашего восприятия в виду их ограниченности). Самое главное - он постоянно видоизменяется, он демонстрирует нам множество эволюционных траекторий (Вселенной, галактик, звезд, планет, в том числе и Земли, биосферы, социума). Это очень важный момент - понимание разноуровневости, разнокачественности и разномасштабности происходящих преобразований. С другой стороны - есть человек как отдельная личность (биоинтеллектуальный объект), тысячами нитей-взаимодействий, связанный с внешним миром. Наш организм (психика, интеллект, физиология) очень тонко подстраивается к происходящему, чутко реагируя на те или иные изменения (социальные, экологические, геофизические, космические и прочие). Сам, в свою очередь, оказывая воздействие на окружающую среду. Помноженное на миллиарды людей, данное воздействие существенно трансформирует окружающую реальность (антропогенное и техногенное влияние). Человек в Мире, образно говоря, это “подвижное в подвижном” - две переплетенных ветви развития. Данный факт отражен наукой в таком понятии, как коэволюция, показывающем неразрывность и взаимообусловленность исторических метаморфоз. Отсюда можно сделать вывод: знание закономерностей эволюции открывает для нас возможность прогнозировать новые ее этапы, изучать ее будущее.


Соответственно, наряду с другими рациональными методами познания будущего (форсайта, метода опросов, экспертной оценки, разработки сценариев, экстраполяции трендов и т.д.), естественным образом формируется и эволюционный. Отдельный человек и общество, и цивилизация в целом, подвержены эволюции, проходя ряд характерных фаз, наряду с этим обладая определенной спецификой. Будучи включенным в поток исторических направленных преобразований, каждый из нас имеет собственную траекторию - линию своей судьбы - индивидуальную эволюцию.


Тут сразу возникает вопрос о запрограммированности того или иного объекта (процесса, явления) на вынужденное прохождение этапов и некий конечный результат. Как все происходит, как раскрываются особенности каждой из развивающихся систем и в чем проявляется их сходство (если оно есть)? Насколько мы (как в индивидуальном, так и в общечеловеческом измерении) способны раздвинуть границы объективной предзаданности?


Здесь надо обязательно учитывать фактор конечности бытия (пространственно-временной ограниченности) любой системы Мироздания. У каждого из нас есть лишь очень краткий промежуток времени, в течение которого возможны эволюционные преобразования. Как поется в песне: “Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь”. Есть рождение, есть русло судьбы, предопределенное множеством факторов (от генетических, до социально-исторических) и будет неизбежный переход в инобытие. Звучит очень жестоко, но именно осознание подобной данности должно подстегивать думающего субъекта к реальным действиям по совершенствованию самого себя и окружающей действительности. К этому его должны стимулировать и общественные установки (своеобразное нормирование социумом), ибо прогресс отдельного человека неизбежно вызывает и прогресс цивилизации, порой весьма существенный (роль пассионарных личностей в истории, используя терминологию Л.Н.Гумилева).


Конечно, можно поддаться иллюзиям, уповая на будущее бессмертие, которое нам обещают некоторые “продвинутые” футурологи, рисуя картину цифрового бессмертия, возможность переноса сознания в новое тело биологического или техногенного вида. Замораживая в настоящем и размораживая голову/мозг в грядущем, чтобы даровать подопытному (решившемуся на подобный эксперимент) шанс на перевоплощение.


Заблуждение состоит в непонимании ключевого момента - копия человеческого сознания и сам человек, обладающий конкретным сознанием, это две большие разницы. Даже биологическая копия человека - его клон - при всей схожести является, тем не менее, самостоятельной структурой. Вы не можете перейти (совершить квантовый скачок) из одного сознания в другое, из естественного в его дубль. Клонирование как создание биологических двойников, также как и информационно-матричное копирование сознания (создание интеллектуального двойника) не ведут к вечности. Принять такое умозаключение психологически очень трудно, ведь тогда для нас практически не остается вариантов, а остается лишь одно - прожить ярко и насыщенно, максимально и эффективно раскрывая свой потенциал в текущем времени, двигаясь путем интеллектуального и духовного развития. В ином случае, даже если после вас останется искусственная голограмма, это будет весьма слабым утешением.


Конечно, найдутся оппоненты, имеющие иную мировоззренческую позицию, приводящие массу наукоподобных контраргументов. И с ними допустима игра, именуемая дискуссией. При этом в пылу эмоций важно не забыть, что любые концептуальные системы (теоретические модели), также как и их авторы, увы, конечны.


Вернемся к вопросу общности, парадоксально, но наука выявляет все больше схожестей в разных рядах развития. Теория систем, рождающаяся в ее лоне эволюционика, теория самоорганизующихся структур, синергетика и прочие, выделяют черты и моменты, свойственные любым развивающимся объектам. Следствием чего стало формирование синтетической (междисциплинарной) ветви познания, именуемой универсальным эволюционизмом. Причем, революционным (в некотором смысле поворотным) было признание факта эволюции не только у живых (биологических) систем (куда относятся и люди - разумные живые существа), но и у систем любой природы, даже у искусственных объектов техносферы. Сегодня констатируют и эволюцию идей, эволюцию разных сфер искусства и т.д. Не только информационных, но и эстетически-образных проявлений духовной культуры человека. Изменение парадигмы восприятия дает нам возможность увидеть Мир, как живую сущность. Живую не в плане биотического (органического) субстратного воплощения тех или иных его структур, а как их способность к самоорганизации и развитию, поэтапному усложнению.


В чем заключается эвристический смысл подобных открытий? Знание законов эволюции позволяет не только выявить траектории развития тех или иных систем, но и на практике воплощать их в конкретные объекты или технологии, овеществляя концептуальные модели в реальность. Не низко продуктивным и давно устаревшим методом проб и ошибок, теряя время, ресурсы и неся колоссальные финансовые затраты, а как бы зная наперед, куда пойдет развитие на следующих его этапах. Примером чего служит концепция Directed evolution (управляемой эволюции), применяемая в технологически развитых странах.


Ведя речь о предзаданности тех или иных этапов эволюции, нам надо отдавать себе отчет в том, что проявляющиеся закономерности раскрываются именно с качественной стороны. Количественные параметры могут в той или иной мере видоизменяться, что обусловлено вероятностными трансформациями окружающей среды - той реальности, в которую “погружена” исследуемая развивающаяся система. Могут формироваться условия, ускоряющие ход событий (некие катализаторы), либо наоборот, тормозящие их. Так, технологическая сингулярность, как момент бифуркации, предопределена общим ходом планетарной эволюции, но указать точную дату, когда она произойдет на самом деле невозможно средствами современной науки. И те отдельные теоретические модели, которые уже обнародованы (модель Панова-Снукса), при всей их значимости носят все же вероятностный характер. Более точными выступают эмпирические обобщения типа закона Мура, отражающего динамику умощнения микропроцессорной техники. Но на самом деле это не закон в его строгом понимании, а некая картина реальности, постфактум свидетельствующая о наличии направленных изменений и их характере. На основе чего осуществляется экстраполяция данной тенденции в будущее.


Здесь стоит упомянуть и о тех случайностях, на которые ссылаются исследователи, прогнозируя глобальные тренды. Это и джокеры, и черные лебеди, и прочие мистические сущности. Реальны ли они, или являются вымыслом, неким плодом воображения? Любая теория, создаваемая в текущий момент времени, всегда имеет относительный характер, поскольку не способна учесть все параметры самоорганизующейся системы - с одной стороны, и те воздействия внешней среды, которые проявятся в последующие моменты. Подобный парадокс обусловлен не только неопределенностью внешней реальности (сфера онтологии), но и неразвитостью теорий (сфера эпистемологии, теории познания), а также мировоззренческой и психологической зашоренностью (стереотипностью, стандартностью мышления) самих исследователей. Здесь проблема оказывается гораздо масштабнее - она носит не только личностный характер, но и общечеловеческий, ибо доминируют некие исторические формы - архетипы мышления. Принципиально новое знание всегда экстраординарно, знаменуя выход за рамки устоявшихся традиций, существующих форм познания, доминирующих методологий исследования. Вызывая нарушение, а иногда и полное разрушение известной и общепризнанной картины мира. Вспомним о ранней модели Земли, покоящейся на трех слонах, либо геоцентрической модели космоса.


Когда мы определяем наступающие времена термином многоликое будущее, это вовсе не означает множества путей-дорог для одной эволюции (допустим, планетарной), веером уходящих за горизонт наличной действительности, и не свидетельствует о бесчисленных возможностях миру проявить себя в калейдоскопе случайностей. Вовсе нет. Такое утверждение свидетельствует о многослойности разных эволюционных потоков (трендов). Концентрируя внимание на том или ином из них, исследователи будут создавать конкретную (отдельную) картину мира. Но такая картина - всего лишь одна из граней Мироздания, и как одна из граней бриллианта никогда не заменит его целостности. Хотя, безусловно, каждая из них фрактальна, отражая общую структурность.


А теперь резюмируем: реальность многообразна, раскрываясь в разных формах воплощения (в том числе, эволюционных), она показывает свой квантовый характер. Что самое удивительное, и человеческое сознание функционирует подобно - как квантовая система. Но мы ощущаем это только тогда, когда удается выбраться из довлеющих механистических и биологических программ, пробудить собственный разум, сонастроив его с функционированием Вселенной. Как в бесконечном Мироздании нет выделенных систем отсчета, так и в наших представлениях о нем нет доминирующей (преобладающей) точки зрения. Иными словами, в познании не может быть авторитетов - все они временные величины. Поэтому провозгласим плюрализм мнений и равноправие взглядов на будущее. Нам всем надо быть очень внимательными, чтобы не пропустить идеи нового поколения - молодого Эйнштейна или Дарвина, Ломоносова, Вернадского, Циолковского... Их имена пока неизвестны широкой общественности, но скоро станут символом взлета человеческой цивилизации, предвестником грядущей эпохи.

Показать полностью
16

И на Марсе будут яблони цвести?

О колонизации других планет, покорении космоса и прочей фантастике.



В чем разница между фантастикой и футурологией? Если фантастика ничем не ограничена и в ней допустимы любые образы Мира, на которые вообще способно человеческое сознание. Создается некая внутренняя реальность самого субъекта (виртуальность), затем облекаемая им в разные знаковые, понятийные, визуальные, музыкальные и иные формы, адресуемые другим людям или социуму в целом. Фантазийность выступает важнейшим фактором функционирования нашего мозга, ее значение крайне велико, причем, не только в сфере творчества. Любые идеи и гипотезы, даже научные, - это безудержный полет фантазии, свобода, раскрепощенность мысли, не сдерживаемой никакими преградами. Фантазии, будучи элементами виртуальности, не требуют обязательного соотношения с законами объективной реальности, они самодостаточны, для них вовсе не нужно быть воплощенными, с выходом за рамки внутренних представлений конкретной личности.

Коренное же отличие футурологии заключается в том, что ее образы реальности должны соответствовать законам Мироздания, разномасштабным траекториям развивающихся систем, их конкретной направленности. Это предполагает необходимость глубокого и всестороннего исследования той системы, относительно которой делается прогноз, анализа ее потенциала, генезиса, внутренних трансформаций. А также внешней среды, с которой система находится в коэволюции - сопряженном, взаимосвязанном развитии. Именно на основании этого создается футурологическая модель - концепция будущего данной системы с обязательным указанием временного горизонта (так называемая глубина прогноза).

Покажем это применительно к практике. Если сформулировать гипотезу с указанием появления в будущем искусственного интеллекта, то подобное есть фантастика. А если рассмотреть закономерности планетарного развития, его направленность, транзитность (историческую смену лидирующих структур), квантованность качественных переходов, с раскрытием универсальности происходящих изменений, их сквозного характера и определенной цикличности. А также отразить взаимосвязь земной эволюции с круговоротами космоса, создав теоретическую модель, где искусственный разум займет свое конкретное место в матрице эволюции планетарных систем (как некий химический элемент в таблице Менделеева). То это сфера футурологии.

Такой подход позволит нам классифицировать те или иные концепции разных авторов, относя предлагаемые ими идеи либо к фантастике, либо к футурологии. Причем, признание идей фантастическими вовсе не нивелирует их важности. Фантастика, в том числе научная, занимает достойное место в многообразном творчестве, выполняя не только развлекательную функцию, но способствуя развитию эстетически-образного мышления, расширяя гамму эмоционального восприятия, богатство духовного мира человека.

Теперь мы готовы к освоению Космоса. Начнем с самого главного (для нас!) - с человека. Как кажется, именно он должен выступить покорителем необъятных просторов Вселенной, заселить ближние и дальние планеты. Посадить яблоневые сады на Марсе. Выбрать себе дублирующий дом - иную экзопланету, находящуюся либо ближе к Альфа-Центавре, либо в созвездии Плеяд (для фантазий, как уже было сказано, нет абсолютно никаких ограничений). Так как ученые заявили о том, что Земля обречена на естественное умирание, из-за исчерпания ее внутренней энергетики и остывания. Но этого мало! Ведь нас ждут не только другие галактики, но и иные Вселенные, согласно гипотезе Мультимира (космологические идеи Линде, Виленкина и др.), в которые можно проникать через черные и белые дыры. А дальше еще больше... Стоп, стоп, кажется, здесь следует остановиться. И оглянуться на себя - человека. Кто он такой? В чем его сущность и каковы пределы его возможностей?

Человеческое существо - бинарная структура, состоящая из двух основных подсистем - биологической (БИО) и интеллектуальной (НОО). Именно это придает нам уникальность. Делает человека феноменом эволюции как мыслящий живой организм. Вместе с тем, ставя жесткие ограничения пространственной экспансии. Телесность роднит нас со всеми живыми существами Земли, с биосферой в целом, ее циклическими круговоротами. Но разве внешний для нас мир неживой природы можно отбросить? Без атмосферы существование человека невозможно, оно также невозможно без всех геофизических факторов - защитного озонового слоя, гравитационного поля планеты, следствием чего и является осевое строение нашего скелета. Ведь в космосе оно вовсе не нужно, как не нужны и определенные части тела, например ноги, там царит невесомость.

Еще крайне необходима определенная часть солнечного излучения и циклические (циркадные) его пульсации, обусловленные вращением самой планеты, вызывающие смену для и ночи. Биологические организмы миллионы и сотни тысяч лет встраивались в происходящий вещественно-энергетический обмен. Изъяв оттуда человека, надо будет все это воссоздать либо на межпланетном корабле, либо на Лунной базе. Но это только начало ограничений, с удалением от Земли они экспоненциально возрастают и ужесточаются. Происходит нарушение функционирования многих структур тела, а проникающее космическое излучение становится губительным для высших живых форм.

Здесь необходимо указать еще на одну важнейшую опасность - длительное нахождение в замкнутом пространстве крайне негативно отражается на психике. Что показала практика на орбитальных станциях, находящихся на земной орбите. А это еще не реальный Космос, а всего лишь грань между песчинкой Мироздания, имя которой Земля, и необъятным и бездонным пространством Вселенной, где расстояния измеряются не километрами, а световыми годами. Скольким поколениям космонавтов (астронавтов) необходимо смениться, чтобы добраться туда? А проблема репродукции в космосе практически неразрешима, даже если мы абстрагируемся от остальных запретов.

Ну и, конечно, такие притягательные черные и белые дыры, они как мифические Сирены манят фантазеров-путешественников, обещая им иные временные измерения и прочие чудеса. Надо лишь устремиться к ним, бесстрашно нырнув туда на космолете (звездоплане). Что же произойдет в этом случае? Любой приблизившийся объект (вне зависимости от его структурной организации - биологической или техногенной) будет мгновенно разрушен, полностью аннигилировав (исчезнув, испарившись).

Резюме: выявляя естественные (поставленные самой природой) ограничения для человека, мы вовсе не унижаем его достоинств. Чем плоха наша земная сущность? Разве рыбы сокрушаются над тем, что не парят как орлы высоко в небе? Хотя некоторые из них вполне могут выпрыгивать из воды, совершая краткосрочный полет.

Теперь совершим небольшой экскурс в сферу технологий. Часто приходится слышать о том, что целью экспедиций на астероиды, Луну и иные планеты станет добыча там полезных ископаемых. Если экономическая сторона таких проектов очень хорошо характеризуется поговоркой “Телушка - полушка, да рубль перевоз”. То техническая обусловлена непониманием сути самого техногенеза - определенной закономерности появления тех или иных видов технических объектов и связанных с ними технологий. Техноэволюция подходит к этапу, когда искусственное начинает создаваться на микроуровне (нанотехнологии, генная инженерия). Атомарно-молекулярный уровень вещества становится, образно говоря, строительной площадкой, где открываются удивительные возможности конструирования новых структур - новых необычных форм материи. При дальнейшем совершенствовании такие технологии позволят из горсти любого вещества делать то, которое соответствует заданным свойствам. Мчаться при этом куда-то на ракете и тащить оттуда тонны инопланетного грунта вовсе не нужно. Все уже есть под руками - здесь на Земле.

Ну и логический финал. А как же, скажите Вы, неужели гениальные умы заблуждались, говоря о том, что человечество не может вечно жить в своей колыбели? А неизбежно должно выйти в окружающий Космос. Безусловно, они правы, лишь с небольшой (но очень важной!) поправкой - речь должна идти не о самом человеке, а о цивилизации, идущей ему на смену. Цивилизации техногенного типа, имеющей небиологическую субстратную основу и искусственный интеллект, в качестве управляющей подсистемы. Именно такая цивилизация не имеет ограничений для мощной экспансии далеко за пределы планеты. И первые самоуправляемые космические зонды Вояджер, оснащенные искусственными интеллектуальными системами, уже преодолели границы Солнечной системы. Именно там открывается действительно безбрежный Космос.

Показать полностью

Новая книга о будущем

Кто будет после человека? В чём суть технологической сингулярности, преодолеет ли её цивилизация? Какова логика и направленность всей планетарной эволюции? В чём состоит своеобразие ноосферы? Какова роль искусственного разума в масштабных преобразованиях будущего? Живём ли мы в матрице? Как осуществлять сам процесс изучения будущего? Чтобы дать ответы на все эти вопросы, Эдуард Витол предлагает философско-теоретическую систему, названную «эволюционной футурологией». Где исследование будущего основывается на эволюционной методологии.

Книга  «Эволюционная футурология: мегатренды планетарного развития».

Новая книга о будущем Эволюция, Будущее, Постчеловечество, Прогноз
Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!