Из Майами в LA на C172. День первый. Лэг первый
Встав в шесть утра, чтобы в восемь быть уже в аэропорту, мы опоздали на час. Но владелец самолета перебил наше опоздание, задержавшись ещё на пол часа. Планы вылететь в сторону Калифорнии в 10, ну максимум 11 часов утра, были полностью сорваны.
Но обо всем по порядку. Первым делом, когда владелец приехал к ангару, решили посмотреть самолёт. Впечатление произвёл, надо сказать. Признаюсь честно: это была лучшая цессна 172 из тех, на которых я когда-либо летал. Видно, что за самолетом следят и ухаживают, несмотря на то, что летает он часто и много, судя по тому, как его сложно было забронировать.
Потратив около трех часов на вычитку договора, оплату, покупку страховки и обновление баз gps, мы наконец-то начали готовиться к вылету.
Посовещавшись, приняли решение первый лэг сделать не больше двух часов: посмотреть как самолёт летит, какой расход по топливу, да и вообще привыкнуть к нему.
Вещи загружены, топливо и масло проверено, наушники подключены, master on, prime as required, throttle open 1/8 inch, «от винта!», ключ на старт. Пропеллер прокрутился раз, два, рыкнув 4мя цилиндрами, двигатель завелся. Что ж, начало бодрое! Не выезжая с рампы проводим ранап. Flight controls - free and correct; flight instruments - set. check! Throttle 1700 rpm. Magnetos check. Left… drop…check! Back to both. Right…drop…check! Back to both. Carb heat check. Insignificant drop. Check! Throttle to idle…Engine still running. Back to 700 rpm. Radios…set. Check! Breakers release! Checklist complete.
Озвучив в эфир (аэропорт не контролируется) свои намерения рулить к 18ой полосе по единственной рулежке, начинаем руление. Полторы минуты и мы уже стоим перед полосой.
-Airpark traffic, white and blue skyhawk holding short of runway one eight. We are ready. Anyone on final? Airpark.
Не услышав в эфире ничего, что могло бы как-то задержать наш вылет, визуально убедившись, что никто не заходит ни на 18ю ни на 36ю полосы, для надежности кинув в эфир фразу «Airpark traffic, white and blue skyhawk departing runway one eight north bound, Airpark traffic», выруливаем на полосу.
Здесь надо сказать, что, по крайней мере в Америке, в неконтролируемых аэропортах (аэропорты, где отсутствует диспетчерская вышка или же в то время, когда она не работает - такое тоже бывает), у пилотов нет обязанности репортить свою позицию и намерения. Вот так. Как говорил герой Леонида Быкова в фильме «В бой идут одни старики»: «…крути головой на 360 градусов. Откроешь варежку - сожрут к чертовой матери». Вот в неконтролируемых аэропортах также: надо понимать, что всегда может найтись индивидуум, который будет считать, что сообщить свою позицию и намерения - это выдать свой план врагу…
Вырулив как можно ближе к торцу полосы, без остановки даю полный газ, самолёт взревел всеми своими 150 силами и начал неспешный разбег…
-airspeed alive.
-oil pressure green, temperature green. - докладывает мой копайлот.
Увидев, что самолет набрал скорость отрыва, по привычке проговариваю: “fifty five, rotate” и плавно тяну штурвал на себя. Набирает не быстро, но свои 500 футов в минуту держит, а нам больше и не надо.
-“Aioark traffic, white and blue skyhawk departed runway one eight. Will go northbound. Last call. Airpark”
Набрав 500 футов начинаем левый поворот со стандартным креном, разворачиваемся на 180 градусов и встаём на курс. Через полторы минуты, войдя в контролируемое пространство, начинаем работу:
- Daytona approach. Skyhawk six one niner seven two. Good afternoon.
- Six one niner seven two. Daytona approach. Welcome. Say request.
- We would like to pick up our IFR clearance, sir. Niner seven two.
- Niner seven two. Squawk 5647. Advise you are ready to copy clearance.
Вбив указанный код ответчика, отвечаем:
- Ready to copy. Niner seven two.
- Niner seven two. You are cleared to Lake city. As filed. Climb and remain three thousand. Expect five thousand in one zero minutes.
- Cleared to Lake city as filed, climb and remain three thousand, expect five thousand in one zero minutes. Niner seven two.
- Niner seven two, read back correct.
Вот написал и думаю: если бы я это прочитал год назад, да даже меньше, когда ещё не начал учиться летать по приборам, подумал, что какая-то галиматья и набор слов. Поэтому, на всякий случай, объясню, а кто все понял, может смело пролистать. Итак, поехали.
IFR clearance - грубо говоря, это подтверждение поданного плана полёта. Вам разрешён полёт из одной точки в другую, вы отражаетесь на радаре, вас видят, вас ведут. На самом деле, в Америке не обязательно подавать план- можно летать по правилам визуального полёта, но есть разные подводные камни. Это тема для отдельного поста.
Squawk - код ответчика. Так диспетчер видит, что вы - это вы, он знает куда вы летите и как вы летите. Используя разные установленные коды через него также можно передать сообщение о том, что, например, потеряна радиосвязь.
Niner - не опечатка, а авиационная фишка: цифра девять звучит именно так. Никто не знает почему, но, как говорил мой инструктор “it is what it is”.
Остальное, вроде, должно звучать понятно, поэтому возвращаюсь к рассказу.
Клиренс простой как табурет: даже делать нечего - все контрольные точки были вбиты в gps ещё на земле, поэтому осталось только следить за курсом и высотой.
Полёт прошёл штатно: немного сбился с курса, залетев в облако, но не критично. Минут через 20 Дайтона, пожелав нам хорошего дня и безопасного полёта, передала нас Джексонвиллю. Доложили свою высоту, услышали давление для высотомера. Ещё какое-то время пролетели в молчании, слушая эфир, минут за 20 до аэропорта назначения Джекс решил узнать какой заход мы хотим. Погода отличная. Решили заходить визуально. Визуальный заход разрешён. Ещё минут 10 и передали диспетчеру аэропорта. Послушали погоду, узнали ее код, все то же давление для высотомера, ветер, какая полоса в работе; доложили диспетчеру своё положение, удаление и намерения, получили разрешение на посадку.
Выходим на полосу. Удаление три мили. Газ прибрать. Закрылки 10…20… вертикальная скорость - те же 500 футов, но уже в снижении…. Закрылки 30… short final. Full flaps. Пролетели торец, цифры. Самый малый газ. Шутрвал чуть на себя, нос самолета задирается, но не чересчур - всегда видишь противоположный торец. Скорость падает, срабатывает сигнализация о сваливании… есть касание. Полоса длинная, широкая, съездов на рулёжка не так много, поэтому нечего насиловать тормоза. Слегка придерживаю тормоза, штурвал на себя (используем аэродинамическое торможение). Скорость падает, нос сам опускается, прокатываемся до ближайшего съезда. Получаем инструкции как рулить к терминалу.
Припарковав самолёт на рампе возле терминала, забираю документы, ключи, ценные вещи и отправляюсь на ресепшн, не забыв при этом попросить “top off” (то есть заправку под горловину бака) и разбивку сколько галлонов вошло в каждый бак.
Пока мой КОПАйлот КОПАлся в своих вещах, я по-быстрому организовал нам машину, чтобы съездить в город, перекусить. Сэм появился, когда я уже забирал ключи.
-Сергей, ты взял машину?
-ну да.
-сколько это стоит?
Не успеваю ответить, как мужик по ту сторону ресепшена говорит:
- для тебя 100$/ час.
Решаю ему подыграть:
-да, Сэм, с меня заправка - с тебя машина, давай кредитку.
Начинает мяться:
- ну, эм, а на сколько возьмём машину? Может быть лучше убер…нет, но если надо, то конечно….
-давай, давай. Убер будем два часа ждать - жрать охота, а нам ещё лететь.
Протягивает карточку. Беру. Поворачиваюсь к ресепшионисту, подмигиваю и говорю:
-сэр. Давайте пари.
-хах. Вот что и на что играем?
- камень, ножницы, бумага. Если я выигрываю - мы берём машину бесплатно, если проигрываю, списываете с этой карточки двойной тариф. Играем до двух побед.
- Идёт.
Надо сказать, что Сэм на удивление спокойно воспринял такое пари. Может у него уже в голове работал калькулятор - не знаю. Но вида он не подал.
Итак. Rock, paper, scissors! Моя победа. Rock, paper, scissors. Его победа. Сэм начинает нервничать, судорожно барабаня пальцами по фронт деску. Незаметно показываю мужику с ресепшена указательный палец. Он кивает. Ну! Rock, paper scissors! Выпадает как в первый раз, победа моя. Сэм выдыхает, ресепшионист картинно матерится, забираю ключи, идём к машине. Сажусь за руль, завожу мотор. Минуты три едем в тишине, потом Сэм решил нарушить молчание первым:
- но если бы ты проиграл… мы бы поделили расходы, да?… ты же решил рисковать.
Немного помолчав, словно обдумывая полученную информацию, со вздохом отвечаю:
- эх, Сэмми, Сэмми… Живешь в Америке, столько часов уже налетал… А не знаешь, что при заправке даже на несколько галлонов, тебе в ФБО в 99% случаев машину бесплатно дают!
И начинаю хохотать. Сэм, переварив услышанное, присоединяется ко мне. Так и смеялись всю дорогу до ближайшей закусочной. Времени ехать в приличный ресторан не было (даже если бы в этом городишке он и был) поэтому обошлись сабвеем. Перекусили и обратно в аэропорт. Уже три часа дня, а лететь нам по плану ещё ой как далеко…
Выводы: не все то плохо, что по цене ниже рынка; иногда можно и опоздать; знай, что ты можешь делать.
Переводы:
1. Flight controls - free and correct; flight instruments - set. check! Throttle 1700 rpm. Magnetos check. Left… drop…check! Back to both. Right…drop…check! Back to both. Carb heat check. Insignificant drop. Check! Throttle to idle…Engine still running. Back to 700 rpm. Radios…set. Check! Breakers release! Checklist complete. - Управление - свободно и корректно; приборы - настроены. Проверено! Обороты 1700. Проверка магнето. Левый….есть падение оборотов. Проверено! Обратно в положение «оба». Правый….есть падение оборотов. Проверено! Обратно в положение «оба». Проверка обогрева карбюратора. Незначительное падение оборотов. Проверено! Малый газ… двигатель работает. Обратно на 700 оборотов. Радио.. частоты установлены. Проверено. Отпустить тормоза. Чеклист выполнен.
2. -Airpark traffic, white and blue skyhawk holding short of runway one eight. We are ready. Anyone on final? Airpark. - Эйрпарк трафик, сине-белая цессна перед полосой один восемь. Готовы. Кто-нибудь на посадочной прямой? Эйрпарк.
3. Airpark traffic, white and blue skyhawk departing runway one eight north bound, Airpark traffic - Эйрпарк трафик, сине-белая цессна взлетает с полосы один восемь. Курс на север. Эйрпарк.
4. Aioark traffic, white and blue skyhawk departed runway one eight. Will go northbound. Last call. Airpark - Эйрпарк трафик, сине-белая цессна освободила полосу один восемь. Идём на север. Крайний выход в эфир. Эйрпарк.
5. - Daytona approach. Skyhawk six one niner seven two. Good afternoon.
- Six one niner seven two. Daytona approach. Welcome. Say request.
- We would like to pick up our IFR clearance, sir. Niner seven two.
- Niner seven two. Squawk 5647. Advise you are ready to copy clearance.
Вбив указанный код ответчика, отвечаем:
- Ready to copy. Niner seven two.
- Niner seven two. You are cleared to Lake city. As filed. Climb and remain three thousand. Expect five thousand in one zero minutes.
- Cleared to Lake city as filed, climb and remain three thousand, expect five thousand in one zero minutes. Niner seven two.
- Niner seven two, read back correct.
-Дайтона подход, цессна 61972. Добрый день.
-61972. Дайтона подход. Добро пожаловать. Ваш запрос?
-Мы бы хотели получить IFR clearance. 972.
-972. Код ответчика 5647. Сообщите когда будете готовы записать клиренс.
-готовы. 972
-972, вам разрешён полёт до Лэйк сити в соответствии с поданным планом. Набирайте и занимайте 3000 футов. Ожидайте 5000 футов через 10 минут.
-нам разрешён полёт до Лэйк сити. Набираем и занимаем 3000. Ожидаем 5000 через 10 минут. 972.
-972, обратная передача верна.