CptGrey

CptGrey

На Пикабу
120 рейтинг 4 подписчика 2 подписки 2 поста 0 в горячем
14

Из Майами в LA на C172. День первый. Лэг первый

Встав в шесть утра, чтобы в восемь быть уже в аэропорту, мы опоздали на час. Но владелец самолета перебил наше опоздание, задержавшись ещё на пол часа. Планы вылететь в сторону Калифорнии в 10, ну максимум 11 часов утра, были полностью сорваны.

Но обо всем по порядку. Первым делом, когда владелец приехал к ангару, решили посмотреть самолёт. Впечатление произвёл, надо сказать. Признаюсь честно: это была лучшая цессна 172 из тех, на которых я когда-либо летал. Видно, что за самолетом следят и ухаживают, несмотря на то, что летает он часто и много, судя по тому, как его сложно было забронировать.

Потратив около трех часов на вычитку договора, оплату, покупку страховки и обновление баз gps, мы наконец-то начали готовиться к вылету.

Посовещавшись, приняли решение первый лэг сделать не больше двух часов: посмотреть как самолёт летит, какой расход по топливу, да и вообще привыкнуть к нему.

Вещи загружены, топливо и масло проверено, наушники подключены, master on, prime as required, throttle open 1/8 inch, «от винта!», ключ на старт. Пропеллер прокрутился раз, два, рыкнув 4мя цилиндрами, двигатель завелся. Что ж, начало бодрое! Не выезжая с рампы проводим ранап. Flight controls - free and correct; flight instruments - set. check! Throttle 1700 rpm. Magnetos check. Left… drop…check! Back to both. Right…drop…check! Back to both. Carb heat check. Insignificant drop. Check! Throttle to idle…Engine still running. Back to 700 rpm. Radios…set. Check! Breakers release! Checklist complete.

Озвучив в эфир (аэропорт не контролируется) свои намерения рулить к 18ой полосе по единственной рулежке, начинаем руление. Полторы минуты и мы уже стоим перед полосой.

-Airpark traffic, white and blue skyhawk holding short of runway one eight. We are ready. Anyone on final? Airpark.

Не услышав в эфире ничего, что могло бы как-то задержать наш вылет, визуально убедившись, что никто не заходит ни на 18ю ни на 36ю полосы, для надежности кинув в эфир фразу «Airpark traffic, white and blue skyhawk departing runway one eight north bound, Airpark traffic», выруливаем на полосу.

Здесь надо сказать, что, по крайней мере в Америке, в неконтролируемых аэропортах (аэропорты, где отсутствует диспетчерская вышка или же в то время, когда она не работает - такое тоже бывает), у пилотов нет обязанности репортить свою позицию и намерения. Вот так. Как говорил герой Леонида Быкова в фильме «В бой идут одни старики»: «…крути головой на 360 градусов. Откроешь варежку - сожрут к чертовой матери». Вот в неконтролируемых аэропортах также: надо понимать, что всегда может найтись индивидуум, который будет считать, что сообщить свою позицию и намерения - это выдать свой план врагу…

Вырулив как можно ближе к торцу полосы, без остановки даю полный газ, самолёт взревел всеми своими 150 силами и начал неспешный разбег…

-airspeed alive.

-oil pressure green, temperature green. - докладывает мой копайлот.

Увидев, что самолет набрал скорость отрыва, по привычке проговариваю: “fifty five, rotate” и плавно тяну штурвал на себя. Набирает не быстро, но свои 500 футов в минуту держит, а нам больше и не надо.

-“Aioark traffic, white and blue skyhawk departed runway one eight. Will go northbound. Last call. Airpark”

Набрав 500 футов начинаем левый поворот со стандартным креном, разворачиваемся на 180 градусов и встаём на курс. Через полторы минуты, войдя в контролируемое пространство, начинаем работу:

- Daytona approach. Skyhawk six one niner seven two. Good afternoon.

- Six one niner seven two. Daytona approach. Welcome. Say request.

- We would like to pick up our IFR clearance, sir. Niner seven two.

- Niner seven two. Squawk 5647. Advise you are ready to copy clearance.

Вбив указанный код ответчика, отвечаем:

- Ready to copy. Niner seven two.

- Niner seven two. You are cleared to Lake city. As filed. Climb and remain three thousand. Expect five thousand in one zero minutes.

- Cleared to Lake city as filed, climb and remain three thousand, expect five thousand in one zero minutes. Niner seven two.

- Niner seven two, read back correct.

Вот написал и думаю: если бы я это прочитал год назад, да даже меньше, когда ещё не начал учиться летать по приборам, подумал, что какая-то галиматья и набор слов. Поэтому, на всякий случай, объясню, а кто все понял, может смело пролистать. Итак, поехали.

IFR clearance - грубо говоря, это подтверждение поданного плана полёта. Вам разрешён полёт из одной точки в другую, вы отражаетесь на радаре, вас видят, вас ведут. На самом деле, в Америке не обязательно подавать план- можно летать по правилам визуального полёта, но есть разные подводные камни. Это тема для отдельного поста.

Squawk - код ответчика. Так диспетчер видит, что вы - это вы, он знает куда вы летите и как вы летите. Используя разные установленные коды через него также можно передать сообщение о том, что, например, потеряна радиосвязь.

Niner - не опечатка, а авиационная фишка: цифра девять звучит именно так. Никто не знает почему, но, как говорил мой инструктор “it is what it is”.

Остальное, вроде, должно звучать понятно, поэтому возвращаюсь к рассказу.

Клиренс простой как табурет: даже делать нечего - все контрольные точки были вбиты в gps ещё на земле, поэтому осталось только следить за курсом и высотой.

Полёт прошёл штатно: немного сбился с курса, залетев в облако, но не критично. Минут через 20 Дайтона, пожелав нам хорошего дня и безопасного полёта, передала нас Джексонвиллю. Доложили свою высоту, услышали давление для высотомера. Ещё какое-то время пролетели в молчании, слушая эфир, минут за 20 до аэропорта назначения Джекс решил узнать какой заход мы хотим. Погода отличная. Решили заходить визуально. Визуальный заход разрешён. Ещё минут 10 и передали диспетчеру аэропорта. Послушали погоду, узнали ее код, все то же давление для высотомера, ветер, какая полоса в работе; доложили диспетчеру своё положение, удаление и намерения, получили разрешение на посадку.

Выходим на полосу. Удаление три мили. Газ прибрать. Закрылки 10…20… вертикальная скорость - те же 500 футов, но уже в снижении…. Закрылки 30… short final. Full flaps. Пролетели торец, цифры. Самый малый газ. Шутрвал чуть на себя, нос самолета задирается, но не чересчур - всегда видишь противоположный торец. Скорость падает, срабатывает сигнализация о сваливании… есть касание. Полоса длинная, широкая, съездов на рулёжка не так много, поэтому нечего насиловать тормоза. Слегка придерживаю тормоза, штурвал на себя (используем аэродинамическое торможение). Скорость падает, нос сам опускается, прокатываемся до ближайшего съезда. Получаем инструкции как рулить к терминалу.

Припарковав самолёт на рампе возле терминала, забираю документы, ключи, ценные вещи и отправляюсь на ресепшн, не забыв при этом попросить “top off” (то есть заправку под горловину бака) и разбивку сколько галлонов вошло в каждый бак.

Пока мой КОПАйлот КОПАлся в своих вещах, я по-быстрому организовал нам машину, чтобы съездить в город, перекусить. Сэм появился, когда я уже забирал ключи.

-Сергей, ты взял машину?

-ну да.

-сколько это стоит?

Не успеваю ответить, как мужик по ту сторону ресепшена говорит:

- для тебя 100$/ час.

Решаю ему подыграть:

-да, Сэм, с меня заправка - с тебя машина, давай кредитку.

Начинает мяться:

- ну, эм, а на сколько возьмём машину? Может быть лучше убер…нет, но если надо, то конечно….

-давай, давай. Убер будем два часа ждать - жрать охота, а нам ещё лететь.

Протягивает карточку. Беру. Поворачиваюсь к ресепшионисту, подмигиваю и говорю:

-сэр. Давайте пари.

-хах. Вот что и на что играем?

- камень, ножницы, бумага. Если я выигрываю - мы берём машину бесплатно, если проигрываю, списываете с этой карточки двойной тариф. Играем до двух побед.

- Идёт.

Надо сказать, что Сэм на удивление спокойно воспринял такое пари. Может у него уже в голове работал калькулятор - не знаю. Но вида он не подал.

Итак. Rock, paper, scissors! Моя победа. Rock, paper, scissors. Его победа. Сэм начинает нервничать, судорожно барабаня пальцами по фронт деску. Незаметно показываю мужику с ресепшена указательный палец. Он кивает. Ну! Rock, paper scissors! Выпадает как в первый раз, победа моя. Сэм выдыхает, ресепшионист картинно матерится, забираю ключи, идём к машине. Сажусь за руль, завожу мотор. Минуты три едем в тишине, потом Сэм решил нарушить молчание первым:

- но если бы ты проиграл… мы бы поделили расходы, да?… ты же решил рисковать.

Немного помолчав, словно обдумывая полученную информацию, со вздохом отвечаю:

- эх, Сэмми, Сэмми… Живешь в Америке, столько часов уже налетал… А не знаешь, что при заправке даже на несколько галлонов, тебе в ФБО в 99% случаев машину бесплатно дают!

И начинаю хохотать. Сэм, переварив услышанное, присоединяется ко мне. Так и смеялись всю дорогу до ближайшей закусочной. Времени ехать в приличный ресторан не было (даже если бы в этом городишке он и был) поэтому обошлись сабвеем. Перекусили и обратно в аэропорт. Уже три часа дня, а лететь нам по плану ещё ой как далеко…


Выводы: не все то плохо, что по цене ниже рынка; иногда можно и опоздать; знай, что ты можешь делать.


Переводы:

1. Flight controls - free and correct; flight instruments - set. check! Throttle 1700 rpm. Magnetos check. Left… drop…check! Back to both. Right…drop…check! Back to both. Carb heat check. Insignificant drop. Check! Throttle to idle…Engine still running. Back to 700 rpm. Radios…set. Check! Breakers release! Checklist complete. - Управление - свободно и корректно; приборы - настроены. Проверено! Обороты 1700. Проверка магнето. Левый….есть падение оборотов. Проверено! Обратно в положение «оба». Правый….есть падение оборотов. Проверено! Обратно в положение «оба». Проверка обогрева карбюратора. Незначительное падение оборотов. Проверено! Малый газ… двигатель работает. Обратно на 700 оборотов. Радио.. частоты установлены. Проверено. Отпустить тормоза. Чеклист выполнен.


2. -Airpark traffic, white and blue skyhawk holding short of runway one eight. We are ready. Anyone on final? Airpark. - Эйрпарк трафик, сине-белая цессна перед полосой один восемь. Готовы. Кто-нибудь на посадочной прямой? Эйрпарк.


3. Airpark traffic, white and blue skyhawk departing runway one eight north bound, Airpark traffic - Эйрпарк трафик, сине-белая цессна взлетает с полосы один восемь. Курс на север. Эйрпарк.


4. Aioark traffic, white and blue skyhawk departed runway one eight. Will go northbound. Last call. Airpark - Эйрпарк трафик, сине-белая цессна освободила полосу один восемь. Идём на север. Крайний выход в эфир. Эйрпарк.


5. - Daytona approach. Skyhawk six one niner seven two. Good afternoon.

- Six one niner seven two. Daytona approach. Welcome. Say request.

- We would like to pick up our IFR clearance, sir. Niner seven two.

- Niner seven two. Squawk 5647. Advise you are ready to copy clearance.

Вбив указанный код ответчика, отвечаем:

- Ready to copy. Niner seven two.

- Niner seven two. You are cleared to Lake city. As filed. Climb and remain three thousand. Expect five thousand in one zero minutes.

- Cleared to Lake city as filed, climb and remain three thousand, expect five thousand in one zero minutes. Niner seven two.

- Niner seven two, read back correct.


-Дайтона подход, цессна 61972. Добрый день.

-61972. Дайтона подход. Добро пожаловать. Ваш запрос?

-Мы бы хотели получить IFR clearance. 972.

-972. Код ответчика 5647. Сообщите когда будете готовы записать клиренс.

-готовы. 972

-972, вам разрешён полёт до Лэйк сити в соответствии с поданным планом. Набирайте и занимайте 3000 футов. Ожидайте 5000 футов через 10 минут.

-нам разрешён полёт до Лэйк сити. Набираем и занимаем 3000. Ожидаем 5000 через 10 минут. 972.

-972, обратная передача верна.

Из Майами в LA на C172. День первый. Лэг первый Истории из жизни, Пилот, США, Видео, Длиннопост
Показать полностью 1 2
6

Из Майами в LA на С172. Пролог

Ну вот и я добрался до Пикабу. Под настроение люблю написать что-нибудь, на мой взгляд, интересное, а потом не знаю куда это деть: в Инстаграм лонг риды не читают - там все больше про то кто что съел; фейсбуком я не особо активно пользуюсь; с тиктоком я так до конца не разобрался, да и вообще там не про тексты; ну а в твиттере лонг риды под запретом…
В общем, как говорится, «я просто оставлю это здесь».
Произошла эта история когда я ещё учился на пилота. На самом деле, не так давно: в ноябре 2021 года, но кто знает когда уважаемый читатель доберётся до этого поста…
Так вот, учился я во Флориде. Уже имел на руках лицензию частного пилота, допуск на полеты по приборам и аж целых 130 часов налёта . Ощущал я себя, без лишней скромности, настоящим пилотом (да, на Цессне, но капитан же!). Ох уж эта моя амбициозность!
Для того чтобы меня подписали на следующий экзамен мне надо было соответствовать определённым требованиям. Все перечислять не буду, но одно, которое и сподвигло меня на этот перелёт - налетать 100 часов в качестве командира. В школе предложили заменить часть полетов симулятором… но что за полеты в симуляторе - это ещё скучнее, чем по Флориде летать, да и кому в реальной жизни нужен пилот с огромным количеством часов в симе (забегая вперёд, хочу сказать, что с налетом меньше 500 часов ты в принципе никому не нужен, но это тема для отдельного поста). За такими размышлениями и нашёл меня один из инструкторов.
- ну что сидишь-скучаешь, бро. О чем задумался?
- Да, вот думаю как бы мне часов налетать.
- Так чего проще? Найди себе самолёт, да и лети куда угодно…
- Как? Я же в школе учусь, мне на местных самолетах надо летать.
- Ты парт 61 или 141?
- По 61му сейчас иду.
- Ну вот и все. Покажи мне в FAR AIM где есть требование по 61му парту, что ты должен летать только на школьных самолетах?
Применив свои навыки, полученные за 7 лет юридической практики, я проштудировал FAR AIM и действительно такого требования не нашёл.
Итак, что мы имеем: на одной чаше весов школьный симулятор, от которого с души воротит, а на другой возможность взять самолёт в аренду и на нем полететь… Полететь… да хоть куда! Хоть в Калифорнию! К слову сказать, на тот момент у меня в голове уже лет 5 сидела идея прокатиться через всю Америку с восточного побережья на западное. А тут можно не просто прокатиться, а полететь. Самому. Что я зря учился что ли? А ещё в Калифорнии у меня друзья живут…
Дня два думал: стоит оно того или нет. Но, как это часто бывает, решение для себя я уже к тому моменту принял: полету быть!
Пока думал начал искать самолёт. Цены не радовали от слова совсем: от 100$/ час + топливо. Цессна «кушает» 6-8 галлонов в час в зависимости от установленных в горизонтальном полёте оборотов, обедненности воздушно-топливной смеси и, как ни странно, «усталости» двигателя. Цена галлона тоже варьируется в зависимости от штата и аэропорта: самое дорогое где я заправлялся было 8$/галлон, самое дешевое - 4.5$. В среднем 6,5$. Проста математика нагоняла тоску: ((100 часов*8 галлонов)*6.5) + 100*100= почти 15,5 тысяч долларов. Дешевле, чем арендовать самолёт в школе, но все же.
Перспективы не радужные. Но где наша не пропадала (а наша пропадала везде). С упорством, присущим людям хотя бы раз побывавшим на переговорах с одной известной газовой монополией, продолжал искать.
«Ищите и обрящете» - завещал нам кто-то и оказался прав. К концу второго дня я наткнулся на группу в фейсбуке, где предлагалось взять самолёт в аренду по очень привлекательной цене: 65$/час, топливо сверху. Цена привлекательная: час полёта выходил в районе 110$, что не могло не радовать.
Созвонившись с владельцем, выяснив все детали, я начал думать дальше. Самолёт был свободен всего на 17 дней. За 2,5 недели отлетать 100 часов - это задача не из простых, учитывая, что 130 я налетал за 4 месяца. Ещё, конечно, смутил тот факт, что владелец попросил задаток в размере 500 долларов чтобы провести 100 часовую инспекцию и если я не возьму самолёт задаток останется ему... Помимо этого смущала цена, которая, как мы видим, была существенно ниже рынка.
Обдумав диспозицию и придя к выводу, что пятьюстами долларов можно рискнуть (в конце концов, кто не рискует, тот не пьёт шампанское), решил забронировать самолёт.
Но тут палки в колёса начала ставить школа. Два дня ушло на переговоры, увенчавшиеся успехом (как в последствии оказалось, сомнительным, но ни о чем не жалею). Осталось 15 дней.
Решая проблему, которую мне подкинула школа, в параллель я искал второго пилота. Причин для этого было несколько: во-первых, можно было разделить косты; во-вторых, лететь одному через всю страну, имея за плечами всего 5 часов самостоятельных полетов, - не самая хорошая идея.
На помощь пришёл все тот же Фейсбук. На мое объявление о поиске второго пилота, который готов пролететь из Флориды в Калифорнию и обратно, отлетав за 2 недели 100 часов, откликнулось на удивление много желающих. Но одни могли вылететь только через несколько дней, другие хотели, чтобы все косты я взял на себя… В общем, шума много - толку ноль.
В итоге все сложилось очень даже неплохо: нашёлся парень, который жил в Орландо (в 40 минутах от аэропорта, где надо было забирать самолёт), и высказал желание и готовность проделать такой путь.
Супер! Проблема в школе решилась к середине второго дня. Самолёт забрать уже не получится - договорился на утро следующего. Жил я тогда, грубо говоря, в Майами. До Орландо 3 часа на машине. Решив вопросы со школой, прыгаю на мотоцикл, гоню домой, навожу в комнате дичайший бардак в попытке собраться как можно быстрее. Погода - дрянь. На мотоцикле в Орландо ехать точно не вариант. Да и дорожная сумка - не тот аксессуар, с которым можно путешествовать на мотоцикле. Что делать? Время идёт. Проверяю все прокатные сервисы, у которых можно взять машину в Майами и вернуть в Орландо. Бинго. Нашёл. Бронирую. 300$. Не сказать чтобы мало, но в разрезе расходов на все это мероприятие - это уже, как говорил один мой коллега, «мелочки».
Прилетаю в офис прокатной компании за 15 минут до закрытия. Ваш ID, водительское удостоверение, пшпшпшпш карту. Примерно так для меня прозвучала фраза. Без задней мысли даю, что требуют.

-сэр, это кредитная карта?
-нет. Дебетовая.
-сэр, вы не могли бы дать кредитную карту?

А у меня кредитной карты нет. Ну то есть не то что с собой, а в принципе. Ну не люблю я быть должен - рассчитываю на свои возможности.
И тут у меня в мозгу проносится разговор 7-летней давности на новогоднем корпоративе с коллегой с Кипра, которого я уже и не помню как зовут.
-я вот в отпуск ездил в Штаты. Взял машину в Сан Франциско и прям до Сан Диего и доехал. Только представляешь. Без кредитной карты машину в прокат не возьмёшь.
И в подтверждение этих слов, уж не знаю кстати или не кстати всплывших у меня в голове, менеджер проката припечатывает:
-сэр, без кредитной карты я не могу выдать вам машину. Политика компании, сожалею, сэр.
Никакие уговоры не помогали: ни показанный чек из банкомата, указывающий, что на тот момент на счету ещё лежала круглая сумма, ни тот факт, что я машину уже через 4 часа верну в их же прокат - ничего не возымело действия. Америка - если написано, значит так. Но это, опять же, отдельная тема.
Выйдя из офиса, заказал убер в сторону дома и начал прикидывать варианты.
1. Попросить кого-нибудь из школы докинуть меня на самолете до нужного аэропорта. Вариант? Вариант. Но очень дорогой. 2 часа в одну сторону, 2 часа в другую, плюс ранап, очередь на взлёт - накинем ещё час. 5 часов*175(на тот момент)$/час - кучеряво получается.
2. Общественный транспорт. Долго, ненадежно, зато дёшево.
3. Убер. Просто заказать такси из одного города в другой. Ну возят же такси из Москвы в Минск людей в казино поиграть (ну, по крайней мере так рассказывают).
Пока размышлял за мной приехала машина. Сажусь, здороваюсь, подтверждаю, что я это я и адрес поездки. Как часто со мной бывает: в нужные моменты попадаются нужные люди. Таксист оказался разговорчивым. Посетовав ему на несправедливость американской системы проката машин, в ответ я услышал немало ругательств в отношении этой системы. Но помимо этого он дал мне классный совет:
- бро, вызови убер, когда заказ примут, позвони водителю и предложи половину цены, которую запросит убер и накинь сверху 20 баксов. Зуб даю - согласится. Я бы сам тебя отвёз, но мне жену в аэропорту встречать через два часа - с Гавайев прилетает.
К слову сказать, пока мы ехали ему позвонила его жена и услышав печальную повесть обо мне и о прокате, сказала мужу, что доберётся до дома сама, а он пусть меня отвезёт. Но он настоял, что поедет ее встречать. Ну и слава Богу. Уж очень он разговорчивый был, а болтать три часа без остановки - то ещё удовольствие.
Приехав домой, с третьей попытки я смог договориться с водителем, принявшим мой заказ, что за 180$ он меня довезет до Орландо. Машина приехала через семь минут. Закинув вещи в машину и попрощавшись с домом минимум на неделю, я залез на заднее сиденье, включил в наушниках любимый плейлист и отправился в славный город Орландо. Путешествие началось. Теперь только вперёд, навстречу приключениям.

Вывод: never give up - it’s such a wonderful life; не пытайтесь взять в Америке машину напрокат без кредитной карты (если только не арендуете через Turo, как это делал я все время до этого когда мне нужна была машина); фейсбук не такой уж бесполезный.

Продолжение завтра…

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!