Карбоновая панель для самолета. Часть 1
Привет всем! В комментариях к прошлым постам были вопросы типа “а где же собственно карбон?” или “а где же собственно результат?”. В этой серии постов напишу об изготовлении двух именно карбоновых деталей. Не говорю, что я суперспец в углепластике и подобных композитах, наоборот, начинающий. Но с удовольствием расскажу о собственном опыте освоения этой интересной технологии.
Для начала хочу отметить удивительную технологичность современного мира. Что материалы, что технологии, оборудование - всё это позволяет абсолютно любому человеку при должном желании и усердии создавать уникальные вещи, заниматься техническим или любым другим творчеством. Когда думаю об этих возможностях, меня прямо распирает от нетерпения и любопытства. А теперь ближе к теме поста.
О чем пойдет речь? Вы прочитаете небольшую историю, как я решал задачу сделать карбоновую панель приборов для маленького частного самолета.
Утром одного солнечного дня с приятным грибным дождиком зазвонил телефон. На том конце трубки прозвучал вопрос: “а можете сделать карбоновую деталь? Такую плоскую с углублениями.” По ходу выяснилось, что надо сделать панель приборов на самолет. В этот момент понял - надо ехать и смотреть всё на месте.
Через несколько дней на аэродроме увидел и самолет. Это был Piper Cherokee какого-то лохматого года. Стоял в ангаре, освещенный лампами, а внутри ковырялся шустрый парень-техник. В целом, машина производила бодрое впечатление. Было видно, что за ней ухаживали, уделяли время и внимание. Внутри был перешитый салон: сиденья, обшивка, - а вот приборная панель осталась без особых вмешательств. Довольно аккуратная, без явных косяков использования.
Представь, ты видишь перед собой кучу железа, рукояток, циферблатов, тумблеров, этакая техномешанина и сходу мозг пытается как-то эту информацию упорядочить, оценить, переработать.
Что из этого можно сделать? Не будет ли мешать или создавать проблем, неудобств? А как это будет смотреться? Основное желание заказчика было объединить отдельные части панели в одну деталь и нарастить ее снизу (фото исходное). Обязательным условием стало наличие колодцев - углублений под циферблаты приборов. Дело в том, что в самолетах этого типа и года выпуска подсветка приборов боковая. То есть над каждым прибором где-то вверху справа есть специальная лампочка. Если, скажем, вместо колодца будет просто отверстие, прибор будет освещен слабее. Так шаг за шагом пришло понимание и общее видение задачи.
Мы решили делать две половины приборной панели: левую и правую. То взять исходную деталь, объединить со средней частью и закрыть низ.
А здесь скажу пару слов о технологии. Чтобы сделать карбоновую или стеклопластиковую деталь в любом случае нужна матрица - специальная оснастка, несущая на себе отпечаток или след детали. В моем случае матрица стеклопластиковая. В свою очередь, чтобы сделать матрицу, нужен точный макет будущей детали - мастер-модель.
Забегая вперед, скажу, мастер-модель левой панели сделал комбинированной - то есть объединил исходную деталь и фрезерованные элементы. А правая получилось цельнофрезерованной. Но об этом в будущих постах. Я расскажу подробно обо всех этапах, как проектировал, как придумывал, как делал. О тех трудностях, косяках, с которыми сталкиваешься при отработке технологии. О моментах, когда понимаешь, что надо все переделать. С самого начала. Своеобразная битва, в которой добываешь бесценный опыт и шишки. Так вот, дальше всё будет о набитых шишках.
Подытоживая, хочу сказать, эти посты, писанина вовсе не о карбоне, самолетах и тд. Это посты о том, как взять и начать что-то делать самому. Как пару лет назад оставил предыдущую работу, специальность и начал с нуля осваивать новую и манящую меня область. Откуда брались силы и энергия на работу. Как шаг за шагом из ничего что-то рождается, строится, возникает энергетика движения. Другими словами, это рефлексия и переосмысление созидательного творческого процесса. Если вам интересно, буду рад давать подробные описания, комментарии, обсуждение и взаимодействие.
И напоследок фото левой панели в карбоне :)