На пути к эмиграции ч1: Сказка о потраченном времени
Это рассказ о том, как мы с мужем получали статус постоянных резидентов Канады. Важно: весь описанный ниже и далее процесс миграции был актуален тогда, когда мы подавались на визы. Система постоянно меняется, вводятся новые правила. Актуальные данные лучше смотреть на сайте правительства Канады. Начнем.
Мы собрались в Канаду в декабре 2015 года. Во всяком случае, тогда у мужа возникла эта идея-мечта, и мы решили действовать. Почему именно Канада? Если коротко: высокий уровень здравоохранения, стабильная экономика и самое главное – достаточно простые условия для иммиграции.
Муж программист. Сначала мы полагали, что это именно ему предстоит перевезти нас обоих, а меня – пиарщика по образованию и редактора по профессии – в англоязычной стране никто не ждет. Однако существовало два неприятных но: знания английского языка у мужа были сильно ниже уровня «Ландон из зе кэпитал оф Грейт Британ» и лет ему на тот момент было 29. Поскольку до своего 30-го дня рождения успеть выучить английский до уровня Advanced он явно не успевал, мы гарантировано теряли драгоценные баллы. Тем не менее, иного выхода, как нам казалось, не было.
Итак, что нужно было нам для иммиграции в Канаду?
Мы собирались иммигрировать по программе Federal Skilled Worker через онлайн-сервис Express Entry. Система там балловая, то есть ты получаешь определенное количество баллов за:
- возраст (с 30 лет баллы начинают снижаться);
- образование (за канадское баллов больше);
- знание языка (английский или французский, а можно и оба сразу – баллов мало не бывает);
- опыт работы (за канадский, соответственно, больше баллов);
- job offer (приглашение на работу) от какой-нибудь канадской фирмы;
- знание языка от супруга/супруги;
- провинциальную номинацию.
Минимально нужно набрать 300 баллов. Перешагнув этот порог, вы попадаете в так называемый candidates pool – длинную очередь, из которой дважды в месяц, как правило, отбирают 500-2500 человек. При этом вы не знаете, какой вы по счету в этой виртуальной очереди. Когда мы все это планировали, в процессе надвигались серьезные изменения: хотели добавить баллов за канадское образование и снизить количество баллов за job offer. Это означало, что многочисленные бывшие канадские студенты отодвинут нас от желанного приглашения на неопределенный срок. Нужно было торопиться.
Так или иначе, большинство жаждущих с обыкновенным образованием и опытом работы набирают 390-470 баллов. С 300 баллами там делать нечего – минимальный уровень получивших приглашение за год, что мы мониторили ситуацию, не опускался ниже 450.
Итак, нам нужно было предъявить минимум трехлетний опыт работы по определенному коду в NOC (National Occupational Classification, национальный классификатор профессий). При этом не менее года в одной конторе. Затем подтвердить образование и показать максимальное знание английского языка, а именно 9 CLB (Canadian Language Benchmarks, кандаский языковой стандарт).
Начнем с NOC. Всего в этом классификаторе профессий пять уровней: нулевой (руководители), А (профессионалы), В (технические специалисты), С (работа, для которой достаточно среднего образования или специального тренинга: дальнобойщики, мясники и пр.) и D (низко-квалифицированный труд: уборщики, работники заправок, собиратели ягод и пр.). Чтобы пройти по программе Federal Skilled Worker, ваша профессия в NOC должна быть уровня 0, A или В. Список там огромен, у каждой профессии свой код.
В начале нашего пути нам даже не пришло в голову искать среди списка редактора/пиарщика, ибо мы почему-то полагали, что эти должности вообще в NOC не существуют. Зато разнообразные программистские направления там, конечно, есть. Опыта у мужа было предостаточно, так что тут мы не волновались. Нужно было лишь собрать справки-письма с мест работы и перевести их на английский.
Важная деталь – эти письма обязательно должны были быть на официальном бланке компании-работодателя. В них обязательно указываются: должность (в соответствии с описанием в NOC), список обязанностей (опять же в соответствии с описанием в NOC), зарплата (чтобы доказать, что работа оплачивалась, а не была волонтерством или типа того), рабочие часы (не меньше 30 в неделю) и контакты лица, готового подтвердить подлинность всего вышеизложенного. Обычно это ваш непосредственный начальник или кто-то из отдела кадров.
Теперь язык. Девятка по канадской системе оценки языка эквивалентна следующим показателям в международном экзамене IELTS (его мы и решили сдавать): Listening (Аудирование) – не менее 8, Reading (Чтение) – не менее 7, Speaking (Устная часть) – не менее 7 и Writing (Письмо) – тоже не менее 7.
С января муж принялся усиленно учить английский, начав с походов к репетитору на дом дважды в неделю по два академических часа. Репетитором была миленькая, но неряшливая девушка – молодой учитель английского. Она почти сразу поставила крест на наших надеждах перебраться в Канаду в 2016 году, ибо заявила, что муж достигнет уровня Pre-Intermediate только месяцев через шесть. Напомню, что для необходимого количества баллов нам надо было сдать IELTS на 8, 7, 7 и 7. Это скорее Upper-Intermediate. Спустя пару месяцев занятий муж бросил репетитора и перешел на самообучение. Все это тянулось очень долго. Наступила весна, а мы так и не перешли к активным действиям.
Где-то в апреле мне надоело ждать, и я задала риторический вопрос: «Почему редакторам нельзя быть заявителями, что за несправедливость?» Английский я учила в школе, продолжила в универе, ездила в языковую школу в Англию на месяц и еще после выпуска из универа некоторое время ходила к репетитору. Короче, у меня было больше шансов ускорить наш переезд. Плюс я на четыре года моложе мужа и по возрасту получаю больше баллов. И тут мы впервые за все время решили погуглить редакторский и СсОшный (от связи с общественностью, собственно) коды в NOC. И о чудо! Оказывается, обе эти профессии прекрасно существуют на уровне А под кодами 5122 и 1123, соответственно. Так было решено именно мне – человеку с, казалось бы, самыми никчемными в эмиграционном плане профессиями – сдавать IELTS и становиться основным заявителем. Все это оказалось далеко не так легко, как ожидалось, но это уже отдельная история.
Ваше рассуждение в общем-то правильное в том смысле, что мужу (после изучения языка, понятно) найти работу в Канаде будет, скорее всего, намного проще, чем Вам. IT востребованно, опыт легко конвертируется, все инструменты одни и те же по всему миру. Но это отношения с реальными работодателями, а правительству важна лишь формальная сторона дела, т.е. бумажки об опыте и образовании.
Кстати, гляньте на ютубе канал Михаила Портнова. У него там есть серия видео по поиску работы (в США, правда, но принципы одинаковые), составлению резюме и прохождению интервью. Очень много такого, о чем в России мало задумываешься, а в Америке без этого оказывается никак, даже в IT.
Пишите дальше. :) Интересно, как все проходит после того, как набрали нужный балл.