Анонс
Пост в Лигу психотерапии.
Вместо предисловия
Психологическое знание, получив самостоятельность и отделившись от философии в отдельную науку, оказалось на перепутье литературы и медицины. Тяга к естественным наукам взяла верх, сегодня психология немыслима без эксперимента и математического аппарата, обосновывающего полученные статистическими замерами результаты.
А как выглядела бы психология, если бы хорошим тоном стало владение словом и литературный путь?
Европейская традиция предложила свой вариант, - психоанализ и аналитическую психологию, "Психопатологию обыденной жизни" Фрейда и "Архетип и символ" Юнга.
Американская традиция предложила свой - в трудах Уильяма Джемса, воспевшего прагматизм.
В русской традиции есть свой выдающийся автор. Её способность к интроспекции феноменальна. Её тексты опрокидывают привычные представления о том, что психодинамической психологии в России нет и тезис о том, что познать внутренний мир, вглядываясь в себя и записывая свои переживания, без эксперимента, не получится.
Она умела вглядываться в душу и видеть правду.
18 марта 2017 года ей исполнилось бы 115 лет.
Её имя - Лидия Яковлевна Гинзбург.
Записки блокадного человека
Она пережила блокаду Ленинграда, работала редактором Ленрадиокомитета, выпускала военно-литературные передачи. Во время блокады в 1942 году потеряла мать, умершую от последствий дистрофии. Позже написала «Записки блокадного человека», опубликованные только в 1984 году.
Писательница стала широко известна в восьмидесятые годы XX века — прежде всего, как автор «Записок блокадного человека» (вышли в журнале «Нева» в 1984 году). Однако по-настоящему её работы стали популярны в 1970-х годах.
Книга Лидии Гинзбург «Записки блокадного человека» переведена на английский, французский, испанский, нидерландский и шведский языки.
Прочесть её можно онлайн, бесплатно, здесь
http://militera.lib.ru/memo/russian/ginzburg_la/01.html
В цикле материалов в Лиге психотерапии я прокомментирую с психологической точки зрения этот потрясающий по силе воздействия текст. Речь в нём о голоде, поэтому его по-особому воспримут читатели, у которых есть своё знание об этом, выстраданное.
Это может быть страдание от хронического недоедания в 1990-е,
мука жизни в нищете из-за долгов,
невозможность есть досыта, будь то бедный студент или мать-одиночка, недоедающая ради того, чтобы кормить ребёнка,
или страшные дни жизни на одной воде в какой-то другой ситуации.
Это риск.
Если, читая посты, вы почувствуете, что обсуждение "Записок блокадного человека" усугубляет ваше моральное состояние, пожалуйста, поставьте в игнор тэг "дистрофия".
Все посты с разбором книги Лидии Гинзбург будут идти с этим тэгом, и у вас есть возможность регулировать, увидите вы их или нет.
Тема блокадного Ленинграда требует особого отношения, поэтому иллюстрировать посты будут византийские мозаики 10-12 веков. Это тысячелетняя дистанция, с которой на нас смотрят - люди.
Отличительная особенность византийского стиля в мозаичном искусстве заключается в том, что мастера соблюдали максимальную точность пропорций человеческих тел. Нередко фигуры изображались мозаичистами в повороте или движении. Психологизм Лидии Яковлевны Гинзбург именно такой - точнейший и объёмный.
Публикацию цикла постов я планирую завершить к празднику Победы, 9 мая.
Биография Л.Я.
Лидия Яковлевна Гинзбург (1902—1990) родилась в Одессе. Отец умер, когда девочке было всего 8 лет, и заботу о ней взял на себя дядя. О матери в 1910 году не сообщают подробностей.
Блестящий литературовед, критик, публицист, ученица Тынянова и Эйхенбаума, она представляет собой человека-эпоху, чье научное и писательское слово звучало свежо и новаторски и долгие годы определяло состояние умов в обществе. Областью ее интересов была русская литература XIX — начала XX веков, ее книги "О психологической прозе", "О лирике", "О старом и новом", "Литература в поисках реальности" широко известны в узких гуманитарных кругах.
В 1988 году – за два года до смерти – Лидия Гинзбург стала лауреатом Государственной премии СССР. Премию она получила за книги «О литературном герое» (1979) и «Литература в поисках реальности» (1987).
Скончалась Лидия Гинзбург 17 июля 1990 года в Ленинграде. Похоронена на кладбище писательского поселка Комарово. Осознание оригинальности и масштаба фигуры Лидии Гинзбург, изучение ее наследия и роли «свидетеля XX века» началось в России только в 2000-е годы.
Психологическая проза Л.Я., пример:
"Зимой людьми, подходившими к этому прилавку, владела одна всепоглощающая страсть. Они почти не говорили; с маниакальным нетерпением они смотрели вперед, через плечо соседа на хлеб. Сейчас не то; но и сейчас у самых весов прекращаются посторонние разговоры. Шея вытягивается. Напрягаются мускулы лица. Покупатель вступает в контакт с продавцом. Оба молча, сосредоточенно борются за грамм недовеса или перевеса. Человек у прилавка смотрит, как продавщица непринужденно берет с полки буханочку, как разрезает корку, вскрывая красивую шоколадного цвета мякоть. Она отрезает или добавляет прямоугольные плотные кусочки, они лежат тут же на доске, их нельзя взять и съесть. Табу. Весь огромный общественный механизм ограждает эти кусочки от тянущейся к ним человеческой руки. Больше между ними сейчас нет ничего — ни замков, ни милиции, ни очереди. Только великая абстракция социального запрета".
Ещё пример прозы есть на Пикабу здесь:
http://pikabu.ru/story/chem_khorosho_rabotat_po_nocham_ochen...
Для меня Л.Я. пример человека, который не совпадал со своей эпохой. Современная ей психология сначала увлекалась психотехникой и экспериментами с рефлексами, потом тестологией и марксистским пониманием личности.


Не могу найти нормальный файл, чтобы скачать (почему-то всюду выложен только кусочек про Олейникова), начала онлайн.
Какая фраза...!
"Зимой же утреннее пробуждение — уже только включение в ряд возобновляемых страданий, длящихся до нового сна".
А что за настрой такой в личной жизни, что такая тема выбрана тяжелая?
Спасибо огромное. По диагонали по ссылке пробежала текст книги - чтение явно нелегкое. Но надо найти версию для электронной книги, пожалуй. С экрана не хочется читать.
И сразу вспомнились мне блокадные дневники (записные книжки) Леонида Пантелеева.
Надо эту книгу приобрести себе в библиотеку. Сейчас глянула, в Доме книге стоит 130 руб.
А вы когда уже начнете разбирать Гинзбург?)
Спасибо, давно жду. Книга очень сильная.